Тема 63. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях и роль государственных органов
Существенным отрицательным фактором, влияющим на состояние народной художественной культуры является отсутствие должного внимания к проблемам сохранения народной культуры со стороны органов государственной власти субъектов РФ
Некоторые органы управления культурой на местах не курируют сферу народной культуры в ее разных формах и проявлениях должным образом:
- слабо анализируют состояние и тенденции развития народной культуры;
- не ведут постоянной работы по выявлению носителей народных традиций, сбору и популяризации художественного наследия, локальных образцов народной культуры;
- не в полной мере ими используются имеющиеся возможности для вовлечения в процесс народного творчества различных возрастных и социальных групп населения, создания условий для привлечения детей к занятиям народной культурой;
- нередко органы управления культуры ориентируются лишь на количественные и финансовые показатели и не уделяют необходимого внимания художественному уровню, творческому качеству создаваемых художественных коллективов;
- не вникая глубоко в суть и качество деятельности в сфере народного творчества, органы культуры тем самым способствуют девальвации народной культуры России;
Село в силу своих специфических условий производства и образа жизни, остается хранителем и истоком народной культуры, а основным условием ее развития и популяризации является деятельность учреждений культуры. Однако за последние годы здесь также наблюдаются отрицательные тенденции:
- произошел моральный и физический износ ресурсов сельских клубов и домов культуры, сокращение их сети;
- продолжается тенденция сокращения сети клубных учреждений и по прогнозам специалистов, эта тенденция; после передачи сельских учреждений культуры в ведение муниципальных и поселенческих органов исполнительной власти, будет усугубляться;
- в условиях рыночных отношений большинство клубных учреждений лишились финансирования своей основной уставной деятельности и стали заложниками коммерциализации;
- постоянно растет число кружков и коллективов, в том числе и детских, занятия в которых осуществляется на платной основе
Такое положение ведет к сокращению отечественного культурного потенциала, утрате традиций народной культуры.
Приоритетные задачи в этой сфере предполагают осуществление комплекса мер, имеющих следующие цели:
- содействие коренному улучшению организации научных исследований состояния и перспектив развития традиционной народной культуры;
- оказание приоритетной поддержки региональным проектам, направленным на проведение планомерной работы по сохранению и популяризации народного творчества;
- осуществление изданий научных работ, методических пособий, репертуарных сборников;
- проведение мониторинга качественного состава и потребности кадров в сфере традиционной культуры;
- определение мер по повышению уровня и качества подготовки специалистов в области народной культуры.
В целях преодоления кризисной ситуации вокруг народной художественной культурыв виде конкретных мер для развития народной художественной культуры в современных условиях, следует указать на следующее:
· необходимо проповедовать ценности народной культуры в формах, которые позволяют современные средства коммуникации;
· развивать народное искусство в местах традиционных промыслов;
· поддерживать народную художественную культуру с помощью системы образования, для чего необходимо использовать эффективную систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз); свою роль в этом деле также выполняет система этнокультурных центров (Некрасова М.А.).
Только совместными усилиями всего общества (народа, государства, талантливых авторов) возможно сохранение ценностей народной художественной культуры и создание условий для их дальнейшего развития.
Вопросы
К государственному экзамену по предмету
«Теория и история народной художественной культуры»
Билет 1
1. Предмет дисциплины «теория и история народной художественной культуры», методы и функции дисциплины
2. . Отражение народной художественной культуры в трудовой деятельности: опосредованная связь с трудовой жизнью
3. Народная педагогика и ее связь с традиционной культурой
Билет 2
1. Основные принципы анализа понятия «народная художественная культура»
2. Русская народная художественная культура и социальная жизнь народа
3. Традиционная народная культура в современной социокультурной ситуации, проблемы фольклоризма в культуре
Билет3
1. Признаки и содержание народной художественной культуры
2. Структура народного декоративно-прикладного искусства как части народной художественной культуры
3. Пути и способы сохранения народной художественной культуры в современных условиях: активная форма
Билет 4
1. Народ как субъект народной художественной культуры
2. Фольклор как часть народной художественной культуры: основные структурообразующие элементы
3. Пути и способы сохранения народной художественной культуры в современных условиях: пассивная форма
Билет 5
1. Понятие традиции и ее роль в сохранении и развитии народной художественной культуры
2. Структура фольклора как части народной художественной культуры: эпический жанр
3. Структура современной русской народной художественной культуры в оценке ученых
Билет 6
1. Специфика передачи традиций в народной культуре: механизм устной передачи в прошлом и настоящем
2. Структура фольклора как части народной художественной культуры: лирический жанр
3. Современные формы бытового творчества и их связь с традиционной народной художественной культурой
Билет 7
1. Понятие культурного стереотипа и его роль в народной художественной
культуре
2. Структура фольклора как части народной художественной культуры: драматический жанр и его отражение в фольклорном театре
3. Постфольклор, «примитив» («наивное искусство»), «третья культура», «промежуточная культура: сущность понятий и специфика связей с народной художественной культурой.
Билет 8
1. Понятие архетип и его роль в народной художественной культуре
2. Этническая хореография как часть народной художественной культуры: происхождение и связь с другими формами культуры
3. Народная художественная культура, промежуточная и массовая культуры постсоветской России (конец XX- начало XXI в.в.)
Билет 9
1. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст
2. Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры
3. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры как национальное художественное достояние России
Билет 10
1. Понятия «импровизация», «вариант», «инвариант» в народной художественной культуре
2. Взаимодействие фольклора и народного декоративно-прикладного искусства как двух форм русского народного искусства
3. Народное декоративно-прикладное искусство России в современных условиях: роль художественных промыслов, народных мастеров
Билет 11
1. Проблемы народной художественной культуры в трудах отечественных и зарубежных авторов
2. Функции народной художественной культуры: общая характеристика
3. Профессиональное искусство и русское народное художественное творчество, их взаимодействие и историческая динамика
Билет 12
1. Русская народная художественная культура в идеологической системе советского периода. Сущность классового подхода в определении понятия «народная художественная культура»
2. Функции народной художественной культуры: классификация функций
3. Кризисные явления в современной русской народной художественной культуре: общая оценка
Билет 13
1. Понятия«народное художественное сознание» и «народное художественное творчество
2. Эволюция функций русской народной художественной культуры в процессе исторического развития общества: досоветский период
3. Кризисные явления в народной художественной культуре: декоративно-прикладное искусство
Билет 14
1. Духовные истоки русской народной художественной культуры: дохристианские традиции
2. Функции народной художественной культуры в советский и постсоветский (современный) периоды
3. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях и роль государственных органов
Билет 15
1. Становление современной русской народной художественной культуры. Роль межэтнических контактов
2. Народная художественная культура и массовая культура
3. Традиционные праздники и обряды календарного цикла: народное содержание Спасов (Медовый, Яблочный, Ореховый).
Билет 16
1. Древнеславянская и древнерусская культуры: соотношение и содержание понятий.
2. Мультикультурализм и проблемы народной художественной культуры в современных условиях
3. Традиционные праздники и обряды пограничного характера: осенний цикл («зажинки», «дожинки», традиция «завивания бороды»)
Билет 17
1. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Циклический тип календаря
2. Социодинамика русской народной художественной культуры: основные источники исследования и этапы развития народной художественной культуры
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: грачевник, сорок сороков, Евдокия Плющиха
Билет 18
1. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Линейный тип календаря
2. . Социодинамика русской народной художественной культуры: основные направления и формы развития
3. Традиционные русские праздники и обряды пограничного характера: осенний цикл (народное содержание христианских праздников Семенов день, Покров, Параскева, Кузьминки)
Билет 19
1. Отражение представлений о пространстве в русской народной художественной культуры. Образ «мирового древа».
2. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): средневековье и новое время
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: народные традиции Троицы
Билет 20
1. Система бинарных оппозиций в древнеславянской мифологии и народном сознании. Уровни древней восточнославянской мифологической системы
2. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): новейшее время
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: народные традиции Пасхи
Билет 21
1. Принятие христианства и его последствия в истории русской народной художественной культуры. Языческие традиции в русской народной художественной культуре
2. Социальная структура русской народной художественной культуры: формировании и роль субэтнических типов народной художественной культуры
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: Иван Купала, русалии.
Билет 22
1. Элементы генетического архетипического кода в русской народной художественной культуры: декоративно-прикладное искусство
2. . Региональные особенности русской народной художественной культуры: культура кубанского казачества как подтип южнорусской народной художественной культуры
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: Масленица
Билет 23
1. Элементы генетического архетипического кода в русской народной художественной культуры: народная обрядность, устное народное творчество
2. Структура народной художественной культуры в современных условиях: соотношение понятий «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность, «любительское искусство»
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: свадебная обрядность
Билет 24
1. Морфология (структура) народной художественной культуры
2. Изучение народной культуры казачества в исследованиях ученых Кубани
3. Традиционные русские праздники и обряды: народное содержание зимних святок
Билет 25
1. Отражение народной художественной культуры в трудовой деятельности: непосредственная связь с трудовой жизнью
2. Структура народной художественной культуры в современных условиях: общая характеристика
3. Традиционные русские народные праздники и обряды: родильная обрядность
[1] Дидактические единицы составлены на основе ОПДФ.06 Теория и история народной художественной культуры