Оперное творчество Чайковского
Вопрос 24.Творческий облик Римского-Корсакова.
Вопрос 25. Общая характеристика оперного творчества Римского-Корсакова.
· Псковитянка
· Майская ночь
· Снегурочка
· Млада
· Ночь перед Рождеством
· Садко
· Моцарт и Сальери
· Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)
· Царская невеста
· Сказка о царе Салтане
· Сервилия
· Кощей Бессмертный
· Пан воевода
· Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
· Золотой петушок.
Оперы Римского-Корсакова весьма различны по содержанию и художественному облику, по своим формами музыкальной драматургии. Здесь есть и исторические («Царская невеста»), сказочные («Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь»), лирико-драматические, лирико-комедийные («Золотой петушок»), сказочно-драматические («Майская ночь»). Наряду с монументальными оперными полотнами композитор создавал и небольшие одноактные оперы; некоторые из них носят чисто камерный характер. Большая часть его опер написана на русские сюжеты, заимствованные из классической русский литературы или из народного творчества.
Вопрос 26.Римский-Корсаков. Снегурочка.
Вопрос 27. Царская Невеста.
Вопрос 28.Симфоническое творчество Римского-Корсакова. Общая характеристика.
Всимфоническом творчестве Римского-Корсакова широко представлено направление, ведущее свою родословную от симфонической музыки Глинки и Балакирева.
Это в основном программные сочинения или сочинения на народные темы. Основной принцип – программность. Его сочинения, не имеющие объявленной программы, но написанные на народные темы, тоже можно считать программными, употребляя это понятие в широком смысле слова. В его творчестве преобладают народная песня, сказка, былина.
Большая часть симфонических произведений написана в 60е-80е годы.
Примеры симфонического творчества Римского-Корсакова.
· Увертюра на темы трёх русских песен,
· Первая симфония
· Симфоньетта
· Концерт для фортепиано
· Фантазия для скрипки и оркестра
· Сербская фантазия
· Каприччио на испанские темы.
· Симфоническая сюита «Антар».
·
Испанское каприччио состоит из песенно-лирического начала (вторая часть «Тема с вариациями» и четвёртая часть «Сцена и цыганская песня»). Стихия праздничной танцевальности ( «Альборада» в 1 и 3 части, «Фанданго» в пятой, последней части). Альборада появляется несколько раз, что придаёт произведению единство и характер рондо. В 4й части солируют различные инструменты оркестра.
Римский-Корсаков создал жанр симфонической сказки. 1я его симфоническая сказка – музыкальная картина «Садко».
Передача сюжета идёт более подробно в «Садко» и «Антаре»,и более обобщённо – в «Шехеразаде» и в «Светлом празднике».
Шехеразада. Особенности программы и формы.
Программа. Сюжет. «Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение.» Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. Здесь идёт череда образов арабского Востока, фантастики и народного быта.
Форма.Сюита состоит из трёх частей.
Характеристика творчества,
Черты стиля П.И. Чайковского.
Основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного стремления человека к счастью с жестокой действительностью. Тонкий психологизм, глубокое постижение внутреннего мира человека, искренность художественного выражения самых сокровенных человеческих чувств являются той содержательной основой, которая определяет весь комплекс выразительных средств, который на слух безошибочно воспринимается как индивидуальный композиторский стиль Чайковского.
Одной из главнейших особенностей его музыки является ее редкой красоты мелодичность.
Прежде всего, это связано с русскими народно-песенными истоками, и с итальянской манерой пения bel canto, что не могло не найти отражения в его композиторском стиле, в том числе и в области фортепианного творчества.
Характерной чертой стиля Чайковского было смелое обращение к интонационному строю современного ему музыкального быта – городскому романсу, бытовым танцам и пр. Чайковский был и остался в искусстве гениальным новатором, Используя по большей части традиционные формы и жанры, находя, развивая, преобразовывая и творчески выявляя их доселе нераскрытые возможности. В фортепианном творчестве Чайковского имеет место тенденция, которую Асафьев определил как «преодоление инструментализма». Здесь есть связь творчества композитора с традициями русской музыкальной культуры, которая в самых глубоких своих основаниях является, по сути, вокальной.
Оперное творчество Чайковского.
Опера занимала большое место в творчестве Чайковского. По мнению Чайковского, именно опера является самым демократичным жанром в музыке, и в её основе должен лежать простой жизненный сюжет. А либретто должно иметь один чёткий идейно-образный стержень. Мелодия должна иметь естественный вокальный характер, осуждая при этом творчество Вагнера за перенос действия со сцены в оркестр. Также он осуждал и избыточное щеголяние оркестровыми эффеками.
Написал всего 10 опер.
1. «Воевода» — опера по пьесе А.Н. Островского (1868)
2. «Ундина» — по книге Ф. Мотта-Фуке об ундине (1869)
3. «Опричник» — на основе повести И.И. Лажечникова (1872)
4. «Евгений Онегин» — по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина (1878)
5. «Орлеанская дева» — по разным источникам истории о Жанне д’Арк (1879)
6. «Мазепа» — по поэме А.С. Пушкина «Полтава» (1883)
7. «Черевички» — опера по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1885)
8. «Чародейка» — написана по одноимённой трагедии И.В. Шпажинского (1887)
9. «Пиковая дама» — по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1890)
10. «Иоланта» — по драме Х. Херца «Дочь короля Рене» (1891)