Истоки древнерусского певческого искусства.(перекликается с вопросом 1)
Возникновение русского певческого искусства относится ко времени княжения Владимира Святославовича и сына его Ярослава Мудрого, то есть к первой половине 11 века. Князь Владимир после своей женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый «царицин хор». Они-то и явились как считают, основоположниками русского церковного пения.
Христианство в Киевской Руси существовало задолго до официального крещения Руси. Документальные данные подтверждают существование на Руси христианства уже в 9 веке. В 9 веке Кириллом и Мифодием были переведены на славянский язык Божественные книги и первые киевские христиане учились читать по ним. Если христианство в Киевской Руси существовало по крайней мере на 100 лет раньше признания его в качестве государственной религии то, следовательно, тогда же зарождалось и певческое искусство. И официальное крещение Руси должно было способствовать его быстрому росту и распространению. Новая христианская религия, с которой было связано певческое искусство, распростронялась среди населения Киевского государства довольно медленно. Только в 12 веке язычество уступает позиции христианству и оно уже распространяется дальше без сопротивления. И если в 11 веке, когда христианство еще не достаточно проникло в народные массы и степень самостоятельности русского церковного пения была не велика, то в 12 веке наступает пора становления русского певческого искусства. На музыкальную культуру Древней Руси влияние Византии было всеобъемлющим. Оно определяло эстетический склад русской духовной музыки, оно сформировало систему нотации и записи древнерусской музыки.
Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением.
Еще одной канонической особенностью и яркой отличительной чертой русской православной музыки является принцип а капелла. Пение восточно-христианской церкви не имеет инструментального сопровождения. Совершенным музыкальным инструментом признавался человеческий голос, поскольку лишь голосом можно воплотить слово в музыкальных звуках, создать осмысленную мелодию. Слово, его смысл составляли основу песнопений.
Для записи древнерусской музыки употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя-знак) или крюковой. Не было нотных линеек, не знали нот. Каждый крюк очень условно обозначал высоту и длительность звуков. Знаменная нотация была лишь вспомогательным средством напоминания напевов, которые заучивались на слух. Каждое исполнение было в какой-то мере творческим актом и содержало в себе элемент импровизации. Древние музыкальные крюковые записи, сохранившиеся от рубежа 11-13 веков (их около 80) красочно свидетельствуют о первом этапе русской профессиональной музыки, но, сожалению не поддаются точной расшифровке. В ранний период (с 11 по 14 века) на Руси существовали два певческих стиля - кондакарный и знаменный. Если знаменный распев был хоровым и преимущественно речетативным, то кондакарное пение было сольным. Его мелодика была очень сложной, изощренной, богатой украшениями, исполнять могли только высоко профессиональные солисты - все это обусловило исчезновение кондакарного пения уже к началу 14 века. Основным распевом оставался знаменный распев. Знаменным распевом пели тысячи песнопений годового цикла, разнообразных служб. Он стал основой музыкальной культуры русского Средневековья.
В те времена не существовало смешанных хоров. Церковная музыка пелась в монастырях, либо мужских, либо ( позже) в женских. Музыка эта сохранилась в старинных рукописях, люди пели это молясь, пели произнося слово, наполненное сокровенным смыслом. Пели чинно и немятежно, без излишней экспрессии, в спокойной неторопливой манере.. Большое распространение на Руси получил традиционный византийский жанр - стихиры. Стихиры посвящались христианским праздникам, отдельным событиям и, конечно, христианским святым.
Первая половина 16 века знаменует собой начало нового периода в истории русского певческого искусства, простиравшегося до середины 17 века. Церковная музыка постоянно обогащается, появляется новый тип мелодики знаменного распева, более развитого, с большим дыханием. Напевы становятся протяжнее, сближаясь с лирической народной песней. И на основе народного песенного многоголосия появляется многоголосная церковная музыка. В народном хоре не было деления голосов по диапазону и тембру. Основная мелодия поручалась более искусному певцу, остальные голоса дополняли напев всякого рода подголосками. Пели обычно на 2,3 голоса. Эти черты передались и древнерусскому церковному многоголосному пению.
В 16 веке произошло переосмысление идеи ангелогласного пения, с которым связывалось одноголосное пение. Начиная с 15 века в русской иконописи активно развивается иконография Троицы. Наивысшее художественное выражение учения о Троице воплотилось на Руси в знаменитой «Троице» Андрея Рублева. Идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия - троестрочием. Свое название строчное пение получило от системы записи: голоса записывались по строкам поочередно красным и черным цветом один над другим и складывались в разноцветную партитуру. Главным голосом был «путь» (он вел мелодию знаменного распева) и певцы назывались «путники», над ним распологался «верх»-пели «вершники», под средним голосом – «низ»-нижники. Все голоса имели мелодическое значение. Эта музыка необычна, непривычна для нашего слуха. Звучание поражает своей терпкостью, остротой диссонансов, фанатичностью.
Первое историческое свидетельство многоголосного богослужебного пения встречается в Новгороде в сороковых годах 16 века, где певчие дьяки Новгородского Софийского Собора по большим праздникам пели Литургию с «верхом». В 1551 году Иван Грозный созывает Стоглавый Собор, на котором было санкционировано многоголосное пение во всем Московском государстве.
3. Периодизация развития древнерусского богослужебного пения. Краткая характеристика и содержание каждого периода.(статья О различении понятий богослужебного пения и музыки на Руси)
Богослужебное пение на Руси считалось образом небесного ангельского пения. А потому просто обязано было быть чуждым всему земному. Это отношение к пению породило и особую, совершенно ни на что не похожую теоретическую систему.
В отличие от всех прочих, основанных на четких понятиях высоты, длительности звука, она строилась на совсем других началах. Потому что высота, протяженность звука — всё это были слишком земные параметры, атрибуты вещественного мира, недостойные служить материалом для небесной песни. Само возникновение русского богослужебного пения тесно связано со становлением русского монашества. И вся история русского богослужебного пения, как и история русского монашества, может быть разделена на три периода.
Три периода становления русского богослужебного пения.
Первый период(11-13)
Первый — это промежуток от крещения Руси до нашествия татаро-монголов, то есть с 11-го по 13-й века. Очевидно, первыми учителями пения были болгары, наследовавшие и ассимилирующие богатое наследство Византии.
Иоакимовская летопись сообщает, что после крещения святой равноапостольный князь Владимир привез с собой в Киев «первого митрополита Михаила болгарина и иных епископов, иереев и певцов». Затем были многочисленные учителя-греки.
Но период ученичества продолжался недолго, вскоре появились и русские мастера пения. Были они монахами, профессионально занимающимися пением. Как и первые русские иконописцы, доместики — певцы — были почитаемы. До нашего времени дошли имена немногих — древнерусская православная культура была соборной, авторство указывалось далеко не всегда.
Распевщики:
Хорошо известен Стефан, ученик преподобного Феодосия и его преемник в качестве игумена Киево-Печерской лавры. Это было самое начало 11-го века, 1074-й год.
Совершенно замечательной личностью был, очевидно, новгородский доместик — иеродиакон Антониевского монастыря Кирик — человек энциклопедических знаний. Ему принадлежит первый дошедший до нас математический труд «Учение, им же ведати человеку числа всех лет», датируется он 1136-м годом. Материала для изучения за этот период, увы, не так много — порядка трех-четырех десятков рукописей. Но и они немы — расшифровать их исследователи сколько не пытаются, но по-прежнему не могут. Однако — по косвенным сравнительным исследованиям можно сделать вывод, что именно в это время были заложены фундаментальные принципы русской певческой письменности, попевочной техники и осмогласия.
Что представляла из себя древнерусская крюковая нотация? Конечно, она была преемницей нотации старовизантийской, где не фиксировалась точная звуковысотность. Но на русской почве в нее были внесены значительные изменения. Если византийская мелодика носила взволнованный характер и тяготела к подчеркнутой экспрессии, то при пересадке ее на славянскую почву она обретала более плавный, спокойный характер, мелодическая линия выравнивалась, что приводило к появлению специфических русских оригинальных формул — попевок.
Второй период(14-17)
За вторжением татаро-монгольских орд, приведших к опустошению русских земель и — соответственно — к упадку — уже в 14-м веке появляются признаки вновь наступающего подъема.
Центром возрождения Руси становится Москва, потому и весь период от 14-го до 17-го века можно называть московским. В 14-м веке произошло обновление монашеской жизни, осуществляемое подвижниками во главе с преподобным Сергием, и монастырская реформа с переходом на общежительный устав.
Совершенно естественно, что обновление это коснулось и русского богослужебного пения. Центрами певческой реформы стали Кирилло-Белозерский монастырь, но в первую очередь — Троице-Сергеева лавра. Именно в рукописях лавры, датируемых 15-м веком, можно обнаружить самые ранние образцы знаменного распева — старейшей формы богослужебного пения.
Распев — это понятие не только мелодическое, но богослужебное и календарное. Бог проявляет себя через определенный порядок, и пение — одно из проявлений этого порядка. Ведь распев — это порядок мелодий, мелодический чин. В этом мелодическом чинопоследовании каждая конкретная мелодия закреплена за определенным богослужебным текстом или группой текстов, а также привязана к определенному времени суток, недели, года.
И с этих пор становление певческой системы идет уже не по линии развития структур, а по линии присоединения новых структур к уже существующим. То есть не создаются новые системы, а лишь редактируется уже существующая. В том же 15-м веке возникают путевой и демественный распевы, а чуть позже — и большой знаменный. Это были образцы мелизматического пения, предназначенного для особых праздничных служб.
Любопытно, что в этот второй период возникли особо торжественные богослужебные чинопоследования с элементами театрализации — например, Шествие на осляти — причем последнее могло осуществляться только при участии царя и патриарха. Царские особы в московский период вообще принимали активное участие в деле богослужебного пения. Профессиональное певческое воспитание получил царь Алексей Михайлович, царь Фёдор составлял песнопения, царица София переписывала богослужебные певческие книги, а Петр Первый выпевал труднейшие басы партесных песнопений. В 15-м веке появились первые теоретические памятники — азбуки, кокизники и фитники.
Третий период(с 17в)
Окончание второго периода истории русского богослужебного пения и переход к третьему осуществлялся и подготавливался постепенно на протяжении XVII в., однако, именно начиная с XVIII в., можно говорить о полном перерождении пения в церкви. Упразднение патриаршества на Руси Петром I и перенесение столицы из Москвы в Петербург, повлекло за собой разрушение «чина распевов» как единой мелодической системы. Но самым сокрушительным и окончательным ударом по русской певческой системе явилось, очевидно, закрытие большей части монастырей. Распев как мелодический чин, порожденный чином монашеской жизни, просто не мог найти опоры для своего существования в создавшихся условиях. Богослужебное пение практически полностью вытесняется музыкой или «музыкой для церкви», принцип концерта вытесняет принцип распева, невменная письменность и центонная техника предаются полному забвению, а их место занимают линейная нотация и композиторская техника. Тон начинают задавать иностранные капельмейстеры: Арайя, Галуппи, Сарти и другие, в то время как русские композиторы начинают обучаться в Италии. В результате всего этого пение в Русской Православной Церкви перестало быть истинным образом ангельского пения, а превратилось в более или менее удачное следование оперным и концертным образцам западной музыки.
Однако этот третий период, ознаменовавшийся поначалу полным попранием богослужебного пения и торжеством музыки, таил в себе и совсем иные тенденции. Уже в середине XVIII в. две сильные личности положили начало духовному возрождению: один из них — преподобный Паисий Величковский, возобновивший учение о духовной молитве, другой — преосвященный Гавриил, митрополит Петербургский, создавший некие питомники монашества, откуда это учение могло распространяться.
Возрождение монашества и старчества повлекло за собой как возрождение принципа распева, так и возвращение к основам древнего богослужебного пения. Прежде всего это касается монастырей, где концертный принцип разрозненных самостоятельных песнопений заменяется принципом подчинения песнопений единой мелодической системе распева. Именно в это время формируются такие монастырские распевы, как Соловецкий распев . Валаамский распев, распев Киево-Печерской лавры, нотные издания которых выходят в начале XX в. В это же время возникают и неполные последования местных песнопений — таких, как напев Оптиной пустыни, напев Глинской пустыни и другие неполные монастырские напевы. Одновременно с практическим восстановлением принципа распева началось теоретическое изучение основ древнерусской певческой системы. Целая плеяда блестящих ученых музыкантов-теоретиков и палеографов XIX-XX вв. в результате самоотверженного труда раскрыла многие секреты русского осмогласия, попевочной техники и крюковой нотации, благодаря чему древнерусская певческая система перестала быть чем-то совершенно недопустимым и уже сейчас может быть положена в основу современной церковнопевческой практики. Но вся сложность и противоречивость третьего периода заключается в том, что большинство регентов, певчих и всех тех, в чьих руках находились судьбы богослужебного пения, игнорировали духовное возрождение монашества, не прислушивались к монастырскому певческому опыту XIX в.
4.Памятники древнерусского певческого искусства 11 – середины 17вв.
Применительно к истории музыки,историч.памят.следует считать прежде всего муз.произведения, зафиксированные письменно с помощью той или другой системы нотации.К памятникам так же относятся теорит.трактаты,которые служат дополнением к нотным рукописям, помогают выяснению конкретных особенностей муз.практики прошлого.
Кол-во историч.памятников, относящихся к первым векам развития русской муз.культуры,крайне ограничено.
.
свидетельствам.
На Урале (в Свердловской, Пермской и Челябинской областях) описано 200 памятников древнерусского певческого искусства начала XVII—начала XX вв., не считая небольших отрывков и позднейших тет радей с крюковыми записями песнопений. В хранилище археографической лаборатории Уральского государствен ного университета им. А. М. Горького поступило более 20 рукописей (всего сейчас 97 памятников). Среди них две рукописи — XVII в. Праздники второй четверти XVII в. (VI.149) 2 йотированы беспометной нота цией. Некоторые песнопения включены в двух вариантах (в рукописи — «лн переводы»). Праздники конца XVII в. (VIII.22) написаны в редак ции, введенной Второй комиссией по исправлению певческих книг (с полностью замененными песнопениями малых вечерен подвижных праздников). Рукопись также содержит многочисленные «ин» — варианты песнопений, интересные записи XVIII—XIX вв. Так, в 1710 г. эту книгу по просьбе кунгурского дьякона Трофима Иванова подписал Евсей Красноперов, а в 1713 г. «в вотчине имянитого человека Григория Дмит риевича Строганова» прежний владелец Праздников зафиксировал их про дажу дьякону Афанасию Матфееву Шилоносову. В 1728 г. книга пере ходит иеромонаху Павлу. В XIX в. ею владели сначала «житель» одного из заводов Митрофан Евсюков, а затем крестьянин деревни Луговой Кондратий. Из рукописей XVIII в. наибольший интерес представляет певческий сборник, часть которого йотирована значковой нотацией (VI.92). На звание этой экспериментальной системе записи певческих произведений дал С. В. Смоленский при описании единственного из известных памят ников такого рода, который поступил из Пермской губернии и хранился в библиотеке Синодального училища.3 Однако в настоящее время ру копись (Обиходник постный), описанная Смоленским, значится утрачен ной, поэтому сборник УрГУ (он был получен нами во время летней ар хеографической экспедиции 1979 г. в Невьянске) является уникальным. Рукопись датируется последней четвертью XVIII в. и содержит Азбуку и Обиходники простой и постный. К ней приплетены написанные в то же время Обиходник, Октоих и Личник крюковые. Запись сообщает, что писал последнюю, крюковую, часть «своею рукою» «Невьянского завода житель Павел Михайлов сын Большаков». Среди остальных и более поздних памятников интересны Азбука столпового и ключевого (демественного) знамени конца XIX в. (VII.128), а также книги, содержащие записи об их бытовании или написании в среде уральских крестьян: Октоих (IX.42) и Ирмологий (XV. 85) конца XIX в., Ирмологий 1905 г. (XI.44). Некоторые из них украшены застав ками гуслицкого орнамента. Прекрасным образцом книжно-рукописного искусства являются Праздники, написанные в 1898 г. (XXI.14). Кроме многочисленных заставок они содержат 12 высокохудожественных ми ниатюр на сюжеты двунадесятых Праздников. Все это выполнено также в гуслицком стиле. К ранее упомянутым нами пяти певческим памятникам, хранящимся в Свердловском областном краеведческом музее, добавились еще четыре. Три рукописи обнаружены среди архивных дел музея. Это Ирмологий, написанный для Невьянской заводской, единоверческой церкви псаломщи ком Исидором Орловым в 1906 г. (арх. д. 360/3), Обедница, написанная крестьянином Федором Михайловым Луговым в 1909 г. (арх. д. 360/1), и -отрывок Триодей постной и цветной первой четверти XIX в. (арх. д 360/9). Четвертая рукопись, Октоих первой четверти XIX в. (СМ. 19276), поступила в музей из коллекции Ю. М. Рязанова.4 Собрания древних книг и рукописей Пермской области неоднократно привлекали внимание исследователей. Но в существующих обзорах неко торых из этих собраний певческие крюковые памятники чаще только упоминаются, причем далеко не все;5 в лучшем случае, о них даются самые общие сведения (наименование, дата, формат и т. п.), но и они нуждаются в уточнении.6 Самой большой коллекцией крюковых рукописей (20 экземпляров) в г. Перми располагает областная публичная библиотека им. А. М. Горь кого. Эта коллекция пополняется в результате деятельности ежегодных археографических экспедиций на территории отдельных районов обла сти. Наибольший интерес представляют памятники XVII в. Сборник са мого начала XVII в. (09Р/П.282) йотирован беспометной столповой но тацией (основная), путевой и демественной (многие песнопения). В последних часто употребляется киноварное «Э». Среди множества ва риантов роспевов, обозначенных как «ин перевод» и «ино знамя», вклю чены «ин перевод меньше знамя», «ин перевод старой», «старой пере вод».7 Встречаются и песнопения с «хабувами». Сборник содержит Октоих, светильны и стихиры евангельские, розводы «строк» (лиц) из стихир евангельских, Триоди постную и цветную и начало Обихода. В следующей рукописи, Праздниках последней четверти XVII в. (09Р/БС.62687), около десятка песнопений в двух вариантах (тради ционном и «ин роспеве»). Есть произведения путевого роспева, но уже только столповым знаменем. Из более поздних памятников отметим рукопись Триодей постной и цветной начала XVIII в. (09Р/Т.677). В конце записаны стихиры еван гельские большим роспевом. Украшена рукопись цветной заставкой ста ропечатного типа и прекрасной миниатюрой на сюжет притчи о мытаре. Из древнерусских общеупотребительных нотаций кроме основной, столповой, в позднейших списках певческих памятников встречается только демественная. Так, одна из рукописей, Октоих и Обиходник начала XX в. (09Р/62672), содержит несколько песнопений, записанных д мественной нотацией («Единородный сын», «Днесь благодать», «На реце Вавилонстей»), Часто попадаются и произведения Пути, но все они, как правило, зафиксированы столповым знаменем. В этом случае ремарка «путь» указывает только на особый роспев. Иногда название роспеву давали по его протяжности. Например, Обиходник с Октоихом первой трети XIX в. (О9Р.80/16) кроме других содержит «великой» роспев («Возбранной воеводе»), а Обиходник с Октоихом 1912 г. (09Р.23/9) — песнопение «средняго распеву» («Блажен муж»).
5. Своеобразие жанров древнерусских песнопений(жанры- стихиры, тропары, кондаки ).(Певческое искусство Древней Руси -Глава II. Стили и жанры+википедия)
В соответствии с общим направлением в развитии древнерусской музыкальной культуры происходило зафиксированное в многочисленных рукописных кодексах формирование и развитие отдельных жанров, и циклов песнопений.
Древнерусское певческое искусство традиционно рассматривается в системе гимнографических жанров, перешедших к нам из Византии при принятии христианства. Но под воздействием византийской жанровой системы на Руси сложился новый тип певческой культуры.
Наиболее полно вновь созданные произведения представлены в корпусе песнопений, посвященных событиям отечественной истории. Они складывались в характерной для средневековья традиции культа святых и местных празднований господских и богородичных икон. По стереотипу византийской службы в день празднования того или иного святого использовались песнопения разных жанров. Наиболее многочисленную группу песнопений составляли стихиры.
Стихи́ра или Стихе́ра( стихотворная строка, стих), в православном богослужении — гимнографический текст строфической формы, обычно приуроченный к стихам псалма (отсюда название). В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк. Мелодия стихиры, как правило, охватывает одну строфу.
Мелодическое оформление:
Стихиры как правило распеваются на простые формульные мелодии гласов; стиль распева силлабический (с небольшими мелизмами), за исключением евангельских стихир, распетых в мелизматическом стиле. Стихира с пометой «самоподобен» имеет оригинальный напев, который может использоваться как мелодическая модель для других стихир; стихира с пометой «самогласен» означает, что это оригинальный напев, предназначенный только для данной стихиры.
По месту в службе, по структуре текста и распева стихиры подразделялись на несколько разновидностей и записывались в специальной певческой книге, дошедшей до нас в сотнях списков XI - первой половины XVII века, имеющей название «Стихирарь месячный», а во второй половине XVII века трансформируется в книгу «Трезвоны», бытование которой простирается у старообрядцев до наших дней. Преобладающая часть этих певческих книг дошла до нас в записи крюковой - знаменной, путевой, демественной - нотацией, небольшая часть - в нотолинейной записи конца XVII - первой половины XVIII века.
(Памятник)
«Стихирарь месячный» - это богослужебная рукописная книга устойчивого состава, содержащая произведения одного музыкально-поэтического жанра - стихиры на праздники календарного круга церковной практики Древней Руси от 1 сентября до 31 августа Серегина С.Н. Песнопения русским святым: по материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный» Спб., 1994. С.11..» Она более других певческих книг (Ирмология, Октоиха, Триоди) отражает события отечественной истории.
В терминологии стихираря песнопения подразделяются на жанровые разновидности по месту в службе дня и по структурно-интонационным соотношениям с исходным каноническим стереотипом.
РАЗНОВИДНОСТИ СТИХИР(НУЖНО ЛИ?)
Стихиры, следующие группами, разделяются на «подобные» и «самогласные».
1) «подобные» подобны друг другу и восходят к соответствующему самоподобну. . «Подобные» стихиры имеют строчную форму - пять, шесть или больше строк. Последование «подобных» стихир образует форму повторного строения (т.к. стихиры сходны по напеву).
2)“ Самогласеные”, различны по напеву в рамках одного гласа Последование «самогласных» стихир образует форму более динамическую с элементами репризности.
3)Вторую жанровую подсистему составляют славники. Это - наиболее масштабные стихиры, протяженные и выразительные по напеву, мелизматического и силлабо-мелизматического стиля. Для них характерны образы славления, торжества, праздничности.
Стихиры на русские праздники звучали на всем протяжении исторического существования древнерусского певческого искусства, охватывая все его стили: знаменный распев, элементы кондакарного пения, путевой и демественный распевы, демественное многоголосие, барочный концерт.
Песнопения русских праздников определялись интонационным словарем эпохи и слагались по законам гимнографических жанров. Основная интонационная сфера песнопений - знаменный распев с его системой гласов, попевок, ладовых особенностей монодического стиля, структурой типовых композиций. Вместе с тем в этих стихирах заметны индивидуальные элементы музыкального языка.
Эти песнопения бытовали в церковной традиции, когда за стенами храмов жила народная эпическая традиция: звучали былины и исторические песни, посвященные образам народных .
ТРОПАРЬ. Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущностьпраздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Тропарь в каноне — строфа, следующая за ирмосом с распевом стихов по его (ирмоса) мелодико-ритмической модели. В западной литургии аналогичные тропарю (в первом значении) функции выполняет коллекта. Термин в основном используется в значении тропаря отпустительного, то есть краткого молитвенного песнопения, прославляющего данный праздник, святого или явление иконы.
Структура:
В начале тропаря содержится напоминание о заслугах святого ("Пленников освободитель..." или "Во плоти Ангел...") или описание праздника ("В сей день..." или "Настал день светлого торжества..."), а в конце - просьба к святому о молитве ("моли Христа Бога о спасении/ милости/ просвещении/ благословении/ исцелении/ прощении душ наших") или славословие ("слава Совершающему через тебя всем исцеления").
Краткий тропарь может представлять собой нерифмованное четверостишье.
КОНДАК
Конда́к (греч. κοντάκιον) — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику[1].
Классиком жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (VI в.)
Древние кондаки
Древние кондаки представляли собой многострофные поэмы[3]. Каждая основанная на изосиллабизме строфа заканчивалась общим для всего кондака рефреном ("Единый Человеколюбец" или "неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея"). Первая строфа представляла собой вступление (проимнон, кукуль), последняя — молитву
Строфы читал канонарх, рефрен (припев) пел народ. С VIII века кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается.
Поздние кондаки
В позднейшем православном богослужебном обиходе сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея.
Кондаками также называются меньшие по объёму (в отличие от икосов) строфы акафиста.
Устав о пении кондаков содержится в Типиконе.