Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют, пожалуй, самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего, как нетрудно убедиться, мы имеем че­тыре группы родственно-контрастных цветов.

Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы — желто-красные и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственности, поскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в группе желто-зеленых — чистый зеленый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти цве­та в известной мере несут признак контрастности.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.

На рис. 51 представлены эскизы, основанные на гармонических сочетаниях теплых желто-красных и желто-зеленых цветов. Принципиально отличаются от них сочетания холодных сине-красных и сине-зеленых цветов (рис. 52). И, конечно, совсем по-другому звучат сочетания теплых желто-зеленых цве­тов с холодными сине-зелеными (рис. 53) и теплых желто-красных цветов с холодными сине-красными (рис. 54).

Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой сте­пени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, ко­торые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизон­тальных хорд (на рис. 55 несколько таких хорд показаны пунктирными линия­ми; обозначения цветов в цветовом круге те же, что и на рис. 44 и 45). Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяю­щего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Художественная практика свидетельствует о том, что родственно-контраст­ные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объеди­няющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональ­ной выразительности родственно-констрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетании.

Здесь возникает вопрос, можно ли один из цветов для сочетания взять из одного цветового круга, а другой из другого.

Рассмотрим в качестве примера сочетание желто-зеленого цвета 22 из главного круга и оранжевого 4 из круга / (см. рис. 44, 45 и 55). Оранжевый затемненный цвет содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Со­гласно принятому ранее условию, что­бы создать наиболее гармоничное рав­новесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый цвет 22 несколько разбелить, что уменьшит количество чистого желтого и чистого зеленого в нем, осла­бит его насыщенность. Однако при этом следует учесть, что уравновешенность цвета таким способом будет связана с увеличением его светлоты. Если этот факт в композиции нежелателен, можно к чрезмерно высветленному желто-зеленому цвету добавить такое коли­чество черного, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.

Заметим, что в практике художе­ственного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с ком­позициями, которые содержат всего два цвета. Это и понятно: два цвета не могут составить пропорциональное отношение. Простейшее гармониче­ское сочетание двух родственно-конт­растных цветов значительно обогаща­ется при добавлении к ним одного ах­роматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенно­му другое решение, когда к сочетании! двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.

В последнем случае мы имеем один из видов гармонических сочетаний двух теневых рядов родственно-конт­растных цветов. В целом эти гармони­ческие сочетания подразделяют следую­щим образом:

два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов; один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружать цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении; все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свой­ства цветов смягчены).

Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере су­дить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции. В этой связи назовем некоторые другие гармонические связи 3—4 цветов.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположен­ных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вер­тикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине располо­жен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 56). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов — 20.

У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющего и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-кон­трастных цвета и третий цвет — главный — объединяет первых два цвета. Для примера на рис. 57 показано несколько соответствующих треугольников.

Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветленном.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вер­шинах прямоугольных треугольников при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). На рис. 5^ показаны два таких прямоугольных треугольника. В каждом из них цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние в свою очередь связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов — 20.

Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямо­угольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных Цвета (рис. 59). Наиболее тесные и активные связи возникают между цвета­ми, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагонали прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнитель­ными (другие пары цветов—родственно-контрастны).

Гармонические связи родственно-контрастных цветов из трех и четырех компонентов главного цветового круга на практике применяются сравнительно редко. Художники отдают предпочтение сочетаниям родственно-контраст­ных цветов из системы цветовых кругов. Во-первых, все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний остаются в силе для любого затемненного или высветленного цветового круга. Во-вторых, любые три или четыре родственно-контрастных цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.

Завершая этот параграф, отметим, что именно в сочетаниях родственно-контрастных цветов со всей полнотой и наглядностью проявляются два основ­ных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тож­дественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.

Наши рекомендации