Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение

Сборник «Цветы зла» — это поэтическая вершина всего творчества Шарля Бодлера. Он задумал его как поэтическую копию «Божественной комедии» Данте. Первая редакция сборника вышла в 1857 году, но она постоянно дополнялась новыми стихотворениями. Трудно назвать «Цветы зла» обычным сборником: стихи читаются единым произведением, в котором явно прослеживается развитие определённой мысли. Это настоящая исповедь странствующей души, её боль и страдания в жизненных исканиях.

Глава 1: «Сплин и Идеал»

Первая глава сборника самая длинная, но очень важная для понимания всей сущности замысла. Автор рассказывает читателю, какая страшная борьба происходит в человеческих душах, как они раздираются мучительными сомнениями. Тяжкие грехи и ошибки ввергают душу в пучину тьмы и мрака, но высокие помыслы и стремления возносят до её самых небес. Последние стихотворения этой главы заканчиваются трясиной, из которой не может выбраться душа лирического героя, страдающая от смертельной тоски и сплина.

Глава 2: «Парижские картины»

В этой главе лирический герой в тоске, которая тянется ещё из «Сплина и Идеала», бродит по улицам огромного Парижа. И оказывается, что душа со всеми своими проблемами и несчастьями одинока даже в таком многолюдном городе, как Париж. Бодлер поднимает здесь тему маленького человека, которая актуальна для всей европейской и русской литературы середины XIX века. Лирическому герою сборника достаточно суток, чтобы понять и осознать всю боль своего одиночества посреди бездушного города.

Глава 3: «Вино»

Не в силах выдержать тяготы давящего, мучительного одиночества, лирический герой сборника пытается успокоиться и найти забвение в наркотиках и вине, которые только усугубляют его состояние. Его сознание отуманивается, он теряет способность здраво рассуждать и не может уже отличить добро от зла. Минутное наслаждение очень быстро проходит, оставляя горечь, боль и не проходящее чувство безраздельного одиночества.

Глава 4: «Цветы зла»

В этой главе лирический герой предстаёт перед читателями ещё более слабым и немощным. Он не может выдержать тех искушений окружающего мира, которые просто обрушиваются на него. Он совершает ошибку за ошибку, один грех за другим: это и разврат, и похоть, и даже убийство. Но и сладость греха слишком мимолётна, как наркотики и вино, а идеал лирическим героем сборника так и не найден.

Глава 5: «Мятеж»

Осознавая собственные грехи и собственную немощь перед искушениями, лирический герой бросает вызов ненавистной судьбе и всему миру. Он открыто сетует на несовершенство миропорядка, с которым он не может мириться и не будет. В главе всего три стихотворения, но они очень яркие и бесстыдно богоборческие, в них обнажена и утрирована правда жизни, которая делает лирического героя нравственным калекой, который не нашёл своего места под палящими лучами солнца.

Глава 6: «Смерть»

Наконец измученная душа находит успокоение, но этот покой знаменует собой смерть. Причём лирический герой сборника так и не достигает того идеала, ради которого он совершал свои ошибки, грехи и проходил все эти испытания:

  • испытание любовью и искусством (1 глава);
  • большим городом (2 глава);
  • опьянением (3 глава);
  • порочным наслаждением (4 глава);
  • бунтом (5 глава).

«Цветы зла» Шарля Бодлера — это единая поэтическая книга, в которой нельзя поменять местами ни одно стихотворение: настолько органична её структура. Именно в этом сборнике французскому поэту удалось воплотить свою эстетическую программу, показав муки и страдания одинокой человеческой души в поисках идеала.

«Гимн красоте», анализ стихотворения Бодлера

Стихотворение "Гимн красоте" Шарля Бодлера более всего известно в переводе Эллиса (псевдоним Льва Кобылинского, поэта-символиста начала ХХ века). Именно анализ этого перевода и будет проведен.

Уже в названии стихотворения содержится указание на жанр. Гимн - это, как правило, воспевание, прославление. Поэтому логично предположить, что в своем произведении Шарль Бодлер воспел эту самую красоту. Однако, по мере прочтения "Гимна", становится понятно, что не так все просто. Красота бывает чарующей, притягательной, но при этом беспощадной. Это противопоставление нашло отражение и в композиции: все стихотворение построено на антитезе. Обращаясь к Красоте, лирический герой задается вопросами: "Прислал ли ад тебя иль звездные края? Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?" Чем же вызваны подобные вопросы? Разве вправе человек сомневаться в божественном происхождении красоты?

В четвертом четверостишии будет ответ:
С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий...

Да, с одной стороны, красота несет радость и свет, воодушевляет, заставляет преобразиться. Но с другой стороны, сколько людей становится жертвой этого, в общем-то, абстрактного понятия. А значит, красота влечет за собой и смерть. Неслучайно спутником Красоты у Бодлера становится Демон, который"словно пес, с тобою неотступно".

Если вспомнить, что одним из излюбленных мотивов Бодлера является слияние прекрасного и безобразного (казалось бы, несовместимого!), то вполне объяснимо, почему происходит перерождение красоты в смерть ("Вот мотылек... летит к тебе - горит, тебя благословляя..."), а потом слияние с любовью, приобретающее привкус разложения:
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

Да, пройдя через смерть, Красота возрождается, как Феникс из пепла, но тогда вновь встает вопрос о двойственности этого понятия, потому что героя волнует, чем же на самом деле является Красота:«детищем небес» или«порождением ада», «чудовищем или чистой мечтой».

Надо отметить, что мировоззрение Бодлера допускает обращение и к Богу, и к Сатане: "Не все ль равно?" Не все ль равно, что "радости и козни сеять рада", что кто-то "великий пал во прах, упившись губ твоих чарующею урной"? Главное, что "ты, Царица Красота, освобождаешь мир от тягостного плена". Царице все простительно!

Возвращаясь к вопросу о жанре произведения, трудно до конца определиться, прославляет или проклинает герой красоту. Скорее, это чувство, которое писатели часто называют "любовь-ненависть". В любом случае, стихотворение "Гимн красоте", как и любое другое стихотворение, призвано будоражить умы и сердца людей, вызывать ответные чувства и желания, а главное, позволяет задуматься об истинной природе красоты, о ее значении в жизни любого человека. Автор призывает возвеличить Красоту, подчиниться ее власти и навсегда покориться ей. Ответит ли Красота взаимностью? Прочитав это стихотворение, нельзя понять это определенно. Ведь "таинственна и безмолвна власть" Красоты.

Прошло более ста лет со времени написания этого произведения, но люди продолжают создавать культ красоты. Меняются времена - меняются и каноны красоты. И то, что было красиво в XIX столетии, сегодня может считаться безобразным, как для многих, возможно, безобразными кажутся дебелые красавицы Тициана с необъятной талией и бедрами.

«Соответствия», анализ произведения Бодлера

Вся жизнь Шарля Бодлера состояла из сплошных несоответствий. Его отец был старше матери на тридцать с лишним лет. Сам Шарль, всю жизнь искавший и требовавший любви от окружающих его людей, так и не смог подарить любовь даже своей собственной матери. Впоследствии Бодлер писал: "Совсем еще ребенком я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и восторг жизни". Это двойственность, очевидно, и стала визитной карточкой его поэзии, наполненной контрастами и оксюморонами. Даже название сборника "Цветы зла", принесшего всемирную славу Бодлеру, представляет собой не что иное, как оксюморон - прием, объединяющий несовместимые понятия.

Сборник стал своеобразной "энциклопедией" французской жизни, так как на страницах стихов возникали разные образы современности Бодлера. Есть, однако, особый цикл - "Сплин и идеал", посвященный искусству. Именно в этом цикле мы можем найти "Соответствия" Шарля Бодлера. Видимо, именно к соответствиям стремился Бодлер всю свою недолгую мятежную жизнь.

Данное произведение по форме и жанру представляет из себя классический сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Традиционными темами для сонета были обожествление женщины, ее красоты, воспевание любви, возлюбленной (в этом смысле самыми известными по праву считаются сонеты Вильяма Шекспира). Позже в сонетах стала раскрываться будничная жизнь с ее так называемыми житейскими радостями. А ближе к ХХ веку появились даже политические и сатирические сонеты.

Объектом изображения Шарля Бодлера становятся соответствия. Обычно критики выделяют два основных соответствия: между физическим существованием и духовной сферой, а также между миром чувственных форм и миром выдуманных идей. Очевидно, эти соответствия проявляются у Бодлера в мире природы и человека: "Природа - строгий храм", в котором невозможно даже "невнятный звук украдкою"уронить, поэтому "лесами символов бредет" "смущенный человек". Скорее всего, это смущение вызвано той гармонией, которая царит в природе, ведь "в ней сочетаются благоухания, и звуки, и цвета".

Какое же место отведено человеку в этой строгой иерархии. Бодлер подходит к решению этого вопроса иначе. Назначение человека в искусстве - выражать реальную жизнь, в которой все смешивается: красота и уродство, высокое и низкое, добро и зло. Это порой действительно соответствует друг другу. Отсюда и название стихотворения.

Но поэт идет дальше в своих рассуждениях. Соответствия у него приводят к взаимопроникновению и даже полному слиянию: так "запах девственный" чист, как луг, а "высокий звук гобоя" свят, как тело детское. Еще удивительней, что "слиянье ладана и амбры и бензоя" создают торжественный, но при этом "развратный аромат". И довершает слияние "высших дум восторг и лучших чувств экстаз".

Таким образом, Шарль Бодлер, мечущийся между "восторгом жизни" и "ужасом" перед ней, ощущающий сплин (недаром цикл называется "Сплин и идеал"), по сути, "русскую хандру" и ищущий свой идеал, воплощает всей своей поэзией феномен, названный Гегелем "несчастным сознанием". Это значит, что сознание раздвоено, разорвано, поэтому пребывает в состоянии "бесконечной тоски". Даже сам Бодлер называл себя "истериком" и "записным пессимистом", погруженным в мир собственных мрачных фантазий. Все это, однако, и создает особый стиль Шарля Бодлера, который уже не спутаешь ни с кем.

Вопрос 25

Наши рекомендации