Выполнение набросков фигуры человека карандашом
Быстрые наброски являются основой для изображения фигуры человека. Любое произведение искусства начинается с одного или нескольких предварительных набросков, или эскизов. Быстрый набросок может быть начальным этапом создания картины или просто предварительной подготовкой, но в любом случае эскиз – это важный этап, поскольку он является основой работы.
Лучше всего для набросков использовать карандаш, ведь он самый простой инструмент и всегда сопровождает художника.
Простой карандашный набросок может быть весьма утончённым и изящным (рис. 17.22).
Рис. 17.22
Техники акварели
Перед рисованием акварельными красками необходимо приготовить стакан воды, мягкую ветошь для вытирания лишней краски с кисти, палитру из плотной белой бумаги, на которой подбирают необходимые цвета прежде, чем раскрашивать рисунок. Перед рисованием краски нужно слегка смочить водой для того, чтобы они хорошо набирались на кисть.
При смешивании красок – не более двух-трёх – получают новые цвета и оттенки. Добавляя в акварель воду, получают более светлый тон.
Рисунки акварелью выполняют сверху подготовив нужный цвет разведённой краски.
Оптимально держать под рукой две кисти: № 4 – для рисования мелких деталей, № 8 или 10 – для заливки больших плоскостей. Кисти должны быть остроконечные, когда они наполнены водой или краской. Тонкую линию можно провести, если держать кисть вертикально, широкую – если держать кисть наклонно.
Выполните упражнения по смешиванию красок. Возьмите зелёную краску, положите мазок на бумагу, затем сполосните кисть от краски. Теперь возьмите на кисть жёлтую краску и смешайте на бумаге с зелёной. Посмотрите, какой цвет получился. Теперь смешайте таким же образом красную и жёлтую, красную и синюю, чёрную и жёлтую. Вы увидите, что смешивая зелёную и жёлтую краски, вы получите красивый светло-зелёный цвет, а смешивая красную с жёлтой – оранжевый, красную с синим – фиолетовый цвет, чёрную с жёлтым – зелёный болотный цвет, синюю с жёлтым – зелёный.
Белой краской в акварели не пользуются, что естественно: роль белой краски выполняет бумага, а для того, чтобы получить любую насыщенность цвета, краску просто разводят необходимым количеством воды.
Оттенки в акварельных этюдах получают тремя способами: 1. Смешивают на палитре 2–3 краски и переносят их в этюд сильно увлажненной кистью.
2. Наносят второй красочный слой по просохшему слою. Если по жёлтому положить мазок синей краски, то получится зелёный цвет, а прописка красной краской по жёлтому даст оранжевый цвет и т. д.
3. Кладут рядом короткие мазочки чистых красок. На расстоянии эти мазочки как бы сливаются в сложный цвет.
Порядок работы1. Наметьте верх и низ рисунка (чтобы «хватило листа»).
2. Наметьте общую форму предмета.
3. В процессе работы сравнивайте набросок с моделью (натурой), уточняйте относительные размеры (ширина, высота), подчёркивайте характерные особенности предмета.
4. Подбирайте цвета, но не просто по названию («красный», «зелёный», «синий»), а путём отыскивания на палитре, смешивая краски.
Основные акварельные техники Техника акварели «По мокрому»
Перед началом работы красками слегка увлажните бумагу по всей поверхности кистью или губкой. Учтите, что чем влажнее бумага, тем сложнее контролировать процесс нанесения красок. Краска, нанесённая на влажную бумагу, позволяет создать мягкий, размытый, фантастический фон.
Техника «по мокрому» незаменима для изображения туманных пейзажей, предметов с мягкими очертаниями в набросках, этюдах, кратковременных работах.
Раскрывая этюд в цвете, наносите каждый мазок рядом с предыдущим, пока тот ещё не просох, захватывая немного соседний мазок. Благодаря этому образуется мягкий переход из цвета в цвет. Для усиления цвета вливайте кистью нужную краску в ещё не просохший мазок. Работайте быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесённые мазки.
Ослаблять цвет или смягчать края мазков можно чистой отжатой кистью, которая «выпивает» краску. Ею также останавливают, когда нужно, подтёки краски. Не бойтесь текучести акварели. В этом её прелесть и эффективность. Учитесь управлять красочными слоями.
Техника акварели «А-ля-прима» или техника «одного касания». Выполните рисунок карандашом. Далее наносите краски кистью последовательно. Выбирайте сразу нужный цвет и тон, чтобы краски, наносимые на рисунок, ложились одним слоем. Изображение будет живым, лёгким и прозрачным. Техника акварели «Гризайль»
Акварель в технике «гризайль» выполняется краской одного цвета, например коричневой, зелёной, синей или чёрной.
Очень важно, чтобы градация тона на вашем изображении была как можно шире, от самого светлого до самого тёмного – если вы рисуете чёрной краской.
Тогда картина получится яркой и выразительной.
Рис. 18.1
Техника «гризайль» проста и поэтому хороша для начинающих (рис. 18.1, 18.2).
Рис. 18.2
Отражения
Чёткие отражения. Когда на поверхности воды рябь или мелкие волны, это не может не влиять на характер отражения в воде. Отражения становятся зыбкими, их края рваными, и всё это нужно уметь отразить на бумаге. Но помните, что любые, даже самые мелкие, волны тоже подчиняются законам перспективы, и дальние волны будут казаться ещё более мелкими, чем те, которые ближе (рис. 19.1).
Рис. 19.1
Рис. 19.2
Размытые отражения. Иногда при работе над пейзажем вся сложность заключается в том, что в стоячей воде возникают идеальные, прямо таки зеркальные отражения. Если рисовать их подробно, результат может быть не совсем такой, какого мы ожидаем. Тщательно прорисованные отражения будут отвлекать зрителя, так как его взгляд начнёт скользить по картине, не находя, на чём остановиться, и даже можно перепутать верх и низ картины. В этом случае стоит проявить некоторую вольность и сделать отражения нарочито размытыми (рис. 19.2). Размытые отражения, что вполне естественно, будут менее точными, чем зеркальные, и не потребуют неукоснительного следования законам перспективы. Но знание их, тем не менее, позволит избежать серьезных ошибок. Лучшим способом передачи размытости отражений является техника «по мокрому». Именно в этой технике выполнены все отражения на рис. 19.3.
Рис. 19.3
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива предполагает правильное использование тона и цвета. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку. Даже в относительно ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые или серо-голубые цвета. Естественно, что главную роль здесь играет погода, и плотность дымки часто напрямую зависит от количества влаги в атмосфере. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трёх явлениях – контрастность, оттенки красок, цвет.
Контрастность на переднем плане проявляется максимально, с расстоянием же теряет своё значение и затем полностью исчезает на горизонте, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах. Как этот эффект воспроизвести? Помочь этому может наличие на переднем плане какого-либо объекта с ярко выраженной контрастностью, к примеру сельского домика, одна сторона которого залита солнцем, а другая находится в тени.
Цвет и оттенки цвета. Цвет – это свет. Акварель, благодаря своему составу и необходимости разводить её водой, позволяет получить цвета, очень похожие на естественные. Акварельные краски наносят на бумагу тонким прозрачным слоем, сквозь который просвечивает фактура бумаги. Слой акварели не задерживает, а пропускает свет. При работе с акварелью важно найти гармонию между различными тонами и цветом. С увеличением расстояния оттенки красок теряют первоначальную яркость, бледнеют. Цвета, тёплые на переднем плане, сменяются на заднем плане холодными.
Воздушная перспектива значительно усиливает эффекты, связанные с линейной перспективой, и создаёт ощущение расширения и глубины пространства. Это достигается с помощью умелой работы с оттенками и цветами.
К тёплой гамме относятся красноватые и желтоватые цвета.
К холодным относятся цвета, в состав которых входит голубой цвет: фиолетовый, сине-зелёный, изумрудный, бирюзовый.
К нейтральным цветам относятся: белый, чёрный.
Конечно, порой бывают такие ясные дни, когда видимость исключительная, горизонт виден так чётко, как и предметы вблизи, а цвета практически не меняются или меняются очень мало. Но если мы будем следовать природе буквально, то нашим картинкам может явно не доставать глубины или того, что называется художественной убедительностью. А потому вовсе не грех проявлять определённую вольность, дабы добиться необходимого результата.
Именно сочетание цветов, тонов и оттенков превращает картину в настоящее произведение искусства. Гармония цветов в живописи не подчиняется каким-то механическим законам, она зависит от восприятия художником окружающего мира.
Цветы в акварели
Из всех чудес природы самым удивительным является великолепное буйство красок, которое мы наблюдаем в растительном мире. Нет такого цвета, который не был бы представлен в этом мире.
В упражнении, темой которого будет букет подсолнухов, мы поэтапно, шаг за шагом, нарисуем его акварелью.
Рисунок 21.1, а – выполним карандашом набросок, гармонично размещая букет на бумаге. Карандашный рисунок не должен быть ярким, чтобы он не был виден под акварелью.
Рисунок 21.1, б-г – напишем лепестки жёлтым цветом, а затем центральные части цветка – тёмно-коричневой краской.
а
б
в
г
Рис. 21.1
Рисунок и подсознательная сфера
Изобразительное искусство – это своеобразная форма понимания и отображения внутреннего и внешнего мира человека. Рисование помогает эффективно справляться с негативными эмоциями, избегать нервных стрессов и вносит в Жизнь свежие ощущения.
Можно с помощью листа бумаги и карандаша сделать то, на что работает «индустрия сохранения молодости и красоты». Руки с помощью сознательных и бессознательных движений корректируют и внешность, и внутренний мир человека.
Нарисуйте картину «Я и моя болезнь».
Нарисуйте картину «Я выздоровел».
Такие задания подсказывают, какими являются символ болезни и символ здоровья в подсознательной сфере человека. При рисовании этих заданий возникают очень интересные ситуации. Иногда человек вообще не может нарисовать картину «я выздоровел». Это говорит о том, что в его подсознательной сфере не сформирован образ собственного здоровья. Прорисовывая картину «я выздоровел», человек уже формирует в самом себе матрицу оздоровления.
Рисунок и человеческие эмоции
Всё, что человек делает, он наполняет своими эмоциями. Конечно, это относится и к любым произведениям искусства. Приятно, когда висящая на стене картина дарит Человеческие состояния: радостного спокойствия, свежей лёгкости, искренности или нежности, заложенные в неё автором. Настоящее искусство несёт в себе позитивные эмоции и состояния либо помогает нейтрализовать негативные. Всё зависит от человека, т. е. от художника, и его индивидуальной силы.
Осознанное изображение какого-либо состояния с помощью карандаша, кисти и красок помогает пробудить это состояние, полнее ощутить его, понять и усилить в своей реальности. Иногда бывает достаточно нескольких лёгких штрихов, чтобы передать настроение, а порой процесс захватывает и получается великолепная картина, достойная того, чтобы любоваться ею не один год.
Процесс рисования пробуждает творческие способности, которые проявятся потом и в общении с близкими, и в социальной деятельности. Творчество – лучшее средство от стресса и депрессии, помогающее восстановить силы и найти выход в различных ситуациях. С этой точки зрения рисование можно назвать динамической медитацией.
Поэтому почаще рисуйте. Рисуйте Радость и Спокойствие, Умиротворение и Выносливость, Чуткость и Благодарность – то, что есть в сердце и делает вас сильнее, а мир – человечнее.
Чтобы нарисовать какое-либо состояние, предварительно настройтесь, ощутите, что именно вам сейчас близко, нужно и просто жизненно необходимо.
Проговорите про себя имя этого состояния, почувствуйте, как оно звучит.
Ощутите это состояние в себе и окружающем пространстве.
Уловите его образ, который вы сможете нарисовать.
Посмотрите на ваш лист бумаги, примерно представьте, как будет выглядеть рисунок, и начинайте творить. То, что в итоге родится на листе – останется для вас загадкой до самого последнего штриха!
Как важно ко всему подходить с душой и сердцем! Для кого-то это пустые слова, а для кого-то – образ жизни. Всё вокруг себя чувствовать, ощущать, наблюдать и ненавязчиво корректировать. Как важно угадать, что рисунок – это целый мир для совершенствования. Можно с помощью листа бумаги и карандаша делать то, на что работает «индустрия» сохранения молодости и красоты.
Наши руки с помощью сознательных и бессознательных движений корректируют нашу внешность и душу.
И не обязательно с помощью туши, помады, теней и румян, а просто хорошо заточенного карандаша.
Попробуйте нарисовать свой абстрактный портрет или ауру. И нет ничего удивительного, что оба рисунка похожи в главном – характере и построении.
А теперь попробуйте рисовать, ощущая свой Сердечный центр. В этой настройке подкорректируйте черты лица и линии тела, и вы увидите, как изменится ваше состояние.
Руки отражают наш мир, а также весь опыт, наработанный в течение жизни. Рисуя безупречные линии и формы рук, мы не только улучшаем свою жизнь, но и строим безупречный мир вокруг себя.
Прорисовывая свой портрет в мелких деталях, мы чётче начинаем понимать себя, одновременно по-настоящему корректируя и формы своего лица, которое преображается, наполняясь внутренним светом. Глаза становятся выразительнее, а кожа – чище. То же самое можно сказать и о других чертах лица.
Теперь поговорим об осанке, которая говорит о свободе пропускания через себя энергий. Людям с плохой осанкой сложно рисовать раскованные фигуры. Рука не слушается и рисует не то, что хотелось бы. Но со временем вы заметите, как изменятся не только ваши рисунки, но и вы сами.
Проработав походку, статичные позы и безупречный взгляд в чёрно-белом варианте, далее вы можете раскрыть для себя целый мир цветных красок. А это безграничный простор для более глубоких изменений, вплоть до клеточного уровня.
Взгляните на краски бегло, какой цвет вы выбираете? Красный, синий, зелёный? А из каких красок вы нарисуете себя (оттенок глаз, волос, губ)?
Сколько негармоничных ситуаций можно предугадать, проработав цветовые гаммы. Изменятся ваш гардероб, косметика, украшения и даже ваш дом.
Почувствовав гармоничные сочетания цветов и законы построения цветов и оттенков, вы будете уже более требовательно подходить к своему облику. Используя многообразие красок и их сочетаний, вы научитесь находить гармонию внешнего мира с внутренним. С помощью рисунка вы сможете уверенно почувствовать именно тот образ, который усилит и откорректирует ваш внутренний мир.
Существует много возможностей для работы с различными болезнями, в том числе и внутренних органов. Каждый орган имеет своё цветовое излучение. Корректируя излучение с помощью красок и кистей, можно лечить сам орган.
Очень интересна работа с детьми. Рисунок не переделывает ребёнка, а раскрывает его лучшие стороны. И делать это нужно, находясь в состоянии гармонии и любви.
Интересно, посещая выставки художников, чувствовать мир, в котором они живут, создавая шедевры, ощутить энергии, которые излучают картины.
Там можно подойти к картине и как бы потрогать её своими чувствами и впитать нужные энергии.
Рассматривая картины прошлых веков, можно почувствовать опыт тех времён, осознать стереотипы, которые были раньше, чувства, которые культивировались, и даже людей, для которых создавались картины.
Люди, которые создают шедевры, имеют богатую душу, которая дарит нам себя через эти шедевры. И не удивительно, как высоко ценятся подобные картины. Покупая их, люди покупают бессмертие.