Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры»
1. – 20
2. – 21
3. – 22
4. – 23
5. – 24
6. – 25
7. – 26
8. – 27
9. – 28
10. – 29
11. – 30
12. – 31
13. – 32
14. – 33
15. – 34
16. – 35
17. – 36
18. – 37
19. – 38
Всего 19 билетов
Вопрос 1. Место культурологии в системе современного знания. Предметная область культурологии.
Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре.
Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.
Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.
Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса, селекции и аккумуляции, системной упорядоченности, регулятивной практики, изменчивости, семантической выраженности, практики освоения, исполнения и нарушения индивидами его нормативного воспроизводства и творческого развития, конвенциональных и авторских рефлексий и интерпретаций и пр., т.е. в конечном счете, познание того, как порождаются, функционируют, транслируются и интерпретируются стихийно и целенаправленно выработанные "социальные конвенции" по интеграции людей и регуляции форм их совместного существования и деятельности.
Основными компонентами предмета К. являются:
- онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
- гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
- морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;
- культурная семантика:представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;
- антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры;
- социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;
- социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;
- историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;
- прикладные аспекты культуры: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.
Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».
Культура - это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.
Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.
В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.
В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".
Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".
Культура понимается как…
- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;
- «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»;
- «результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, её условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на её территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры» (Нарек Бавикян);
- «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);
- сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
- картина мира;
- «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
- «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
- возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
- воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
- развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
- творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
- «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;
Вопрос 3. Направления культурологических исследований XX века.
В самой культурологии складывается ряд направлений, претендующих на статус базовых, основных начал новой науки. Этому способствует ряд открытий, сделанных археологией, историей, этнографией, биологией, философией и т. д. Как правило, исследователи абсолютизируют роль отдельных элементов культуры частного характера и не в силах составить себе картину развития культуры в целом. Это приводит к дальнейшей дифференциации, обособлению отдельных частей, фрагментов культурологического знания.