Лекция 4. Культура древних цивилизаций: культура древнего Египта и Месопотамии

План:

1. Переход от предыстории к цивилизации.

2. Характерные черты древних культур.

3. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте.

4. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология.

5. Сакральный характер знаний и зачатки научного мировоззрения.

6. Наследие Древнего Египта и его мировое значение.

7. Шумерская и аккадская культура и цивилизация.

8. Сакральный характер знаний.

9. Первые правовые кодексы в мире.

10. Культура Вавилона: продолжение традиций. Ассирийская и нововавилонская культура и цивилизация.

11. Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.

1. Переход от предыстории к цивилизации

Особенностью становления культуры древних цивилизаций является постепенный переход от доистории к собственно истории: от «сумеречного» существования первобытной эпохи в мифологических образах и представлениях до некого стремительного прорыва, выраженного в духовном озарении и в последующей рационализации мифического опыта.

Этот стремительный бросок немецкий философ и культуролог Карл Ясперс назвал «осевым временем», события которого развивались между 800 и 200 гг. до н.э., когда предшествующий накопленный бессознательный опыт был осмыслен, отрефлектирован и систематизирован. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мао-цзы, Чжуан-цзы и др. В Индии сформировались Упанишады (заключительная часть Вед), жил Будда. В философии Индии и Китая были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине проповедовали Илия, Исаия, Иеремия, Второисайя. В Греции – Гомер, философы Парменид, Гераклит, Платон, трагики Софокл, Эсхил, Еврипид, ученые Фукидид и Архимед.

То новое, возникшее в течение нескольких столетий почти одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии и на Западе, предстает в том, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы, сознание начинает осознавать плоды бессознательного коллективного опыта, а мышление делает своим объектом мышление. И когда на первый план выдвигается ярко выраженное индивидуальное сознание, основанное на рефлексии, культурные традиции развиваются под эгидой индивидуального опыта, осмысления и переосмысления традиции.

Запад, по Ясперсу, в своей древней истории включает три тысячи лет Вавилона и Египта до середины последнего тысячелетия до н.э. и тысячелетие, основанное на прорыве осевого времени, – история иудеев, персов, греков, римлян – до середины первого тысячелетия н.э.

2. Характерные черты древних культур

В «доосевой период» таковыми являются устойчивость, основанная на передаче традиционного социального опыта с минимальными подвижками, мифологическое мировоззрение, удержанное в рамках традиции, и растворение Я-бытия в коллективных нормах и ценностях. Для Древнего Востока и Запада характерны централизация государственной власти, наличие бюрократического аппарата, выделение центральной фигуры жреца-царя и института писцов, навык которых передавался по наследству, в то время как в послеосевых культурах письменность приобретала общекультурный статус. Смена двух периодов культурного развития в каждой из стран происходила по-своему, находя свою реализацию в системе реформ и вариантности векторов культурных движений. Но для всех типов культур древнего мира свойственна трансформация жестких и непроницаемых схем социальных регулятивов к относительно подвижным культурным и социальным формам, предполагающим мировоззренческие сдвиги, а именно философию и религиозные учения, в конце концов, ориентированные на личное спасение. Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными.

3.Теократический характер власти фараона в Древнем Египте

Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении Нила. В течение многих веков культура Египта развивалась изолированно, при этом Египет – страна богатой и древней культуры.

Два главных природных фактора, точнее, отражение их в сознании египтянина, способствовали формированию особого типа египетской культурной жизни и ментальности, повлиявшего через свои артефакты на организацию соседних культур. Это восход (ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход (умирание) солнца – культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, половодье) и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли. Древний египетский символ анкх – египетский крест с петлей – можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.

Одно из древних названий Египта – Кемет (Черная Земля) – по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также осмыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: загадка, тайна. Другое название – Мера (Страна Наводнений).

Фараон стоял во главе первого на Земле государства. Он имел абсолютную власть в стране, и все ее богатства, включая людские ресурсы, считались собственностью фараона. Наше слово «фараон» происходит от непрямого обращения к нему, перифразы «Великий дом». Фараон считался потомком и наместником богов, поскольку верховный бог Ра вверял страну своему сыну, царю. Он призван установить божественный порядок и вершить справедливость (Маат) на Земле. Он был верховным судьей, военачальником и жрецом, власть его была беспредельной.

Со времен Древнего Царства фараон именовался титулом «сын Ра», богом, который после своей физической смерти обретал бессмертие, т.е. в соответствии с солярной (солнечной) теологией, происходя от плоти бога солнца, после смерти возвращался в тело своего родителя. Вот сообщение о смерти фараона: «Год 30-й, время разлива, месяц 3-й, день 7-й. Вознесся бог к окоему своему, царь Верхнего и

царь Нижнего Египта, Схетепибра. Вознесся он в небеса и соединился с солнцем. Божественная плоть царя слилась с тем, кто породил ее». Позднее в заупокойном культе «сын Ра» сливался с Осирисом.

Обожествление фараонов занимает центральное место в религиозной культуре Египта. Наделенный божественностью, фараон обладал изменчивым характером божества: он мог слиться с другими богами, мог стать любым из них. Исполнение роли в религиозной драме или риторическое сравнение с богом в похвале для египтянина не означали метафоры, он не отличал символического изображения от реального присутствия, что говорит о его магическом сознании. Если он говорил, что царь был Гором, то он не имел в виду, что царь играл роль Гора, он имел в виду, что Царь действительно был Гором, что бог фактически присутствовал в теле царя во время той или иной деятельности. В одном тексте, восхваляющем царя, «он – Сиа», богиня познания, «он – Ра», бог солнца, «он – Хнум», бог, создающий человечество на гончарном колесе, «он – Бастет (Баст)», богиня-защитница в образе кошки, и «он – Сехмет», богиня, карающая в образе львицы. Познание, высшая власть, создание народа, защита и наказание были атрибутами царя; царь был каждым из этих атрибутов; каждый из этих атрибутов проявлялся в боге или богине; царь был каждым из этих богов и богинь – таково действие принципа замещения, наместничества сына Ра.

4.Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология

Египтяне признавали присутствие божественного начала во всех природных явлениях и явлениях общественного порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и множеству других живых существ и неживых предметов как олицетворению божеств, их функций и атрибутов.

Одним из важнейших богов был Птах– бог воды, земли, мирового разума, создатель всего сущего. Он вынес идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Он почитался как покровитель искусств и ремесел, изображался только в облике человека, ему особенно поклонялись в Мемфисе. Бык Апис считался земным воплощением и служителем Птаха, символом плодородия. Жил в священном хлеву при храме, где за ним ухаживали жрецы. При Аписе был гарем коров. Когда бык умирал, его тело бальзамировали и хоронили при громадном стечении народа с соблюдением особого ритуала. Его приемник – новорожденный Апис должен был отвечать определенным условиям: признавался только черный бык с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея, всего отличающих признаков было около 30. Из растений особенно выделялся лотос. Цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из лотоса вышел бог солнца Ра.

Из неорганической природы более почитались заостренные камни. Воздвижение обелисков стало продолжением такого почитания. По представлению египтян все элементы божественного мира были единосущны друг другу, поскольку богу присущи пространность, невидимость, неявность и неуловимость. Он мог появляться в том месте, где чувствовал бы себя дома, например, для него мог быть специально предназначен храм. В таком храме существовало место, где бог мог проявиться в каком-либо видимом образе. Этот образ не был богом сам по себе, это было просто сооружение из камня, дерева или металла, форма, в которой мог бы проявиться бог. Все же он оставался сам собой и не был тождествен форме, в которой проявлялся, но для разных целей избирал различные формы проявления.

Поклоняясь множеству богов, египтяне поклонялись «тому, кто существует сам по себе», «первопричина всякой жизни», «отец отцов». Это Высшее Существо едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении. Эта египетская тайна получила дальнейшее развитие в христианстве. Вера в вездесущность божества, в его силу и могущество пронизывает всю древнеегипетскую религию. Здесь зародилась идея верховного триединого бога Пта(х)-Ра-Амон или Хепри-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.

Главной религиозной доктриной древнеегипетской культуры является вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была дорогой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокойный культ и выражал в себе это стремление. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Но часто земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. Жизнь после смерти была симметричной жизни земной, но если не удавалось пройти через суд Осириса, вторая смерть была окончательной. Для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело, чтобы душа могла возвращаться домой. Этому способствовала мумификация трупов.

Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал набором важнейших составляющих: сах – тело человека, шунт – его тень, рен – его имя, ах – его привидение, ба – проявление сущности, ка – душа человека, его бессмертный двойник, аб – его сердце. Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого телом, чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восстал к новой жизни в стране вечности.

Для египетской культуры трудно провести грань между религиозным и магическим, достаточно сказать, например, что между именем и его носителем существовала прямая, сущностная связь, такая же, как между предметом, вещью и его образом-заместителем. Животные, атрибуты символизировали (замещали) богов, боги – друг друга, и это замещение носило магический характер, имея в виду под магией тайную связь всех вещей и явлений, при которой, воздействуя на одну сущность, получаешь результат от другой.

5. Сакральный характер знаний и зачатки научного мировоззрения.

Ещё одной высокопоставленной кастой Египта было жречество– интеллектуальная элита страны. Чтобы сохранить свое господство, жрецы облекали знания, которыми они обладали, в мистическую или эзотерическую форму.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накопленные в течение длительного времени систематические наблюдения небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Земледелие в Древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, способность их предугадывать влияла на результаты труда египетского земледельца. Но предвидеть разливы Нила могли только жрецы, и обладание такого рода знаниями являлось основой их власти над обществом. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом (тайном) языке.

Помимо астрономических сведений жрецы также накапливали знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Эти знания носили сакральный (священный) характер. Они использовали гипноз, ясновидение и т.п., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению.

В Древнем Египте получили широкое развитие математические науки. Одним из крупных достижений было открытие десятичной системы счисления. На достаточно высоком уровне для тог времени находилась геометрия – с высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы, скульптурные монументы. На древних папирусах хранились решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария.

Геометрические знания в 3-2 тыс. до н.э. использовались при строительстве пирамид и храмов. Значительным феноменом древнеегипетской культуры стало возведение пирамид. Египетские пирамиды были гробницами фараонов. Самая ранняя из них – это пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Это ступенчатая пирамида. Ее создание связано с архитектором Имхотепом. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен, и перед началом строительных работ совершали культ Имхотепа.

Самая значительная пирамида по размерам – это одна из трех «больших пирамид» в Гизе – пирамида фараона Хеопса. Дорогу к месту ее строительства прокладывали десять лет, а саму пирамиду строили двадцать лет. Высота ее – 146,6 м, а площадь – около 55 тыс. кв. м. Она собрана из огромных известняковых камней весом 2–3 т. Две других «больших пирамиды» – Хефрена и Михерина. Все три пирамиды названы одним из семи чудес света.

Вокруг пирамид находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками. В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоится каменный саркофаг с мумией царя. Саркофаги были найдены пустыми. Внутри пирамид в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Каждая пирамида имела свой поминальный храм, в котором специально предназначенные для этого жрецы служили заупокойную службу по фараону; поминальные храмы были соединены ходами с другими храмами. На стенах внутренних помещений пирамид V и VI династий начертаны заупокойные магические тексты, так называемые «Тексты пирамид», написанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет.

Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иероглифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и росписи. Знак отождествлялся с тем, что обозначал, он не был условным, поскольку представлял собой рисунчатое символическое письмо. Письменность проделывает эволюцию от пиктографии, где изображение и письмо тождественны, к идеографии, где рисунок изображает слово и понятие, а затем – к словесно-слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки при этом все более упрощались, абстрагировались и, наконец, теряли сходство с предметом.

На листах папируса, сплетенных из волокон египетского тростника, изображались в немногих чертах различные вещи и существа, например, человек, птица, звезды. Поскольку слова «день», «молитва» нельзя нарисовать, они по ассоциативному принципу изображались так: день – кружком, означающим солнце, молитва – в виде человека с поднятыми к богу руками. Ходьбу изображали двумя шагающими ногами, плодородную землю – в виде полоски и точек под нею (семена), бесплодную землю – в виде зубчатой стенки (каменистые бугры). С этой азбуки слов начинают египтяне. Приходилось придумывать очень много знаков, столько, сколько было слов.

Когда эти пиктограммы ставили рядом друг с другом, чтобы выразить целое предложение, мысль не всегда прочитывалась однозначно. В знаке можно видеть не только фигуру предмета или замену понятия, но, произнося слово, слышать в нем определенное созвучие. Тогда можно будет употреблять один и тот же знак везде, где это созвучие слышится, даже если смысл никаким образом не связан со знаком. Такая комбинация знаков представляет собой новое слово – это принцип действия словесно-слогового письма, схожий с дешифровкой ребуса. Например, слово «река» в нашем ребусе заключает в себе два знака: ре – музыкальную ноту и ка – египетскую душу. Значит, один и тот же слог мог быть составной частью совершенно разных по смыслу слов: у египтян «гусь» ставился вместо «сын», потому что оба слова звучали одинаково; «лютня» – для «добрый». Позднее они разделили слоги на звуки и стали обозначать каждый звук своим знаком (например, лежащая змея соответствует согласной «ф»). Египетские иероглифы были расшифрованы французским ученым Ф. Шампольоном в 1822 г.

Египтяне изобрели солнечный календарь. Их год содержал 365 с четвертью суток, 12 месяцев, включающих в себя 3 «декады»-недели каждый. Неделя состояла из 10 суток и 5 дополнительных суток в конце года.

Для изобразительного искусства древних египтян характерно наличие ярких красок, которыми раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы покрывали стены гробниц, воспроизводя картины благополучной жизни в царстве мертвых.

Большое распространение получила скульптура. Египтяне верили, что портретные статуэтки выполняли роль двойников умерших и служили формой для обители душ. Широко известным во всем мире памятником древнеегипетского искусства является статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий Тутанхамона с его женой в саду, выполненный на крышке ларца. Скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н.э.) – одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Самый большой сфинкс (первая половина III тыс. до н.э.) стережет пирамиду Хефрена. Он высечен из цельной скалы: его голова в тридцать раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м; его называли «отец трепета». В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм.

Для изобразительного искусства на протяжении всей истории Древнего Египта остается незыблемым установленный когда-то канон: плоскостное изображение фигур, совмещающее профиль и анфас, условность в передачи туловища и ног, разворота плеч, постоянная система пропорций, строгая линейность композиции, геометрическая декоративность с симметричным распределением узоров. Невозмутимо-неподвижные фигуры с каноническими позами так же условны, как и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, женщины – желто-розовым, волосы у всех черные, а одежды – белые. Статуи и статуэтки имели культовое назначение, а потому их облик определялся соответствующими целям нормами. Правда, в эпоху Эхнатона произошел отказ от многих условностей, фигуры стали изображаться в более раскованных позах, что резко контрастировало с прежним каноном, однако он впоследствии возродится, чтобы стать повсеместной практикой.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения.

6. Наследие Древнего Египта и его мировое значение.

Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны.

1. Египетские пирамиды и храмы служат образцом высочайшего уровня развития строительного искусства. Египтяне создали каменную монументальную архитектуру, такие ее элементы, как колонна.

2. Для письменности египтянами был придуман папирус. До наших дней дошел папирусный свиток, который достигает в длину 40 м. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в черную краску. Рядом находилась красная краска, которой начинали писать новый абзац («писать с красной строки»).

3. Египтяне достигли значительных высот в математике, астрономии, медицине (медицинский папирус Эберса).

4. В Египте возникла одна из первых форм письменности – иероглифы. Изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах (миф, сказка, повесть, басня, философский диалог, гимн, молитва, эпитафия, любовная лирика).

5. Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. («Утренняя песнь любовников», «Песнь арфиста»).

6. Многие древнеегипетские религиозные представления восприняты христианством, но в несколько измененном виде (представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, мучениях и пытках грешников и др.).

7. Древнеегипетская реформация стала попыткой показать человека как живое, а не как культовое существо.

8. Наряду с теоретическими познаниями в Египте было широко развито образование (высшее учебное заведение «Дом жизни»).

Существенно, что греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней культурой Египта, и обогатили им эллинистическую и, тем самым, западноевропейскую культуру.

7. Шумерская и аккадская культура и цивилизация.

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуречье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. В долине двух рек в IV тыс. до н.э. возник еще один очаг древних цивилизаций – культура столь же великая, как и в долине Нила. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. История и культура Двуречья более динамична по сравнению с консервативной и стабильной культурой Египта.

Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV–III тыс. насчитывалось около двух десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, а самым молодым – Вавилон, культурное и политическое значение которого возросло во II тыс. до н.э. Поскольку культурный фундамент Месопотамии был заложен шумерами и большинство городов было основано ими, то древнейший период принято называть шумерским. В XXIV –XX в.в. усиливается мощь и влияние Аккада, народ которого очень многое воспринял у шумеров, и с этого периода можно говорить о шумерско-аккадском царстве.

Шумерская цивилизация

Шумерская культура (наряду с египетской) – древнейшая культура, дошедшая до нас в памятниках собственной письменности. Она оказала существенное влияние на народы всего библейско-гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Европа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не только Двуречья, но и явилась, в определенном смысле, духовной опорой иудео-христианского типа культуры.

Современная цивилизация делит мир на четыре сезона, 12 месяцев, 12 знаков зодиака, измеряет минуты и секунды шестью десятками. Впервые мы находим это у шумеров. Созвездия имеют шумерские имена, переведенные на греческий или арабский языки. Первая школа, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс.

Иудеи, христиане и мусульмане, обращаясь к тексту Священных писаний, читают истории об Эдеме, грехопадении и потопе, о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал Господь, восходящие к шумерским источникам, обработанным еврейскими богословами. Известный из вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш – персонаж шумерских эпических поэм, повествующих о его подвигах и походах за бессмертием, почитался как бог и древний правитель. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех частях древнего региона.

Хронологические рамки

Принятая в настоящее время хронология такова:

• Протописьменный период (XXX-XXVIII в. до н.э.). Время прихода шумеров, возведение первых храмов и городов и изобретение письменности.

• Раннединастический период (XXVIII-XXIV в. до н.э). Формирование государственности первых шумерских городов: Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Становление основных институтов шумерской культуры: храм и школа. Междоусобные войны шумерских правителей за превосходство в регионе.

• Период династии Аккада (XXIV-XXII в. до н.э). Становление единого государства: царство Шумера и Аккада. Саргон I основал столицу новой державы Аккад, объединившей в себе обе культурных общности: шумеров и семитов. Правление царей семитского происхождения, выходцев из Аккада, Саргонидов.

• Эпоха кутиев. На шумерскую землю нападают дикие племена, которые управляют страной в течение столетия.

• Эпоха III династии Ура. Период централизованного управления страной, засилья учетно-бюрократической системы, время расцвета школы и словесно-музыкальных искусств (XXI-XX в. до н.э). 1997 г. до н.э. – конец шумерской цивилизации, погибшей под ударами эламитов, но основные институты и традиции продолжают существовать до прихода к власти вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э).

Приблизительно за пятнадцать веков своей истории Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.

8. Сакральный характер знаний.

Письменность возникает в конце IV тыс. до н.э в Месопотамии, Египте и Эламе. В Двуречье письменность изобрели шумеры. Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука. Они представляли собой пиктограммы – знаки рисунчатого письма. Поначалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иероглифику. Но на глине трудно изображать достаточно быстро реальные

предметы, и постепенно пиктографическое письмо превращается в абстрактную клинопись (вертикальные, горизонтальные и наклонные черточки). Каждый знак письменности представлял собой комбинацию из нескольких клинообразных черточек. Эти черточки оттискивались трехгранной палочкой на табличке из сырой глиняной массы, таблички высушивались или, реже, обжигались, подобно керамике.

Клинопись состоит из примерно 600 знаков, каждый из которых может иметь до пяти понятийных и до десяти слоговых значений (словесно-слоговое письмо). До ассирийского времени при письме выделялись только строки: не было словоразделов и знаков препинания. Письменность стала великим достижением шумеро-аккадской культуры, была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: пользовались клинописью в Сирии, Персии и других древних государствах, ее знали и использовали египетские фараоны.

В настоящее время известно около полумиллиона текстов – от нескольких знаков до тысяч строк. Это – хозяйственные, административные и правовые документы, хранившиеся во дворцах запечатанными в глиняных сосудах или наваленными в корзинах. Тексты религиозного содержания находились в школьных помещениях. К ним прилагался каталог, в котором каждое произведение называлось по первой строчке. Строительные и посвятительные царские надписи находились в недоступных сакрально выделенных местах храмов.

Памятники письменности можно разделить на две большие группы: собственно шумерские памятники письменности (царские надписи, храмовые и царские гимны) и шумероязычные постшумерские (тексты литературного и ритуального канона, двуязычные шумеро-аккадские словари). В текстах первой группы фиксируется повседневная идеологическая и экономическая жизнь: хозяйственные отношения, отчеты царей богам о проделанной работе, восхваление храмов и обожествленных царей как основы мирозданья. Тексты второй группы создавались уже не самими шумерами, а их ассимилированными потомками, желающими узаконить преемственность трона, сохранить верность традиции.

Шумерский язык в постшумерское время становится языком храма и школы, а устная традиция, в которой мудрый человек называется «внимающим» (в шумерском языке «разум» и «ухо» есть одно слово), то есть умеющим слушать, а значит воспроизвести и передать, постепенно утрачивает свою сакрально-тайную, ускользающую от фиксации глубинную связь.

Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца; первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника мы находим зафиксированными тоже у них. По мнению большинства ученых, шумерский язык, язык древних египтян и жителей Аккада относятся к семито-хамитской языковой группе.

Жрецы были государственными служащими. В их обязанности входило обслуживание статуй в храмах, проведение городских ритуалов. Женщины-жрецы участвовали в обрядах священного брака. Жрецы передавали свои навыки из уст в уста и в большинстве своем были неграмотны.

Важнейшим символом института жречества был зиккурат– храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы. Верхняя часть храма была местопребыванием божества, средняя – местом культа живущих на земле людей, нижняя – загробным миром. Зиккураты строились в три или в семь этажей, в последнем случае каждый представлял одного из семи главных астральных божеств. Трехэтажный зиккурат можно сопоставить с различением сакрального пространства шумерской культуры: верхняя сфера планет и звезд (ан), сферы обитаемого мира (калам), сферы нижнего мира (ки), которая состоит и двух зон – область подземных вод (абзу) и область мира мертвых (кур). Число небес верхнего мира доходило до семи. Верхним миром управляет главное божество Ан, восседающий на троне седьмого неба, оно является местом, откуда исходят законы мироздания. Средним миром он почитается как эталон стабильности и порядка. Средний мир состоит из «нашей земли», «степи» и чужих земель. Он находится во владении Энлилия – бога ветров и сил своего пространства. «Наша земля» – это территория города-государства с храмом городского божества в центре и с мощной стеной, окружающей город. За пределами стены простирается «степь» (открытое место или пустыня). Чужие земли, лежащие за пределами «степи», называются так же, как и страна мертвых нижнего мира. Так, видимо, потому что ни законы чужого мира, ни законы нижнего не доступны пониманию в пределах городской стены, одинаково лежат за пределами понимания «нашей страны». Область подземных вод нижнего мира подчиняется Энки, богу-создателю человека, хранителю ремесел и искусств. Происхождение истинного знания шумеры связывают с глубокими подземными источниками, ведь колодезные и арычные воды приносят таинственную силу, мощь и помощь.

9. Культура Вавилона: продолжение традиций. Ассирийская и нововавилонская культура и цивилизация.

Приемником шумеро-аккадской культуры стал Вавилон, цари которого смогли покорить все области Шумера и Аккада. Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города означает «Врата бога». Вавилон как самостоятельное государство сравнительно поздно выступил на арену истории. Поздневавилонская жреческая легенда рассказывает о том, как боги наказали Саргона, царя Аккада, за зло, причиненное Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона. Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Расцвет Старовавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи(1792 – 1750). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр. При Хаммурапи явился знаменитый Кодекс законов, написанный клинописью на двухметровой каменной стеле. Клинопись становится слоговой, именно на это время приходится больше табличек с письменами, в них рассказывается об интеллектуальной жизни в Вавилоне. Именно тогда эпос о Гильгамеше приобретает форму.

Вавилоняне создают новую науку – астрономию, пытаясь предсказывать свою судьбу, следя за звездами. К 1000 г. до н.э. стало возможным предсказывать лунные затмения, а через три века стали составлять карты движения солнца и некоторых планет относительно кажущихся неподвижными звезд. Вавилоняне заложили научную математическую традицию, используя шумерскую шестидесятеричную систему счисления, разработали математические таблицы и алгебраическую геометрию.

В дописьменный период в месопотамской культуре существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати – одно из величайших достижений месопотамского искусства. Самые ранние письмена выполнялись в виде рисунков (пиктограммы) тростниковой палочкой на глиняной табличке, которая потом подвергалась обжигу. На этих табличках помимо записей экономического характера сохранились образцы литературы.

Древнейшая в мире повесть – это эпос о Гильгамеше. Сама поэма появилась во времена Шумер и была написана после 2000 г. до н.э., но полный ее вариант – VII в. до н.э. Гильгамеш – первый в истории герой мировой литературы, реальный персонаж, правитель Урука. Ему были посвящены и другие поэмы. Отдельное повествование, в котором излагается история, повторяющаяся на Ближнем Востоке в самых разных вариациях, – это описание потопа, уничтожившего человеческий род, кроме единственной избранной семьи, которая построила ковчег и спалась от гибели, положив начало новой расе людей (была включена в эпос). Таким образом, можно констатировать сходство эпоса о Гильгамеше с библейским рассказом о Ноевом ковчеге.

Наши рекомендации