Организация досуга за рубежом
Под воздействием индустриальной революции на Западе процесс социально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов-рекреаторов.
Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину. Разветвленная система рекреационного обслуживания населения является общественным достоянием.
В зарубежных странах идет процесс увеличения объема свободного времени у населения – а, следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.
За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный (восстановление сил и оздоровление). Рекреационные зоны – туристические маршруты, национальные морские побережья, природные достопримечательности.
Деятельность туристических агенств: Следят за эксплуатацией, сохранностью территорий и объектов туризма
Ведут строительство и благоустройство стоянок, причалов, мест для пикников, прогулочных троп, трасс для верховой езды и др.
Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки и развития художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они фи7нансируют различные проекты и программы в области искусства, оказывают поддержку творческой интеллигенции, КДУ.Огромное значение придается в США, Канаде, странах запада
И других странах с развитой индустрией туризма работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую работу по организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки. Плоховидящим и малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги:
Экскурсии на языках жестов и знаков.Тексты магнитофонных экскурсий. Световая сигнализация (язык)
Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха. Гид-кассеты
47. Карнавал как социокультурный феномен. Культурно-исторические основы зарождения карнавального движения. Традиции карнавала в современной праздничной культуре
Карнавал - это самая демократическая форма массового праздника.
К таким грандиозным, ни с чем не сравнимым, театрализованным представлениям, относится карнавал в Рио-де-Жанейро. Чтобы посмотреть на это зрелище, путевки в туристских агентствах заказывают, как правило, за несколько месяцев. Сотни тысяч туристов со всех уголков земного шара приезжают в Бразилию, чтобы не только посмотреть, но и самим по мере возможности принять участие в этом зрелище.
Помимо известного Бразильского карнавала несомненный интерес у туристов вызывает Венецианский карнавал, и карнавал в Кельне. Помимо этого, можно назвать пивной карнавал в Мюнхене - «Октоберфест». На этом карнавале ежегодно 6 млн. гостей выпивают около 5 млн. литров пива.
Карнавал в Ульме имеет название «Германское шутовское кольцо». До 14 тысяч участников в экзотических костюмах собираются на него со всего юго-востока страны. Романтическая мирная Швейцария предлагает туристам действо с жутким названием «Карнавал чудовищ». Средневековый город Люцерн в феврале населяют персонажи фильмов ужасов.
Во всем мире популярны праздники цветов. Самый знаменитый цветочный карнавал - в Ницце, менее известный, но не менее интересный Цветочный карнавал в венгерском Дебрецене, а вот в Новой Зеландии настолько любят нарциссы, что организуют торжество исключительно ради этих цветов.
На юге Франции - в Ментоне - проходит единственный в мире карнавал, посвященный лимону. Среди богатой культурной жизни города, всевозможных музыкальных конкурсов, фестивалей и карнавалов, празднику лимона отводится особое место. Солнцелюбивые лимоны цветут в Ментоне круглый год, не удивительно поэтому, что они являются предметом национальной гордости.
Есть в Испании еще одно зрелище, которое только условно можно назвать развлекательным, в большей степени его можно отнести к экстремальным видам спорта или туризма. Это праздник святого Фермина в Памплоне (Севилья). В это день весь город, все подростки и взрослые, местные и туристы, - все бегут впереди быков, отмахиваясь от них в лучшем случае лишь свернутой в трубочку газетой. Чаще всего быки поднимают на рога иностранцев, но тем не менее желающих принять участие в этом действе всегда очень много.
В канун Нового года множество туристов спешит в Финляндию, чтобы встретить Санта Клауса в самом начале его праздничного пути по всему миру. Это мероприятие обставляется настолько красиво и зрелищно, что всегда привлекает огромное число туристов со всех уголков земного шара.
48Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. В подростковом возрасте общество сверстников является едва ли не самым существенным фактором, влияющим на развитие, норой превышающим влияние учителей и родителей. Потребность общения со сверстниками возникает очень рано и к подростковому возрасту усиливается. Отсутствие общения с ровесниками негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей детей. Психологи отмечают, что современные подростки более жестоки и циничны. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения досуговой сферы.
Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Еще одна важная проблема досуга - неспособность удовлетворить потребности подросткам А первая потребность подросткового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. - это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.