Спортивно-оздоровительные технологии
Йога — система достижения гармонии с окружающим миром внутри себя на физическом и ментальном уровнях. Йога является одной из ортодоксальных систем индийской философии. Цель йоги — последовательно развивать такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Роль йоги в социокультурной реабилитации:
ü оздоровление и мобилизация физического и психического потенциала организма;
ü бережное отношение к здоровью;
ü закаливание духовно-волевой сферы психики;
ü включение в групповые виды занятий;
ü воспитание культуры тела и духа;
ü познавательная, воспитательная, информационная, развивающая, рекреационная функции.
Естественное здоровье человеке (психическое, социальное и физическое благосостояние) является следствием жизни в гармонии с законами природы. Это подразумевает соблюдение следующих условий:
ü не слишком напряженные физические упражнения и релаксация;
ü использование свежей пищи, содержащей все элементы для поддержания жизни;
ü использование солнечных и воздушных ванн, чистого свежего воздуха;
ü использование чистой воды для очищения и закаливания;
ü положительное мышление.
Естественное излечение (натуротерапия) основано на принципе самоисцеления, возрастании потенциала возможностей человеческого организма. Занятия йогой отвлекает от негативных мыслей, делают досуг содержательным, помогают найти единомышленников и установить социальные связи, включиться в организованный процесс проведения оздоровительных мероприятий, тем самым опробовать свои лидерские качества. Противопоказания — ограничения по медицинским показаниям.
Иппотерапия
Иппотерапия — реабилитация и оздоровление человека, имеющего ограниченные возможности, средствами верховой езды на лошади. Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, средством восстановления после травм. Применяется при сердечнососудистых, желудочно-кишечных и других заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья. Иппотерапия имеет благотворное влияние с точки зрения общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспитательного эффекта. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной функций, кровообращения.
Занятия иппотерапией могут проводиться в любое, а лучше в досуговое время. Необходимым условием занятий является активное и сознательное участие самого инвалида в реабилитационном процессе, а также сочетание педагогических, психологических, социокультурных методов комплексной реабилитации с ЛФК и медикаментозными средствами. Желание сесть на лошадь способствует мобилизации волевой деятельности, что повышает физический и психологический потенциал человека для преодоления многих средовых барьеров и оценивания собственные возможности.
Ни с чем не сравнимый эффект дает взаимодействие двух живых существ: инвалида и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать данную пару, и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе. Естественная потребность организма в движении, которая особо четко прослеживается в досуговых формах деятельности, является естественным регулятором и стимулятором жизнедедтельности. Общение с лошадью (катание, ухаживание и др.) вносит эмоциональный, нравственный, воспитательный элемент в процессе формирования личностных качеств инвалида.
Основа этого процесса — положительный опыт общения с лошадьми, другими животными, природой и, особенно с людьми, «несущими идею» (опытными специалистами — психологами, педагогами, конниками). В ситуации групповой езды (экитерапия) к вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в группе, подчинения групповым правилам, нахождения своей социальной роли, построения соответствующей модели поведения. Благодаря групповой иппотерапии развивается ощущение азарта, здорового соперничества, включенности в групповую задачу, сопереживания в ситуациях.
Участие в занятиях, спортивно-досуговых формах (праздники, соревнования, фестивали, конкурсы и др.) повышают рейтинг инвалида в глазах окружающих, формируя не жалостливое отношение, а неподдельный интерес к его личности. Когда инвалид сидит в своем кресле или с трудом передвигается на костылях или канадках, он чувствует свое отличие от других, «обычных» людей, но, когда он сидит на лошади, возвышаясь над всеми, кто стоит на земле, и сам управляет лошадью — он являет собой пример социальной адаптации.
В блоке социокультурных мероприятий особой популярностью пользуются летние иппотерапевтические лагеря для инвалидов и их семей, а также прогулки и походы на разные по длительности расстояния.
В Германии (Rurtal-Schule, Heinsberg-Oberbruch) учителя-консультанты по иппотерапии считают, что верховая езда и общение с лошадьми носит только педагогический смысл без акцента на медицинский. Выезды проводятся один раз в неделю. Специальный транспорт доставляет группу (5-7 человек) на конную ферму, находящуюся в 15 км от школы. Здесь инвалиды-колясочники поочередно совершают ездки. На занятиях применяются различные формы: один инвалид ведет лошадь за поводья, другой сидит на лошади; 2-3 человека идут впереди лошади по кругу, регулируя темп; ездок поочередно поднимает руки, отпуская поводья; угощают и гладят животных и т.д. Наиболее «тяжелых» инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на лошадь сажают вместе с инструктором, который поддерживает его во время езды. Удачи ездоков приветствуются участниками. Дорога домой сопровождается исполнением песен и приподнятым настроением, что в целом восстанавливает баланс эмоциональной сферы.
Противопоказания для занятий иппотерапией: болезнь Лоб-штейна-Фролика, гемофилия, все острые инфекционный заболевания, диабет, хронические заболевания почек, повреждения позвоночника. Но данные заболевания не исключают участие инвалида в творческих видах социокультурной деятельности, посвященных иппотерапии. Занятия иппотерапией требуют строгого соблюдения соответствующей техники безопасности.
Анимационная терапия
Социокультурная анимация -— реабилитационная технология из области общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности.
Феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие в социальном творчестве. Функции анимации, с одной стороны, заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. С другой стороны, — в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Предмет анимации — оживление отношений между индивидуумами и социальными группами. Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений.
Анимационная деятельность проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие технологии социокультурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и психологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций и др.
Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора подходящей модели поведения.
Ведущим методом анимационной терапии (наряду с рекреационной, игровой, развивающей деятельностью и другими) является художественное творчество. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются средствами анимации инвалидной среды.
Основной принцип — искусство для участника, а не искусство для зрителя, то есть главная цель — доставить эстетическое и нравственное удовлетворение участнику, а не публике. Это является терапевтическим моментом для реабилитанта, который может проявить себя в разных ролях — исполнителя, автора, ассистента, организатора.
Характеристика социокультурного состояния жизнедеятельности инвалидов включает комплексную оценку:
ü социальных условий жизнедеятельности личности;
ü психофизического состояния личности;
ü социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности;
ü ценностно-смысловых отношений личности.
Реализация программ социокультурной анимации (например, работа с населением территориального образования, анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с одаренными инвалидами и др.) предполагает:
ü определение наиболее емких и практически применимых критериев «отклонений от социальной нормы»;
ü разработку планов и программ на основе социального, социально-психологического и педагогического анализа аномальных процессов социализации личности, проведенного на основе критериев «отклонений от социальной нормы»;
ü организацию взаимодействия с учреждениями социокультурной сферы в процессе реализации программ анимационной деятельности;
ü анализ результатов анимационной деятельности.
Специфическая задача анимационной терапии состоит в создании особых социально-психологических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. Поэтому среди направлений анимации выделяются следующие:
ü анимационная работа по изменению негативного отношения общества к инвалидной категории населения;
ü деятельность по восстановлению системы межличностных отношений, как в среде инвалидов, так и за ее пределами;
ü формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения.
Анимационная терапия является специфической областью психолого-педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать инвалидов в культурную и социальную жизнь общества.