Употребление глаголов в форме повелительного наклонения
Инфинитив (Н.ф.) | НАДО | НЕЛЬЗЯ |
лечь | ляг, лягте | ляжь, ляжьте |
положить | положи, положите | положь, положьте |
класть | клади, кладите | поклади, покладите |
ехать | поезжай, поезжайте | едь, едьте, ехай, ехайте |
ездить | ты езди вы ездите | ездий, ездь ездийте, ездьте |
бриться | брейся, брейтесь | бройся, бройтесь |
бежать | Ты беги Вы бегите | бежи бежите |
10. Нормативное употребление глаголов кушать и есть:
Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (кушать подано) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть».
не рекомендовано | надо |
Я кушаю | Я ем |
Вы уже кушали сегодня? | Вы уже ели сегодня? |
11. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «я извиняюсь» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс - СЯ»).
не рекомендовано | надо |
Я извиняюсь | извините (простите) меня |
12. Нормативное употребление глаголов закончить - окончить:
ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; НО окончить школу, университет.
НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».
13. Нормативное употребление глаголов оплатить – заплатить.
Глагол «оплатить» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИ: оплатить проезд, оплатить мобильный телефон, но за платить за проезд.
14. Нормативное употребление глаголов садитесь – присядьте. НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «присядьте, пожалуйста» (вследствие многозначности глагола «присесть» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями, то есть «присесть на корточки»).
Нормативным является следующее употребление: «садитесь, пожалуйста»,
15. Слова «ложить» в русском литературном нормированном языке нет, поэтому нельзя так говорить: «не ложи шапку на стол». Глаголы «положить», «сложить», «отложить» без приставок не употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «не клади шапку на стол».
16. Нормативное употребление глаголов «выходить/выйти» и сходить/сойти» Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: сойти с автобуса; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.
Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса.
17. Нормативное употребление глаголов представить - предоставить:
Глагол представить имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)». Глагол предоставить имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».
18. Запомни нормативное употребление следующих глаголов: постричься (в этом слове нет приставки ПОД), поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД), насмехаться(= поднять на смех), подчеркнуть, но почерк
19. Запомните:нормативными являются следующие формы глаголов:
обезбОливать обуслОвливать приурОчивать просрОчивать рассредотОчивать узакОнивать уполномОчивать | застрАивать затрАгивать освАивать оспАривать удвАивать удостАивать успокАивать |
ЗАДАНИЕ 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Ошибочное образование форм существительного | Благородность, чуда техники, подчерк,удовольство жить; бодровство; нет местов | |
Ошибочное образование форм прилагательного | более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже | |
Ошибочное образование форм числительного | с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, | |
Ошибочное образование форм местоимения | ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; | |
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) | надсмехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились. | |
Г 2 | Нарушение норм согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа… |
Г 3 | Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов | Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой |
Г 4 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого | Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. |
Г 5 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
Г 6 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках,у меня заболела голова. Читая книги,жизнь становилась разнообразнее. |
Г 7 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами. |
Г 8 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. |
Г 9 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. |
Г 10 | Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении | Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г 11 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучитвновь.Она сиделаза столом ине разговариваетсо мной. |
Г 12 | Пропуск члена предложения (эллипсис) | На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г 13 | Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится | Хорошо было бы, если бы на картине стояла быподпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы. |