Структура культурологии как науки
В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.
Сложная и мгогоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Общепринятым является подразделение культуры на материальную и духовную (но данное разделение условно).
Материальная культура включает в себя мир вещей, предметов, созданных трудом человека. Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В отличие от предметов материальной культуры они существуют в сознании людей – реализуются в общении и отражают уровень развития человека.
Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:
1) экономическая;
2) политическая;
3) эстетическая;
4) экологическая культуры.
Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).
Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.
Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).
Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями).
С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).
Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.
Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.
1) философию культуры; 2) историю культуры; 3) культурную антропологию; 4) социологию культуры; 5) прикладную культурологию; 6) историю культурологии (культурологических учений).
1) Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Философия культуры — сфера философских проблем культурологии: вопросов о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам.
2) История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.
3) Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов — семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека.
4) Социология культуры изучает закономерности функционирования культуры в обществе. В социологии культуры анализируются взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества; исследуется становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов. Культура выступает как один из важнейших факторов организации и интеграции социальных групп и общества в целом.
5) Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т.д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства.В прикладной культурологии проводятся исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.
6) История культурологических учений раскрывает процесс развития знаний о культуре. История культурологии неотделима от истории культуры и общей истории.
В настоящее время возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.
4. Понятие "культура". Многообразие модификаций культуры и их определений
Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.
В нынешнем понимании слово «культура» стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения.
Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.
Так был открыт мир культуры – мир, от начала идо конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, собственной деятельности, способности преобразовывать окружающую действительность.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры.
Такое обилие определений вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких—то отдельных, существенных его сторонах.
Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований.
Современная классификация определений понятия «культура» позволяет выделить основные подходы.
1. Описательный подход. Культура представляется как результат всей деятельности человека.
2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения с некоторым ценностным эталоном.
3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специфический способ деятельности.
Термин «культура» употребляется также в широком и узком значениях.
В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты.
В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
Но все определения культуры практически едины в одном – это все, созданное человеком, сотворенный человеком мир. В своей реальности культура – комплекс достижений человечества.
Культура — чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения.
Определение «Культуры» неоднозначно; в одной из журнальных статей было остроумно замечено, что его смысл совершенно невозможно «поймать волейбольной сеткой».
Итак, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи – их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а также от целей, задач и контекста разговора.
Слово «культура» появились в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало примерно так: агрикультура. Трактат этот посвящен не просто обработке земли, а именно уходу за ней, что определяет особое душевное к ней отношение. Следовательно, слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку, но и почитание, может быть даже поклонение.
Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, например, культура поведения, культура речи, тем самым все более приближая культуру к человеку.
Римский оратор, философ и государственный . деятель Цицерон использовал это слово применительно к духовности. Он считал философию - культурой духа, а вернее ума, т. е. философия обладает таким воздействием на интеллект человека, которые обладает культурным качеством его совершенства.
В эпоху Средневековья чаще чем слово культура употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу. Был и еще один культ в этот период - культ рыцарства, который выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств.
В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.
Здесь необходимо различать слово и понятие. Слово появляется раньше понятия и служит для обозначения или названия чего-либо.
В понятии уже содержится и понимание обозначаемого предмета, т.е. выражается отношение к нему.
Впервые слово культура превратилось в понятие культура в ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека и здесь впервые культура стала пониматься как продукт рукотворной (т.е. искусственной) деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день. Культура понималась как противостояние человека дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам. Это понятие все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности и оно возникло в Новое время.
Эпоха Нового времени изменила мировоззрение людей (великие географические открытия, технический и промышленный переворот, утверждение нового стиля жизни), все это повлияло на отношение к сфере духовности. Жизнь, деятельность и ее результаты все в большей мере определялись самим человеком. Очевидность определяющей роли человека и послужила основой понимания культуры как самостоятельного явления.
ХVIIIвек - эпоха Просвещения, ее главные идеологи (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Ж-Ж Руссо и др.) в определении термина культура исходили из доминирующего влияния духовности на все остальные сферы жизни общества. Поэтому они содержание культурно-исторического процесса сводили к развитию духовности человека. История общества понималась ими как постепенное развитие от варварства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество для них было матерью всех пороков, а просвещенность человека – высшим благом и добродетелью.
Таким образом, культ разума становится синонимом культуры.
Немецкие просветители к ХVIII – началу ХIХ вв. (Кант, Шиллер, Гегель) считали, что средством освобождения духа является моральное, эстетическое, философское сознание, которому чуждо материально – вещное, массовое, количественное начало. Следовательно, культура ими понималась как область духовной свободы человека.
ХIХ– ХХ вв. Философия марксизма развивала тезис: освобождение и развитие подлинной культуры связано с практической деятельностью пролетариата. Отсюда развился деятельностный подход к определению термина культура, при котором выясняется, что человек не только созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее действительным содержанием. При таком понимании культуру можно определить как способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.
Таким образом, к современному периоду накопилось великое множество смысловых понятий культуры. Сейчас ученые насчитывают более 500 дефиниций этого термина, в которых определяется сущность культуры. Сущность, как известно, раскрывает природу, происхождение, самобытность, своеобразие, короче говоря, - самость предмета. Указать на сущность, это значит ответить на вопрос: что это? Если оставить в стороне обыденное (бытовое), ведомственное, богословское (культовое) понимание культуры и обратиться к научным культурологическим трактовкам, то оказывается, что все они при условии некоторого упрощения словесности сводятся к пяти вариантам, которые будем называть концепции сущности культуры.