Особенности технологической культуры
Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры: • Техника. • Наука.
• Инженерия.
Становление и развитие технологической культуры
1. Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код — больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности. 2. Рост техники — умений и знаний, предметного инвентаря.
3. Технические знания. Сначала — о правилах, затем — о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий. 4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» — создаваемой с помощью науки. 5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой. 6. Сближение науки с практикой — ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.
Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука — ее интеллектуальную «душу», а инженерия — ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».
Особенности технологической культуры:
1. Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы). 2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре). 3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре. 4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология). 5. Эволюция ОТ МИСТИКИ (магии) к рациональности.
Техника.
Техника — любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).
Предметная — материальные средства человеческой деятельности.
Исполнительская — способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).
Различия между природными и техническими объектами:
Природные объекты: Существуют сами по себе, обусловлены природными причинами, царство стихийных сил, органические и неорганические Тела.
Технические объекты: Созданы человеком, обусловлены целями, заданными человеком, Царство разума, Тела нового типа — организованные.
Функции техники в культуре: 1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры. 2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач — ответ на «социальный заказ» культуры. 3. Создание инструментария культуры — средств и способов деятельности. 4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.
Образ техники — существующее в культуре представление о ней.
• В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами. • В античные времена: творение разума, изобретательский талант — дар богов. • В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов. • С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса. • Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм). • Национальные различия образа техники. • В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян. • После Октябрьской революции — восхваление могущества техники. • В XX веке — борьба двух тенденций — техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм — как зло.
Наука
Наука — три смысла: • особая совокупность знаний; • особый вид деятельности; • особая отрасль общественного труда. Научное знание — его особенности: 1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой. 2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений. 3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях. 4. Логическая строгость, точность и однозначность. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука —логически упорядоченная система.
1. I век до н. э. — XVI век н. э. — период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе. 2. XVI-XVII века — эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон. 3. XVIII-XIX века — классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса. 4. XX век — постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века — огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от
открытия до применения.
Социокультурные ориентиры науки
• Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза. • Автономия и социальный контроль. Автономия науки — для свободы выбора тем, методов, целей исследования — условие ее развития. Но социальный контроль — чтобы исследования не наносили вреда обществу.
• Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.
Инженерия
Специфика инженерной деятельности
• Практическая деятельность — знание применяется для изменения реальной действительности.
• Связана с решением технических задач.• Требует научных знаний.
Инженерия — соединение науки и практики.
Историческая эволюция инженерной культуры
• Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы — мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука). • Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars — искусство созидать новое. • Эпоха Возрождения — развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной —рационально-научная инженерия. • В Новое время — рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии. • XX век: инженерия — одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии.
Стадии развития инженерного дела:
1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе). 2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки. 3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.