Уральское художественное литье

На многих уральских заводах – Кушвинском Каменском, Билимбаевском, Верхисетском, Нижнетагильском и других – в ХУШ веке изготавливались для своих нужд чугунные плиты, ограды, ворота, различные архитектурные детали. Это было связано с интенсивным промышленным и гражданским строительством: чугунное художественное литье великолепно дополняло архитектурные постройки многих городов и поселков России. До настоящего времени сохранились интересные образцы напольных плит, ажурные ограды с геометрическими узорами, затейливыми розетками и причудливо бегущими завитками; садово-парковая мебель, кабинетная скульптурная пластика.

Для художественного литья нужен был чугун особого свойства: нехрупкий, ковкий. Инструкция так предписывала “познавать добрый чугун от плохого: когда переломлен будет и вид в себе покажет в лому темносер и глаз мелок яко маково зерно, то самый мягкий и добрый чугун”.

Принято считать, что первым заводом на Урале чугунное художественное литье освоил Невьянский завод Н.Д.Демидова. Невьянские металлурги преуспели в этом искусстве уже в начале ХУШ века. Образцы литья того времени сохранились в виде балконных решеток на наклонной Невьянской башне и половых плит.

К середине ХУШ века уральские чугунные изделия пользовались огромной популярностью по всей России. Только в Петербург и Москву ежегодно отправлялись десятки караванов барж с отлитыми фигурными балконными и оконными решетками, высокими и низкими оградами. В 1777 году из северной столицы в Каменский завод поступил заказ на изготовление на отливку декоративной арки в виде высокой готической арки и четырех женских фигур для нее. Одна фигура должна была держать цветы, другая – корзину с плодами. Две остальные только придерживали тяжелые складки драпировок одежды. Каменский завод выбран для художественного литья был не случайно: опытные мастера чугунолитейного дела оснащали мощной артиллерией армию и русский флот. Однако чтобы выплавить чугун для тонкой художественной работы, привезли с Невьянского завода лучшего доменного мастера, а для чеканных работ с Березовского завода опытнейшего чеканщика Тимофея Хмелева с двумя помощниками. Деревянные модели выполняли столяр Егор Зубрицкий и его ученик Василий Пылаев. За качество художественной работой отвечали помощники архитектора Михайло Горяинов и Никита Яковлев. В конце июля 1778 года, когда все детали арки были изготовлены и отлиты в чугуне, Каменский завод посетил президент Академии художеств И.Бецкой и работой мастеров остался доволен. Узорчатая арка из уральского чугуна была перевезена в Петербург и украсила живописный парк Екатерининского дворца в Царском Селе. Высота ажурного сооружения около двенадцати, ширина почти семь метров. Вес тридцать тонн! Готическая арка стоит в одном ряду с выдающимися образцами декоративно-прикладного искусства и является шедевром отечественного художественного литья(1,с.3). В художественных отливках ХУШ века уральские мастера впервые с наибольшей полнотой сумели раскрыть богатейшие возможности чугуна, способного воспроизводить любую заданную форму.

Из тагильского чугуна были отлиты плита-летопись, повествующая о рождении нового завода в 1725 года на реке Тагил, родовой герб, решетки и ограды для усадеб Демидовых в Москве и Подмосковье, памятник А.Н.Карамзину по проекту А.Г.Белова (1855г.) и некоторые другие художественные изделия. В Нижне-Тагильском заводе работали опытные мастера-литейщики Тимофей Сизов и Тимофей Ярунин. Первый в 1764 году создал прекрасные чугунные заказные скульптуры аллегорического характера “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.

Архитектурно-декоративная пластика из чугуна для петербургской усадьбы заводчика Г.А.Демидова была отлита на Ревдинском заводе в 1760-е годы: капители, наличники с розетками, балконные доски, балясины, половые плиты и другие изделия. Строгие архитектурные формы промышленных, гражданских и храмовых сооружений уральских городов и заводских поселков Х1Х века отразили как нельзя лучше особенности развития нового стиля в искусстве – “классицизма” и дополнялись прекрасными произведениями чугунного художественного литья. Примеры тому – ограды и фонтан на заводской площади Кыштымского завода, лестничные ограждения в интерьерах общественных зданий Екатеринбурга.

В начале Х1Х века мелкую декоративную и культовую пластику отливали в большом количестве и на Верх-Исетском заводе. В музееях Свердловской области сохранились как память пресс-бювары “Собака чешущая за ухом” и “Лев”, рельефные иконы и портреты, рамки для картин.

В коллекции Екатеринбургского музея изобразительного искусства хранится барельефы “Император Александр 1” (1811г.), “Богоматерь” и “Иисус Христос” (1815г.), “Диана-охотница”; памятные медали в честь русских государственных деятелей – графа П.Х.Витгенштейна и генерал-фельдмаршала князя Голенищева-Кутузова Смоленского(1813г.), отлитые на Кушвинском заводе при непосредственном участии немецких мастеров.

На Златоустовском заводе, наряду со стальными пушками и булатными клинками, выпускали и прекрасные чугунные художественные отливки, хотя это направление не считалось основным занятием. Отмечалось, что в чистоте литья были достигнуты большие успехи, и что “изделия эти служат, конечно, не для коммерческих целей, а имеют более воспитательное значение, развивая среди рабочих вкус к изящному и приучая их к тонкой и тщательной формовке”(2,с.89). Кроме ажурных решеток и кронштейнов до настоящего времени сохранились образцы садово-парковой мебели, подзеркальники, рамы для картин, декоративные блюда, изготовленные златоустовскими мастерами в 1870-80-е годы.

Своеобразие искусства чугунного литья заключается в том, что оно объединило в себе такие обязательные виды деятельности, как изготовление модели, ее формовка, литье, чеканка и тонировка (покраска). Качество изделия во многом зависит от профессионализма мастеров на каждом этапе изготовления художественного изделия. Как правило, разделенная на отдельные части модель (декоративная пластика, бюсты, статуи и другое) формовалась в опоке – металлическом ящике, состоящего из двух половинок без дна, но с ребрами для удержания формовочной смеси и двумя проушинами. В узкой стенке опоки находится литниковый канал. После формовки земляной смесью модель удаляется и опоки соединяются вместе. Через специальные каналы жидкий металл заливается в пустоты опоки и остывает на протяжение некоторого времени. Готовая отливка очищается чеканщиком от прикипевшей земляной формовочной смеси, соединяется в единое изделие и красится черным цветом, который придает металлу своеобразную звучность. После всех этих операций рукотворный металл оживал. Становился зримым и осмысленным произведением искусства.

Пальму первенства в уральском чугунном художественном литье перенял Каслинский завод, основанный 1747году тульским купцом Яковом Коробковым. Кроме военной продукции (пушек, ядр и бомб) в начале Х1Х века здесь выпускали и бытовую чугунную посуду. С 1823 года новый управляющий заводом Г.Ф.Зотов перевез из Верх-Исетского завода в Касли основные модели из бронзолитейной мастерской и внедрил технологию художественного литья. С Кушвинского завода в Касли были приглашены 12 формовщиков. Из Златоуста приехали работать лучшие чеканщики. В качестве первых образцов использовались модели немецких мастеров – медальера Леонарда Поша “Апостол Петр”, “Апостол Павел”, “Евангелист Иоанн”, “Иисус Христос”, “Ученый” и архитектора и художника Карла Шинкеля “Фруктовая ваза с мотивами аканта”, “Блюдо с мотивами аканта”, “Блюдо в готическом стиле” и другие. Под руководством опытного литейного мастера Н.З.Теплякова с 1823 по 1859 годы выполнялись вКаслях отдельные заказы на кресты и надгробия с рельефами и надписями , бюсты императоров, садово-парковую мебель и скусльптуру, архитектурное и камерное литье.

В 1860 году художественное литье Каслинского завода впервые получает Малую Золотую медаль на выставке Вольного Экономического общества в Москве, а в 1861 году Малую Серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге. Благодаря профессионализму мастеров и отличному качеству чугуна заводские изделия отмечались почетными дипломами и медалями на Всемирных выставках в париже (1867, 1900), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888), Стокгольме (1897), Милане (1906).

На заводе работали династии формовщиков и чеканщиков: Глуховы, Торокины, Мочалины, Тепляковы, Самойлины…Однако большую роль в формировании ассортимента отливок сыграли первые заводские скуьпторы – выпускники Академии художеств Михаил Денисович Канаев (1831-1884) и академик скульптуры Николай Романович Бах (1853-1885). Они не только предоставляли свои модели для отливки, но и широко использовали работы известных ваятелей русской скульптуры: П.К.Клодта, Е.А.Лансере, А.Л.Обера, Н.И.Либериха, Н.А.Лаверецкого, Ф.Ф.Каменского, Р.И.Баха, П.П.Забелло, Ф.П.Толстого и других. В целях повышения качества выпускаемого литья в 1876 году М.Д.Канаев открыл при заводе художественную школу, где мастеровые обучались более точной формовке и чеканке изделий, специальным приемам работы, позволяющим производить литье с наименьшими затратами материалов. Н.Р.Бах продолжил дело М.Д.Канаева.

Вершиной искусства каслинцев стали созданние ими знаменитые чугунные павильоны. Первый из них демонстрировался на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. Кыштымские горные заводы впервые показали свою продукцию в чугунном павильоне, отлитом на каслинском заводе по проекту архитектора А.И.Ширшова (1890-?). По изготовленным эскизам и моделям был изготовлен почти кубической формы павильон с боковыми пристроями, который увенчали легкие ажурные решетки. Фасад павильона украшал портик со сдвоенными колоннами, поддерживающими антаблемент строения: колонны соединялись ажурными кронштейнами. В нишах с рокайльными завершениями размещались скульптуры “Дон Кихот”, “Мефистофель”, “Руфь”, “Юдифь” и другие. У входа стояла скульптурные изваяния “Рудознатец” и “По грибы”. 19 рабочих – столяр-резчик, доменные мастера, литейщики, чеканщики – были представлены за успешную работу по подготовке к Нижегородской выставке павильона к награждению [3,с.8]. К сожалению, этот павильон до настоящего времени не сохранился и судьба его неизвестна.

Высокая оценка каслинского литья утвердила владельцев завода в правильности принятого ими решения – всемерно развивать художественное чугунное литье, чаще пропогандировать его на выставках и ярмарках. Для Всемирной выставке в Париже (1900г.) решено было отлить второй, более впечатляющий павильон, с которым владельцы Кыштымских заводов связывали надежду “удивить мир чугуном” и заодно поправить свои финансовые дела. В декоре нового павильона, изготовленного по проекту петербургского архитектора Е.Е.Баумгартена (1866-1919), присутствовали мотивы так называемого неорусского стиля, ставшего разновидностью модерна. Присущая этому направлению эклектичность позволила архитектору свободно сочетать в декоративном оформлении павильона древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, широко используя при разработке проекта таблицы из монографии Н.Ф.Лоренца “Орнамент всех народов и стилей” (СПб., 1898г.) и “Сборника византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г.Гагариным” (1887г.). Исполнение скульптурных фрагментов павильона Баумгартен поручил скульптору М.Л.Диллон (1858-1932), вылепившей по мотивам известного русского художника М.В.Васнецова “Сирин и Алконост, песнь радости и печали” скульптурную рельефную композицию. Модельщики К.Д.Тарасов и Д.И.Широков перенесли все рисунки в деревянные модели, по которым были отлиты бронзовые, более точные.В целом было отлито более полутора тысяч деталей “чугунного дворца”, который был перевезен в Париж и собран каслинскими мастерами. Представленный в отделе горного дела и металлургии Каслинский чугунный павильон, который украсили ряд скульптур (в том числе и жемчужина собрания – “Россия” (скульптор Н.А.Лаверецкий (1837-1907), стал сенсацией Всемирной выставки и отмечен высшей наградой выставки – Гран-при “Хрустальный глобус” и Большой золотой медалью.

Второе рождение этого павильона началось позже: в 1958 году он был восстановлен в одном из небольших помещений Свердловскойкартинной галереи, а в 1986 году – в специально переоборудованном для него зале в Музее изобразительных искусств.

К началу ХХ века в Каслях кроме завода три частных чугунолитейных предприятий занимались художественными отливками: у Терентия Дмитриевича Теплякова с сыновьями Александром, Алексеем и Аристархом работало 135 мастеровых, у Михаила Никитьевича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом в штате числилось 120 рабочих, а в заведении Григория Яковлевича Кобелева с сыновьями Александром, Геннадием и Сергеем трудилось 114 человек. Анималистический и портретный жанры, декоративная пластика нашли свое воплощение в чугунных отливках мастеров Каслей. К числу наиболее удачных творений можно отнести такие работы Е.Н.Лансере (1848-1886) “Прощание казак с казачкой”, “Джигитовка лезгин”, “Тройка” и другие.

В период своего расцвета (1870-1900)гг.) каслинское художественное литье не знало себе равных. Этому способствовали три слагаемых успеха: высокое качество чугуна, выплавляемого на древесном угле; особые достоинства каслинских формовочных песков; мастерство скульпторов, формовщиков, чеканщиков и красильщиков. Каслинское чугунное художественное литье отличалось глубоким, черным матовым цветом, который состоял из натуральной олифы, голландской сажи, небольшого количества свинцового сурика. При нанесение на серый чугун вся эта масса выдерживалась при темепратуре 200-250 градусов.

Один лишь Кусинский завод (основан в 1778г.) по качеству моделей и литья на рубеже Х1Х-Хх веков приблизился к уровню каслинских изделий. Выпуск художественного литья здесь стал осваиваться в 1883 году, при управляющем заводом Панцержинском. Для этого он пригласил из каслей опытных мастеров Кузнецовых, которые при найме на работу обязались:”…приучить поставленных к нам рабочих Кусинского завода как в чистоте отделки вещей, так равно и указать им прием формовки, чтобы возможно больше приготовить вещей при наименьшем браке” (4,с.80). Спустя время кусинские мастера, среди которых славились формовщики Федор Иконников, Павел Шалапов, Василий Завоеванов, чеканщики Вениамин Дятлов, Иван Зубов, Василий Пастухов,стали успешно соперничать с каслинскими: в 1888г. получен Похвальный лист в Копенгагене, в 1896г. – Диплом первого разяда в Нижнем Новгороде, в 1897г. – серебряная медаль в Стокгольме, в 1901г. – Почетный диплом в Глазго, в 1911г. – Большая золотая медаль в Омске. В заводском каталоге в этот период числилось 423 изделия (в Каслях – 749 наименований). Из них 22 модеи выполнил талантливый скульптор, выпускник Строгановского училища технического рисования Федор Осипович Васенин (1876-1923). В 1890-1894 годы он работал рисовальщиком “цеха украшения” Златоустовской оружейной фабрики. Затем перехал в Кусу. Его вазы, тарелки, статуэтки, шкатулки. Пепельницы. Пресс-папье и другие виды изделий пользовались особой популярностью и мели широкий сбыт по всей России. Отличительные особенности изделий – невысокий рельеф на глухой плоскости , ажурность линий орнамента. Он пробовал себя в разных стилях, прекрасно понимал и чувствовал природу чугуна, его возможности. В 1912 году Ф.О.Васенин был награжден серебряной медалью “За усердие” на станиславской ленте.

Оливались на Кусинском заводе не только кабинетные вещи, но памятные чугунные медали. Например, в 1897 году для УЦ Международного геологического конгресса, проходившего в России, были выпущены настольные медали диаметром 46 миллиметров для участников конгресса, посетивших Урал. В центре лицевой стороны изображена эмблема геологов и горняков – скрещенные молоточки, обрамленные венком. По кругу – надпись на латинском языке: “Геологический конгресс: умом и молотком. Россия. 1897. УЦ”. На оборотной стороне изображен герб Уфимской губернии и надпись на французском языке: “Урал. Кусинский завод”.

В чугунном художественном литье нашли воплощение многие задумки скульпторов, чему способствовали сравнительная дешевизна материала, значительный спрос на качественные изделия на российском и европейском рынках сбыта и желание уральских мастеров проявить свои потенциальные творческие возможности.

Примечание:

1.Девиков Е. Загадки готических ворот//Вечерний Свердловск, 1983, 12 ноября.

2.Златоуствоский горный округ. Краткое описание производств четырех заводов округа: Златоустовского, Саткинского, Кусинского, Артинского. - Н. Новгород,1896.-128с.

3.Губкин О.П. Каслинский чугунный павильон: История создания и реставрации.1900-2000. – Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та,2000.-32с.

4.Губкин О.П. К истории развития кусинского художественного литья из чугуна//Художественный металл Урала ХУШ-ХХвв. – Екатеринбург:Внешторгиздат,1993.-168с.

Наши рекомендации