Виды изобразительного искусства
1. живопись
2. графика
3. скульптура
4. архитектура
5. декоративно-прикладное искусство
6. дизайн
Раскройте требования, предъявляемые к произведениям изобразительного искусства, используемым в работе с дошкольниками:
- доступность содержания в соответствии задачам обучения и воспитания ??????;
- доступность выразительных и изобразительных средств - реалистичность изображения????;
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям восприятия дошкольника?????????.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С его помощью дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне ли наблюдаемому детьми в реальной жизни.
Познавательная функция искусства.Знакомя детей с жанровыми произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.). При том не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, проще всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, рассказывает, что побудило художника написать ту картину.
При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель подчеркивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.
Любое произведение искусства строится по определенным, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.
Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Имеют в виду и такую особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь на уровне рационального логического мышления. В самом же произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционального, следовательно, и познание искусства должно осуществляться на основе единства, эмоционального и рационального, что обусловливает речь воспитателя и ребенка.
На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный, отважный, мужественный, бесстрашный и др.), вводя их в активный и пассивный словарь детей, а также специфические изобразительные термины — холодный и теплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова, связанные с композиционным построением картины,— план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: тепло-холодность, колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм, симметрия, пространство, динамика, изображение стилизованное, обобщенное.
С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Почему важно развивать внутреннюю речь? Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Воспитательная функция искусства.Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.
Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении). Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.
Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.). Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер.
18. Дайте определение понятию «живопись». Раскройте требования к подбору произведений живописи в старшем дошкольном возрасте. Охарактеризуйте методику ознакомления дошкольников с портретной живописью.
Решите педагогическую задачу:
Расставив на мольбертах картины о весне, педагог объясняет детям старшей группы, что в детском саду открывается картинная галерея и вечером на выставку придут дети средней группы, которым нужно рассказать о представленных на выставке картинах. Предлагает выбрать несколько «экскурсоводов». Дети дружно обсуждают, что, в какой последовательности можно рассказать о той или иной картине, проводят экскурсию со сверстниками, которые не только слушают, но и активно помогают «экскурсоводу» в составлении рассказа.
Вечером дети средней группы с удовольствием слушают рассказ «экскурсоводов», которые с достоинством демонстрируют картинную галерею.
Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации направленный на обучение детей восприятию произведения искусства.
ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, позволяющий художнику изображать окружающую действительность, передавая свои чувства и представления в зрительно воспринимаемых образах посредством нанесения красок на поверхность, используя цвет как главное средство выразителности.
Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная.
Требования, предъявляемые к произведениям живописи, используемым в работе со старшими дошкольниками:
- доступность содержания в соответствии задачам обучения и воспитания;
- доступность выразительных и изобразительных средств - реалистичность изображения,
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям восприятия дошкольника.