Группы гармонических сочетаний родственных цветов?
Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов?
Группы гармонических сочетаний контрастных цветов?
Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении
Родства и контраста цветов?
КОНТРА́СТ — резкое различие, противоположность величин: размера, цвета (светлого-темного, тёплого-холодного, насыщенного-нейтрального) и.т.д., сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению. Бывает светлотный, цветовой, величинный и др.
К. светлотный и хроматичесикй – явление при которых воспринимаемое различие зрительно больше, чем его физическая основа. На светлом фоне цвет предмета кажется более тёмным, на тёмном – светлым.
Светлотный К. наиболее четко проявляется на границе тёмной и светлой
Контраст между дополнительными цветами основан на сочетании тонов, диаметрально противоположных на круге. Они подчеркивают, находясь рядом, усиливают друг друга, создают тем самым красивый контраст.
Самым сильным контрастом по светлоте образуют белый и черный, а при сравнении оттенков серого контрастность снижается.
Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты.
типы цветовых контрастов:
1. Контраст цветовых сопоставлений
2. Контраст светлого и тёмного
3. Контраст холодного и тёплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст цветового насыщения
7. Контраст цветового распространения.
Симультанный контраст
Физически такого вида контраст не существует, этот контраст лишь особенность цветовосприятия человеческого глаза и мозга. Суть его в том, что хроматический или ахроматический цвет, помещенный на цветной фон, приобретает оттенок дополнительного к фоновому (противоположного на круге) цвета.
В жизни симультанный контраст используется для усиления естественных красок внешности, например, цвета глаз.
Контрастные цвета. Цветовой контраст наиболее ярко проявляется при сочетании дополнительных цветов (если они расположены рядом или на фоне друг друга). Например, красный тест-объект на зелено-голубом фоне становится более насыщенным, чем на каком-либо другом фоне. Такое явление называют одновременным цветовым контрастом. Он особенно хорошо проявляется при сочетании хроматических и ахроматических цветов. Хроматические цвета, находящиеся в непосредственной близости, принимают дополнительные цвета друг друга, например синий и зелено-голубой, расположенные рядом, меняют свой цвет: первый краснеет, а второй зеленеет. Ахроматические цвета усиливают взаимный яркостный контраст. Это вызвано цветовым контрастом. Контрастные цвета несколько отличаются от дополнительных цветов тем, что они в цветовом круге более удалены от зеленого. Так, контрастный цвет, вызванный желтым цветом, приобретает сине-фиолетовый оттенок; вызванный синим, — приобретает уже не просто желтый (дополнительный) оттенок, а оранжевый и т.д. (рис.4).
Здесь (см. рис.4) образуются следующие пары цветов:
• фиолетовый — желтый;
• синий — оранжевый;
• голубой — красный;
• зеленый — пурпурный.
Существуют всего две триады основных гармоничных цветов: «желтый — синий — красный» и «фиолетовый — оранжевый — зеленый». Но эти две триады (и в этом тоже проявилась гениальность Гёте) позволяют разбивать на гармоничные триады все миллионы существующих в цветовом спектре оттенков (рис.6)
Рис.6 Рис.7
Во-первых, две показанных триады определяют гармоничность сочетаний между собой трех цветов, т.е. фиолетовый наиболее гармонично сочетается с оранжевым и зеленым, а желтый — с синим и красным.
Ахроматические
Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Контрастные
Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).
Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний.
Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.
Дополнительные
Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными.
Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие.
Пример дополнительных цветов:
Монохроматические
Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Такое сочетание называют еще нюансным.
Родственные
Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.
Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.
Пример выборки цветов по родственному типу:
Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.
Нейтральные
Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов: