Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран

В XVII – начале XVIII вв.

Вопросы:

1. Барокко как стиль в искусстве XVII – начала XVIII вв.

2. Общая характеристика музыкальной культуры эпохи барокко: музыкально-эстетические идеи, национальные школы и их представители, вокальные и инструментальные жанры.

3. Характеристика английской оперы XVII – начала XVIII в.: жанры, тематика, образы, принципы драматургического развития, представители (Г. Перселл).

4. Французская лирическая трагедия и творчество Ж.Б. Люлли.

5. Характеристика немецкой оперы XVII – начала XVIII в.: жанры, тематика, образы, принципы драматургического развития, представители (Г. Шютц).

Темы докладов и презентаций:

1. Маньеризм в изобразительных искусствах и музыке (Карло Джезуальдо ди Веноза).

2. Возникновение и общая характеристика итальянской оперы XVII – начала XVIII века: школы, представители (Я. Корси, Я. Пери, К. Монтеверди, А.Скарлатти), жанры, тематика, образы, принципы драматургического развития.

3. Бельканто и традиции исполнения в опере XVII – начала XVIII вв.

4. Творческий портрет К. Монтеверди как оперного композитора.

Музыкальные произведения для викторины:

Слушание музыкальных произведений, определение жанров и эпохи по CD-диску «Музыка эпохи барокко».

Литература

Основная:

1. Виппер Б. Искусство XVII в. и проблема стиля барокко //Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

2. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава I.

3. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.

4. Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. II. М., 1988.

5. Захаров О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII в.: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983.

6. История зарубежной музыки /Сост. Розеншильд К.К. Вып I. М.: Музыка, 1978.

7. Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.

8. Конен В. Клаудио Монтеверди. М., 1971.

9. Ливанова Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств. М., 1977. С. 30–77.

10.Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 1. От античности к XVIII веку. М.: Музыка, 1986.

11.Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.

12. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

13.Ливанова Т. Проблема стиля в музыке XVII в. Музыка и живопись в Италии XVII–XVIII вв. //Ливанова Т. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981.

14.Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII вв. М., 1971.

15. Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII в. М.: Музыка, 1979.

16. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. Вып. I. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти. Истоки современного музыкального театра. М.: Музыка, 1986.

17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001. Гл. VIII. Музыкальные формы барокко.

18.Эскина Н. Барокко. //Музыкальная жизнь. 1991. №№ 1, 2.

Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран

В XVII – начале XVIII вв.

Вопросы:

1. Клавишные инструменты эпохи барокко, их музыкальные жанры и особенности исполнительской техники.

2. Орган и органная музыка эпохи барокко (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И.Пахельбель). Двухчастный цикл и органные хоральные прелюдии.

3. Жанр сонаты и его характерные черты в эпоху барокко на примере сонат А. Корелли (соната e-moll для скрипки и клавира) и Д. Тартини (соната «Трель дьявола» g-moll для скрипки с оркестром).

4. Оркестр эпохи барокко. Cоncerto grosso А.Корелли.

5. Инструментальный концерт в творчестве А. Вивальди.

Темы докладов и презентаций:

1. Черты доклассического жанра «концерт» на примере концерта a-moll для скрипки с оркестром А. Вивальди.

2. Музыкальная культура рококо и образы клавесинной музыки Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.

Музыкальные произведения для слушания и викторины:

1. Корелли А. Сoncerti grossi op. 6. Соната e-moll для скрипки и клавира.

2. Тартини Д. Соната «Трель дьявола» g-moll для скрипки с оркестром.

3. Вивальди А. Концерты «Времена года». Концерт a-moll для скрипки с оркестром.

4. Ф.Куперен, Ж.Ф Рамо, Л.Дакен. Произведения для клавесина по CD-диску «Музыка эпохи барокко».

Литература

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник для студентов музыкальных вузов. В з-х ч.. Ч.1 и 2. М.: Музыка, 1988.

2. Белецкий И.В. А. Вивальди (1678–1741). Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография. Л., 1975.

3. Брянцева В. О французской клавесинной школе //Французская клавесинная музыка для фортепиано. М., 1974.

4. Булычева А. Обманчивая ясность. Поэтика рококо в клавесинных пьесах Франсуа Куперена //Музыкальная академия. 2001. № 3.

5. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1. М., 2002.

6. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, Вып.1. М.: Музыка, 1986.

7. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства: Учебник для музыкальных вузов. В трёх выпусках. Вып. 1. М.: Музыка, 1990.

8. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII – I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.

9. Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. II. М., 1988.

10.Друскин М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков. М., 1960.

11. История зарубежной музыки /Сост. Розеншильд К.К. Вып I. М.: Музыка, 1978.

12.Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.

13.Куперен Ф. Искусство игры на клавесине /Пер. с франц. Очерк о Куперене и комментарии Я.И. Мильштейна. М., 1973.

14. Ливанова Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств. М., 1977. С. 30–77.

15.Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

16.Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г.: В 2-х книгах. Кн. 1. От античности к XVIII веку. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.

17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001. Гл. VIII. Музыкальные формы барокко.

Наши рекомендации