Синергетическая концепция культуры
Основателем синергетической теории изучения динамических процессов в различных системах, в том числе и в культуре, был бельгийский физик русского происхождения Илья Романович Пригожий (род. в 1917) Применение синергетики к пониманию сложных феноменов культурного развития разрушает многие наши привычные представления. Согласно синергетическим идеям культура предстает перед нами в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Открытость системы означает наличие в ней источников (входов) и стоков (выходов), обмена веществом и энергией с окружающей средой.
Открытость системы выступает необходимым, но недостаточным условием для ее самоорганизации. Не всякая открытая система самоорганизуется и строит структуру. Для этого необходимо наличие двух противоположных начал: созидающего неоднородность структуры за счет действия источника (порядок) и размывающего неоднородность структуры (хаос). В открытых сложноорганизованных неравновесных системах любой природы (природа, общество, культура, человек) процессы переходят в вероятностный режим нерегулярных и случайных движений – «хаос».
В данной точке система вынуждена, достаточно случайно, выбрать из множества возможных путей развития то направление, в котором пойдет дальнейшая эволюция. Выход системы из точки хаоса ведет к разрушению старой структуры, поскольку вступает в силу детерминизм упорядоченного движения. Это ведет к возрастанию степени порядка и усложнению структуры обновляющейся системы.
Культура представляет собой сверхсложную диссипативную (открытую) эволюционирующую систему. Оригинальная концепция культуры, как саморазвивающейся системы, предложена профессором Петербургского университета Моисеем Самойловичем Каганом в книге «Философия культуры» (1996). Основой развиваемых Каганом взглядов на культуру служит системный подход к изучению культуры. Она рассматривается как система человеческой деятельности, охватывающая все ее формы, процессы и продукты.
Творчество в сфере материального производства, практической деятельности является пусковым механизмом, который приводит в действие духовную активность людей, требующим развития науки, философии, морали, искусства и всего образа жизни человека.
В развитии культуры действует тот же закон, который синергетика вскрыла в физических процессах: переход от одного уровня организации к другому совершается через разрушение сложившегося на данном уровне порядка, через временное возрастание беспорядка, и установление нового, более совершенного порядка.
В истории культуры происходит аналогичное чередование состояний гармонии и хаоса. Из этого следует, что культурно-исторический процесс нельзя описывать в виде рождений и смертей цивилизаций. Во-первых, состояние хаоса служит условием, на основе которого возникает новая гармония, а потому следующий цикл начинается не «с нуля», а является продолжением предыдущего. Во-вторых, переход от гармонии к хаосу идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно.
Изучая прошлое, мы знаем, чем завершился каждый его этап, и это позволяет установить, каковы были аттракторы (причины), обусловившие объективный выбор одного (оптимального) из возможных вариантов дальнейшего развития.
Итак, проанализировав основные концепции (теории) культуры, хотелось бы подчеркнуть следующее обстоятельство. Тот или иной концептуальный взгляд на культуру, будучи какое-то время популярным, не пропадает бесследно. Он просто уходит на второй план, занимает свою нишу в культурологии. Сам процесс развития концептуальных теорий – многонаправленный процесс, нередко параллельного развития концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась и развивается научная дисциплина «Культурологи».
Вопросы и задания для контроля:
1. Кто является основоположником теории эволюционизма культуры?
2. Кто основал теорию диффузионизма культуры?
3. Назовите представителей теории функционализм культуры.
4. Кто основал теорию диффузионизма культуры?
5. Кто является основателем психоаналитической теории культуры?
6. Назовите представителей символической концепции культуры.
7. Каких представителей теории структурализма культуры вы знаете?
8. Перечислите представителей поструктурализма.