Основные свойства цвета
Цвета можно точно сравнивать между собой по основным свойствам.
К основным свойствам цвета относятся (субъективные признаки)
цветовой тон, светлота (яркость) и насыщенность или интенсивность, чистота цвета (рисунок 2).
Рисунок 2
Цветовой тон (цветность) – собственно цветовое ощущение, название цвета и его оттенков: желтый, синий, красный, лимонный, коричневый, хаки и т.д. Цветовой тон обусловлен длиной волны светового излучения.
Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет. Иногда только изменением оттенков тона можно влиять на эмоциональную выразительность композиции. Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр солнечного света, в котором различают около 130 тонов. Однако на практике используют атласы цвета – эталонные наборы цветовых измерений, включающие таблицы цветовых рядов с систематизированными характеристиками каждого образца цвета (например, каталоги PANTONE, атлас Манселла и т. д.). Профессиональные направления моды дают номера модных цветов по каталогам.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам.
Характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".
Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету.
Фактически, если говорить о "цветных" цветах - то это примесь черного или же белого в краске. Если в какой-то цвет добавляется белый, результат мы называем светлым оттенком этого цвета. Мы говорим: светло-розовый - оттенок красного.
И если в этот цвет добавляется черный, в результате получается темный оттенок. Темным тоном красного цвета мы называем бордо или коричневый. Наиболее темные оттенки цвета имеют светлоту, близкую к нулю.
С точки зрения физики, это величина, характеризующая плотность светового потока, отражённого окрашенным предметом в направлении наблюдателя. Чем больше света отразилось - тем светлее цвет поверхности. Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов. Максимальную светлоту из всех возможных имеет идеально белая поверхность, минимальную – идеально черная. По светлоте можно сравнивать любые цвета – ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. По светлоте различаются даже спектральные тона (рисунок 3). Самые светлые – желтые, самые темные – синие и фиолетовые
Рисунок 3
Шкала светлот – это равноступенный ахроматический ряд от белого до черного с различным количеством серых оттенков между ними. Человеческий глаз различает около 300 градаций светлоты. Шкала, применяемая в компьютерной графике – 256 тонов.
Насыщенность (рисунок 2в) - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета (отличие цвета от серого). Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый.
Хроматическую композицию можно построить, варьируя насыщенность одного цвета постоянной светлоты. Это достигается путем добавления к выбранному цвету нужного количества равного ему по светлоте серого. В результате варианты цвета образуют чистый ряд по насыщенности, в котором насыщенность закономерно изменяется, светлота остается неизменной, а цветовой тон ахроматизируется. От примеси равносветлого серого светлота основного цвета не меняется. Количество ступеней такого ряда различно для разных цветов и зависит от разрешающей способности краски.
Например, краплак красный, кадмий пурпурный, ультрамарин превосходят в этом отношении кадмий лимонный или кобальт фиолетовый светлый. Они дают, как принято говорить, более длинную растяжку. Насыщенные цветовые тона обычно применяются в интерьере в небольших дозах как акценты.
Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.
Наиболее насыщенные цвета, как правило, используются для выделения акцентов. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете.
Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны чистые (=спектральные) тона. Очень светлые и тёмные тона выглядят не слишком интенсивными даже при высокой насыщенности. Понятие, близкое к насыщенности - чистота цвета.
Чистота - это близость цвета к спектральному. Чистота спектральных цветов принимается за единицу.
Типичная ошибка, связанная с основными свойствами цвета: путают тон и светлоту ("на полтона светлее/темнее"). Если спросить, сколько это - полтона, никто не ответит вам внятно. Такой единицы (общепринятой и измеряемой количественно) нет. И каждый понимает её в меру собственного измышления и чувствительности к светлотным градациям.
Субъективные факторы - это особенности человеческого зрения и восприятия, влияние цвета на психику человека, иллюзии цветового зрения.
Другими словами, есть световые волны разной длины, взаимодействующие друг с другом, поглощаемые поверхностями предметов и отражающиеся от них – и есть наблюдатель, глаз которого улавливает эти волны и предает сигнал мозгу, который преображает полученный сигнал в цветовое ощущение. Световые волны существуют сами по себе, помимо человека, они обладают свойствами, которые могут быть измерены при помощи колориметрических приборов, а затем могут быть выражены количественно. Эти свойства цвета называют основными (=объективными).
Но человек – не прибор, он не измеряет цвета, а реагирует на них эмоционально, присваивает оттенкам качества, которыми они на самом деле не обладают (например, холод, тяжесть и т.д.). Так появляются свойства цвета, обусловленные восприятием (=субъективные) (рисунок1).
Рисунок 1