Опера и инструментальная музыка эпохи классицизма. Оперная реформа Глюка. Сонатно-симфонические циклы венских классиков
Эпоха классицизма в музыкальном искусстве приходится на 2-ую половину 18 века, что совпадает с Эпохой Просвещения в развитии общественной и философской мысли.
Просветительское мировоззрение отражало интересы 3-его сословия – буржуазии, которая находилась в оппозиции к двум первым сословиям - духовенству и дворянской аристократии. Ни авторитет Церкви, ни власть аристократического Государства не должны мешать естественному развитию Человека, ограничивать его в каких-либо правах и свободах.
Соответственно, Просветительство было основано на идеях:
1) рационализма (протест против религиозного объяснения мира, вера в человеческий Разум, т. е. в способность человека объяснить с позиций собственного разума и мир, и самого себя)
2) социального равенства (протест против господства аристократии, вера в возможность справедливого устройства общества)
(Одним из результатов эпохи Просвещения была попытка изменить политическое устройство общества в результате Великой французской революции (1789 г.), девизом которой были «Свобода, равенство, братство»).
Идеи Просветительства сильно поколебали влияние Церкви и Аристократии на все сферы жизни, в том числе, на культуру и искусство.
Церковное искусство перестает занимать (в отличие от эпохи барокко) ведущие позиции. Эти функции принимает на себя Светское искусство, которое уже не может быть только развлечением аристократов.
Перед Светским искусством в эпоху Просвещение впервые были поставлены серьезные, собственно просветительские задачи: воплощать высокие нравственные ценности, способствовать совершенствованию человека и мира (т. е. воспитанию людей и достижению разумного, справедливого устройства общества).
Соответственно, в музыкальном искусстве происходят изменения во всех светских жанрах – как вокальных, так и инструментальных.
Опера в эпоху классицизма.
Опера – наиболее масштабный и влиятельный жанр светской музыки, начиная с XVII века. К концу эпохи барокко она вступила в полосу кризиса, превратившись из оперы-сериа («серьезной» оперы, перекликавшейся с античной трагедией) в «костюмированный концерт» - дорогостоящее развлекательное мероприятие для аристократов, которых привлекали лишь виртуозное мастерство певцов («звезд» тогдашней сцены) и изощренность постановочных эффектов.
Эпоха просвещения внесла значительные изменения в содержание и форму оперных спектаклей, что отвечало вкусам современной публики.
Основные изменения:
- появление жанра комической оперы
- оперная реформа Глюка
Комическая опера появляется в середине XVIII века в Италии (первый образец – «Служанка-госпожа» Перголези, 1733 г.), а также Франции, Германии, Англии и др. странах под разными названиями. (В Италии – опера-буффа, во Франции – опера-комик, в Германии – зингшпиль). Писалась на сюжеты из современного быта - сельского или городского. Часто содержала сатирические мотивы, элементы обличения социальных пороков. Увлекала стремительным развитием действия. В качестве действующих лиц (в противовес античным персонажам аристократической «серьезной» оперы) выводила на сцену обычных людей, представителей 3-его сословия (крестьян, слуг и т. п.). Именно они оказывались положительными героями, которые умнее, добрее, находчивее господ. В то же время, образы аристократов и духовенства трактовались пародийном ключе.
Музыка комических опер отличалась простотой. Несложные арии были близки по стилю к народным песням. Они чередовались с разговорными диалогами (в итальянской опере-буффа – с речитативами).
Комические оперы имели большую популярность, способствовали демократизации оперного жанра, его распространению в широких слоях общества. Но они не могли решить всех серьезных задач, поставленных перед искусством эпохой Просвещения (способствовать совершенствованию людей и общества). На этот запрос времени ответила музыкальная драма Глюка.
Оперная реформа Глюка была осуществлена в 60-е гг. 18 в. Глюк – австрийский композитор, обучавшийся в Италии искусству сочинения опер-сериа («серьезных» опер на античные сюжеты). Во время службы в придворном оперном театре Вены он разочаровывается в возможностях этого жанра, утерявшего свою серьезность в угоду внешней эффектности (виртуозность пения и пышность декораций) и превратившегося в «костюмированный концерт». Поработав в жанре французской комической оперы и даже балета, Глюк пришел к мысли, что серьезная опера с глубоким содержанием должна существовать, но избавившись от своих недостатков. Так возникла идея оперной реформы.
Реформа была осуществлена Глюком (вместе с либреттистом Кальцабиджи) в опере «Орфей» (1762 г.) и в пяти последующих операх. Поставленные в Вене и Париже, они вызвали бурные споры, которые закончилась победой Глюка.
Композитор сам сформулировал идею и вытекающие из нее принципы своей реформы (в предисловии ко второй реформаторской опере «Альцеста»).
Идея:
- соединение музыки с драмой, возвращение музыки к ее главному назначению – усиливать выразительность содержательного поэтического текста,
Принципы:
- использование античных сюжетов в их первоначальном виде, без искажений на потребу современным вкусам
- введение любых музыкальных номеров (арий, хоров, балетных эпизодов) только при условии их оправданности драматургией
- объединение отдельных музыкальных номеров (речитативов, арий, хоров) в сцены с непрерывным драматическим развитием
- избавление вокальной мелодии от виртуозных излишеств с целью усиления ее эмоциональной выразительности в соответствии с текстом
- создание увертюр (оркестровых вступлений к опере), музыка которых своим характером подготавливает к восприятию сюжета оперы.
Глюк реализовал свою идею соединения музыки и драмы, поэтому его реформаторские оперы вошли в историю музыки под названием музыкальная драма Глюка.
Инструментальная музыка эпохи классицизма.
Осуществила качественный скачок в развитии по сравнению с эпохой барокко, во многом благодаря творчеству венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Главное достижение в инструментальной музыке эпохи классицизма: из изысканного аристократического развлечения, наслаждения красотой звучания она превратилась в воплощение философских воззрений композиторов, в выражение их взглядов на человека и мир. Т. е. содержание инструментальных произведений уподобилось с этого времени содержанию опер, ораторий, но выражалось оно без помощи слов. Это означало, что сложилась собственно музыкальная логика повествования, что возникла возможность, наряду с музыкально-драматическими, сценическими произведениями создавать чисто инструментальные драмы.
Как это оказалось возможным?
В эпоху классицизма сформировались:
- классические инструментальные составы (симфонический оркестр, струнный квартет, выделилось фортепиано как ведущий солирующий инструмент)
- классические инструментальные жанры: симфония (для оркестра), концерт (для солирующего инструмента с оркестром), соната (для инструмента соло, в основном для фортепиано), квартет (для струнного квартета)
- классические формы: сонатно-симфонический цикл (как форма сонаты в 3 ч., концерта в 3 ч., симфонии в 4 ч., квартета в 4 ч.), сонатная форма (как форма первой части сонаты, концерта, квартета, симфонии).
Сонатно-симфонический цикл (в полном варианте) состоит из 4 ч.:
1 ч. быстрая; 2 ч. медленная; 3 ч. танец или игра (менуэт или скерцо); 4 ч. быстрый финал. В нем реализуется и принцип контраста, и принцип развития.
Строение симфонии или сонаты – это не просто определенная структура. Музыка каждой части выступает как носитель определенного смысла.
1 и 2 части воплощают два типа реализации человеческого «я»: действие и созерцание.
1 часть воплощает действие. Она пишется в сонатной форме, которая содержит три обязательных раздела:
1) экспозицию – показ контрастных музыкальных образов (минимум двух),
2) разработку, посвященную развитию контрастных тем и достижению кульминации
3) репризу – повторение экспозиции с обязательными изменениями, связанными со сглаживанием контраста, приведением контрастных образов к единству.
Как видим, сонатная форма является музыкальным воплощением классической драматургической схемы (экспозиция конфликта – развитие и кульминация конфликта – развязка конфликта), в чем сказалось влияние на инструментальную музыку театральной драматургии (через оперу).
2 часть воплощает созерцание – это область чувствований и размышлений.
3 часть через движение массового танца показывает уже не отдельного человека, а мир вокруг него – стихию жизни, круговорот лиц и событий.
4 часть (финал) – итог всего предыдущего, соединение представлений о человеке и мире, о личном и общем.
Такова смысловая схема сонатно-симфонического цикла как инструментальной драмы. Каждый композитор наполняет ее содержанием в соответствии с особенностями своего миросозерцания. Так, последняя, 41-ая симфония Моцарта «Юпитер» воплощает картину мира как единства контрастов («Я весел, вдруг – виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое», - Пушкин: «Моцарт и Сальери» ). А 5-симфония Бетховена запечатляет человеческую жизнь как борьбу и преодоление («От мрака к свету, через борьбу к победе»).