Проектная культура в дизайне

Проектная культура – так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» - реальная проектность, как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления. Нынешний кризис в методологии, подготовки нужных обществу специалистов потребовал пересмотра образования нафундаментальных подходов к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. В связи с этим идет поиск и моделирование нового образа культуры, способной преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, которые уже стали реальностью бытия.

Действительно, в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования. Конкретизируя определение проектирования как деятельности, цель которой «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде», Дж.К. Джонс отмечает, что оно охватывает деятельность не только архитекторов, конструкторов и других «профессиональных» проектировщиков, но так же плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых, специалистов прикладных наук, участников движения протеста, политиков, членов «групп давления» - всех тех, кто стремится изменить форму и содержание изделий, рынков сбыта, городских систем бытового обслуживания, общественное мнение, законы. (Дж.К. Джонс, "Методы проектирования", М:. Мир, 1986 г., 326 с.)

Под проектной культурой понимают - реальность – проектность как ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и культуру мышления. О ней много размышляли и размышляют как зарубежные, так и отечественные специалисты в области теории проектирования, обозначив ее как «третью культуру». Эту «третью Культуру» Б. Арчер и его коллеги по Королевскому колледжу искусств, ведущему художественному университету Великобритании, предложили назвать «Дизайном с большой буквы». Именно в таком расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования.

Философы, искусствоведы, архитекторы, дизайнеры и художники рассматривают проектную культуру как соединение опыта материальной культуры с совокупным массивом опыта, навыков и понимания, воплощенным в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения, а проект как ряд мыслительных и практических процедур, направленных на создание объекта-модели и прогнозирования его будущей реализации.

Основой деятельности в этих специализациях является не визуализация субъективных представлений, а анализ социокультурного, исторического, средового контекстов, систематизация этой информации, абстрагирование, выработка специальных проектных решений, интегрирующих методы научного и художественного творчества. Подобный тип художественной профессиональной деятельности, синтезирующий в себе элементы технологии, науки и искусства, является продуктом специфического многопрофильного дизайнерского образования. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из столь различных областей человеческой деятельности.

Проектирование основано на интеллектуальной деятельности, направленной на определение смысловых и качественных свойств предметов и явлений. Таким образом, основу проектирования, согласно О. Акину, составляет процесс оптимизации поиска идей в большом проблемном пространстве.

Основные составляющие проектной культуры:

1. Экологическая, включающая ценностно-значимые образы, вещные пространства проектируемой среды, замышляемые и документируемые дизайнерами.

2. Образно-жизненная - сюжеты средового поведения, стили жизни различных сообществ в отношении среды. Показывается содержательное единство сюжета средового поведения и образности средовых объектов.

3. Аксиологическая - отвлеченно мыслимые ценности или чувственно, духовно осязаемые блага проектной культуры, достижимые в ней состояния сознания/воли всех участников проектного процесса.

4. Концептуальная, состоящая из творческих концепций, взятых вместе с выраженными в них ценностными, образно-жизненными и средовыми ориентациями субъектов проектирования. Многообразие концепций - это ядро проектной культуры.

5. Наконец, культурно-политическая составляющая проектной культуры связывает её с политической культурой общества в целом. В ней представлены связи проектирования с социальной, экологической, культурной политиками общества.

Процесс экологизации, охватывающий природу и культуру, предметную среду и образ жизни, синтезирует некое новое, интуитивно ощущаемое состояние условий человеческого существования. Его прогностически концептуализируемые качества - большая естественность, творческая свобода, подлинность бытия. Это состояние неразрывно связано с проектностью, с ценностями проектного отношения к действительности и поэтому также может обозначаться термином "проектная культура".

Экологическое сознание, адекватное проектной культуре - исторично: оно имеет дело с непрерывностью и преемственностью образа жизни, культуры и среды. Поэтому средовые искусства сегодня, не исключая дизайна, столь много внимания уделяют традиционным предметным формам и стилям жизни, заняты проблемой исторической, этнокультурной идентичности (своеобразия и самобытности) среды и образа жизни.

В этом контексте анализируется предложенная С.С.Аверинцевым концепция рефлектированного традиционализма, в терминах которой обосновывается возможность не только инновационного, но и миметического дизайна, занятого воссозданием в образе проектируемой среды ценностей, достигнутых в истории, ценностей и стилей жизни.

Проектная культура обогащается при этом пониманием того, что среда является не только вещественным, пространственным условием жизни людей, но и условием реализации весьма глубоких измерений человеческой природы. Каждый человек, каждая общность имеет право на такую среду своей жизни, ко­торая бы наиболее полно учитывала специфику их культурной традиции, особенности их образа жизни, - так формулируется демократический по своей сути политический постулат культур­но-экологического дизайна.

Наши рекомендации