Проектная культура в дизайне
Проектная культура – так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» - реальная проектность, как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления. Нынешний кризис в методологии, подготовки нужных обществу специалистов потребовал пересмотра образования нафундаментальных подходов к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. В связи с этим идет поиск и моделирование нового образа культуры, способной преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, которые уже стали реальностью бытия.
Действительно, в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования. Конкретизируя определение проектирования как деятельности, цель которой «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде», Дж.К. Джонс отмечает, что оно охватывает деятельность не только архитекторов, конструкторов и других «профессиональных» проектировщиков, но так же плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых, специалистов прикладных наук, участников движения протеста, политиков, членов «групп давления» - всех тех, кто стремится изменить форму и содержание изделий, рынков сбыта, городских систем бытового обслуживания, общественное мнение, законы. (Дж.К. Джонс, "Методы проектирования", М:. Мир, 1986 г., 326 с.)
Под проектной культурой понимают - реальность – проектность как ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и культуру мышления. О ней много размышляли и размышляют как зарубежные, так и отечественные специалисты в области теории проектирования, обозначив ее как «третью культуру». Эту «третью Культуру» Б. Арчер и его коллеги по Королевскому колледжу искусств, ведущему художественному университету Великобритании, предложили назвать «Дизайном с большой буквы». Именно в таком расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования.
Философы, искусствоведы, архитекторы, дизайнеры и художники рассматривают проектную культуру как соединение опыта материальной культуры с совокупным массивом опыта, навыков и понимания, воплощенным в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения, а проект как ряд мыслительных и практических процедур, направленных на создание объекта-модели и прогнозирования его будущей реализации.
Основой деятельности в этих специализациях является не визуализация субъективных представлений, а анализ социокультурного, исторического, средового контекстов, систематизация этой информации, абстрагирование, выработка специальных проектных решений, интегрирующих методы научного и художественного творчества. Подобный тип художественной профессиональной деятельности, синтезирующий в себе элементы технологии, науки и искусства, является продуктом специфического многопрофильного дизайнерского образования. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из столь различных областей человеческой деятельности.
Проектирование основано на интеллектуальной деятельности, направленной на определение смысловых и качественных свойств предметов и явлений. Таким образом, основу проектирования, согласно О. Акину, составляет процесс оптимизации поиска идей в большом проблемном пространстве.
Основные составляющие проектной культуры:
1. Экологическая, включающая ценностно-значимые образы, вещные пространства проектируемой среды, замышляемые и документируемые дизайнерами.
2. Образно-жизненная - сюжеты средового поведения, стили жизни различных сообществ в отношении среды. Показывается содержательное единство сюжета средового поведения и образности средовых объектов.
3. Аксиологическая - отвлеченно мыслимые ценности или чувственно, духовно осязаемые блага проектной культуры, достижимые в ней состояния сознания/воли всех участников проектного процесса.
4. Концептуальная, состоящая из творческих концепций, взятых вместе с выраженными в них ценностными, образно-жизненными и средовыми ориентациями субъектов проектирования. Многообразие концепций - это ядро проектной культуры.
5. Наконец, культурно-политическая составляющая проектной культуры связывает её с политической культурой общества в целом. В ней представлены связи проектирования с социальной, экологической, культурной политиками общества.
Процесс экологизации, охватывающий природу и культуру, предметную среду и образ жизни, синтезирует некое новое, интуитивно ощущаемое состояние условий человеческого существования. Его прогностически концептуализируемые качества - большая естественность, творческая свобода, подлинность бытия. Это состояние неразрывно связано с проектностью, с ценностями проектного отношения к действительности и поэтому также может обозначаться термином "проектная культура".
Экологическое сознание, адекватное проектной культуре - исторично: оно имеет дело с непрерывностью и преемственностью образа жизни, культуры и среды. Поэтому средовые искусства сегодня, не исключая дизайна, столь много внимания уделяют традиционным предметным формам и стилям жизни, заняты проблемой исторической, этнокультурной идентичности (своеобразия и самобытности) среды и образа жизни.
В этом контексте анализируется предложенная С.С.Аверинцевым концепция рефлектированного традиционализма, в терминах которой обосновывается возможность не только инновационного, но и миметического дизайна, занятого воссозданием в образе проектируемой среды ценностей, достигнутых в истории, ценностей и стилей жизни.
Проектная культура обогащается при этом пониманием того, что среда является не только вещественным, пространственным условием жизни людей, но и условием реализации весьма глубоких измерений человеческой природы. Каждый человек, каждая общность имеет право на такую среду своей жизни, которая бы наиболее полно учитывала специфику их культурной традиции, особенности их образа жизни, - так формулируется демократический по своей сути политический постулат культурно-экологического дизайна.