Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов
Например, фрагмент занятия по рассматриванию картины К.С.Петрова-Водкина «В детской».
Воспитатель. Знакома ли вам ситуация, изображенная на этой картине? Что вы видите?
Таня М. Мама уложила сына спать.
Гриша В. Она заглядывает в комнату, чтобы посмотреть, не проснулся ли он.
Воспитатель. А перед сном мама всегда поет песенку, убаюкивая дочку или сына. Вот послушайте (музыка Т.Хренникова, слова А.Гладкова): Лунные поляны... «Мама поет» нежно, ласково, задумчиво, словно вспоминая что-то.
Мы видим, что выразительное чтение художественных произведений или исполнение песни заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия портрета.
Прием «вхождения» в картину -предлагаем детям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.
При рассматривании произведения В.М.Васнецова «Аленушка» детям было предложено: «Представьте на минуту, что картина ожила. Что бы вы услышали?»
Далее воспитатель спрашивает: «А какое у вас возникло от этого настроение, состояние, чувства? А у девочки на портрете какое? Как вы об этом догадались?»
Метод музыкального сопровождения -при восприятии детьми портрета звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.
В.А.Сухомлинский писал: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души... Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления... Мелодия — это язык человеческих чувств...»
Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображен на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей. Музыку можно также подбирать к образу на портрете, устанавливая связь между живописным и музыкальным образом.
Игровые приемы - сосредоточивают внимание детей на необходимой для восприятия части портрета, активизируют мыслительную деятельность детей, создавали интерес к произведению, формировали положительное эмоциональное отношение к жанру портрета.
Игровые элементы «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т. д.), а мы отгадаем», «Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка», «Придумай свое название данному портрету», «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа», «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».
Основными методами и приёмами в ознакомления дошкольников с изобразительным искусством будут:
Рассматривание или произведения, или специально подобранной серии картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, архитектуры, объектов дизайна. Для занятия обычно подбирают произведения одного вида искусства — или репродукции картин, или скульптуру, или произведения декоративно-прикладного искусства. В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений. В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампов, иллюстраций, скульптуры и пр. Со старшими детьми эффективны экскурсии в музеи или на выставки с подробным рассматриванием экспонатов.
Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном как в детском саду, так и на выставках.
Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни — они получают представления о прекрасном, гармоничном, и целесообразном, выразительном - учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.
Направляя внимание детей на художественные средства выразительности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подводит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.
Воспитателю важно привлечь внимание дошкольники к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышей содержанием картины,— предложить им поставить себя на место героя. Зрители становятся как бы действующими лицами событий и уже с увлечением могут рассказывать про самих себя. Своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность, речь,— игра «Кто больше увидит на картине». Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей внимательно рассматривать картину, высказывать свои мысли.
Воспитатель все время поддерживает диалог, учит детей правильно называть предметы, их некоторые характерные признаки, тем самым помогает лучше понять содержание.
На 6 году жизни дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.
Очень полезно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. Примечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заметили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т.е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержание картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу). С помощью вопросов: На какой картине изображена ранняя весна (осень, зима…), а на какой — поздняя? На какой картине изображен солнечный (пасмурный, ветреный, грозовой…) день? — он направляет внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня. И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сoчeтaнияx, передающих пасмурный день в картине.
Беседа может начаться с рассказа воспитателя, а затем с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В заключение воспитатель высказывает свое суждение о картине, обобщает ответы детей.
Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприятию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы воспитателя помогут устанавливать связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например (на госэкзамене придумайте свой пример), анализируя образ дяди Степы (С.Михалков. «Дядя Степа»), воспитатель, демонстрируя иллюстрации, обращает внимание детей, как передает художник характерную внешность героя, а затем уже с помощью вопросов выявляет характер дяди Степы, его поступки. Педагог подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям - к книжной графике. Интерес этот поддерживается возможностью самостоятельно рассматривать художественные открытки, иллюстрации, например если организовать игру в «Магазин», торгующий открытками, где дети будут сами выбирать их характеризуя изображение.
После того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в детском саду выставку картин. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются или красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
19. Дайте определение понятию «графика». Раскройте требования к подбору видов графики для ознакомления детей дошкольного возраста. Охарактеризуйте методику ознакомления дошкольников с графикой. Предложите вариант вовлечения родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением по ознакомлению старших дошкольников с графикой.
ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, позволяющий художнику изображать окружающую действительность, передавая свои чувства и представления в зрительно воспринимаемых образах посредством нанесения графических материалов (гуашь, карандаш, уголь… ) на поверхность в виде линий, штрихов, точек и др. используя их как средства выразительности.
Виды графики: книжная, станковая, прикладная, компьютерная.
Требования, предъявляемые к произведениям графики, используемым в работе с дошкольниками:
- доступность содержания в соответствии задачам обучения и воспитания;
- доступность выразительных и изобразительных средств - реалистичность изображения;
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям восприятия дошкольника.