Пушкин во второй половине 1820-х — 1830-е годы

«Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827), «По­эт» (1827), «На холмах Грузии...» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Мадона» (1830), «Моя родословная» (1830), «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), «Осень» (1833), «Пир Петра Первого» (1835), «(Из Пиндемонти)» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...» (1836); поэма «Полтава» (1828), «Маленькие трагедии» (1830), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Дубровский» (1832—1833), «Медный всадник» (1833), «Пиковая дама» (1833), «Капитанская дочка» (1833—1836).

После нескольких месяцев пребывания в Москве Пушкин при­ехал в Петербург. Семь лет он не был в столице; за это время изменился поэт, переменился и Петербург. Оставив его в 1820 го­ду, когда город кипел политической и литературной жизнью, был наполнен друзьями, Пушкин возвратился сюда многое пережив­шим. Блеск и городская суета уже виделись поэту лишь маской, за которой скрываются таинственные силы времени, истории. Город окружил поэта новыми литературными знакомствами. Из прежних товарищей остался, пожалуй, один Дельвиг. Не бы­ло его друзьей-декабристов.

В 1827 году появляется стихотворение «Арион»,где Пушкин, основываясь на греческом мифе о чудесном спасении дельфином юноши-певца, излагает историю своего спасения. «Гроза», погу­бившая его товарищей по «челну», выбросила «певца» на берег — таков парадокс судьбы. «Беспечная вера» Ариона в жизнь, в судь­бу здесь, пожалуй, противопоставлена мощным усилиям людей, желавших изменить историю. Однако после гибели товарищей «певец» поет те же песни, он верен памяти друзей — эта мысль звучит в пушкинской строке: «Я гимны прежние пою...» Челове­ческую и творческую самостоятельность Пушкина в новых усло­виях, верность дружбе, осознание катаклизмов жизни, истории демонстрирует это благородное стихотворение.

В это время Пушкин остро почувствовал покушения на свою творческую свободу со стороны светского общества. Поэт — это призвание и профессия, предмет размышлений Пушкина в 1827— 1831 годах. Кто же такой поэт? Отличается ли он от других лю­дей или такой же, как все? В николаевском Петербурге Пушкину, кажется, пытались внушить последнее. Ответ Пушкина не прост. В стихотворении «Поэт»(1827) он открыл, что творец бывает по­добен всем другим людям и может быть даже «ничтожнее» их: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон». Но по­эт тем и отличается от остальных людей, что его посещает вдох­новенье, имеющее божественную природу. Так что поэт — это и вполне обыкновенный человек, и в то же время человек, прича­стный таинственным силам гармонии.

Сложные отношения поэта с обществом нашли отражение и в философской лирике. Пушкин все чаще пишет о жизни и смерти, задумывается над смыслом человеческого бытия. В его стихотворениях звучат интонации одиночества, скорби. И все-таки личные переживания никогда не были единственной темой творчества Пушкина. В 1828 году поэт вновь обращается к исто­рическому материалу. Он пишет поэму «Полтава»,в которой в реалистической манере воссоздает эпоху Петра I, его победы и достижения. Внимание Пушкина привлекают события, связан­ные с гетманом Украины Мазепой: его стремление к власти, не­зависимость Украины, любовь, не исключающая жестокости и коварства. В поэме «Полтава» Пушкин ставит как общечеловече­ские проблемы (добро и зло, преданность и предательство, честь и низость), так и общественно-исторические вопросы — о роли личности в истории, судьбах людей в историческом контексте, государственном гении и т. д. Полтавская битва в изображении Пушкина — это прославление самых высоких человеческих ка­честв, военного таланта Петра I.

Щедрая, широкая, глубоко человечная натура Пушкина отк­ликалась не только на трагические явления жизни. В 1820—1830 го­лах им создано несколько шедевров любовной лирики. В эти го­лы мы часто видим Пушкина в женском обществе: потребность любви, тепла, семьи вызвала знакомства с Софьей Пушкиной, Анной Олениной, Екатериной Ушаковой и, наконец, с Натальей Гончаровой. Пушкин увидел Гончарову в Москве в 1828 году, когда ее, шестнадцатилетнюю, только начали вывозить в свет и красота ее была признана всюду. В 1829 году Пушкин посватал­ся к Наталье Николаевне и, получив фактически отказ ее мате­ри, самовольно отправился на Кавказ, в район боевых действий. Здесь им написано знаменитое стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».Все в этом стихотворении: его высокая мысль, строфика, звуковая сторона — гармонично связано друг с другом. Любовь в этом стихотворении — проявление человечес­кой природы. Ведь любить — так же естественно, как жить. Сердце любит оттого, что «не любить оно не может», человечес­кая любовь — это воплощение самой жизни.

В 1830 году Пушкин получил наконец положительный ответ от матери Натальи Николаевны. Прелесть юной Гончаровой, два года назад ошеломившая и взволновавшая Пушкина, навечно запечатлена в стихотворении «Мадона».Поэт был счастлив. Он вступал в брак уже немолодым, по тогдашним понятиям, че­ловеком, и не одного упоения, восторга ждал Пушкин от семьи. Среди своих «медленных трудов» ему требовалось душевное спо­койствие. На прежних путях ему счастья не было — теперь он вступал на тропу обычного человеческого бытия: жена, дети, дом. Наступили предсвадебные хлопоты, и для устройства выде­ленного ему наследства Пушкин ранней осенью 1830 года отпра­вился в нижегородское имение Болдино. Он намеревался про­жить там недолго, а задержался на три месяца из-за холерных ка­рантинов, не позволявших передвигаться по дорогам.

Так началась Болдинская осень 1830 года — период небыва­лого творческого взлета: Пушкин, продолжая работу над «Евге­нием Онегиным», написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина». Содержательный, художествен­ный диапазон произведений Пушкина заметно расширяется. На­пример, в «Маленьких трагедиях»,к которым относятся драма­тические сцены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сольери», «Камен­ный гость», «Пир во время чумы», Пушкин рассуждает о челове­ческих страстях и пороках. Скупость, зависть, разврат пренебрежение моральными законами могут властвовать над человеком, поглощать его, нивелируя положительные черты характера. Вы­ступая в трагедиях философом, моралистом, Пушкин утверждает достоинство, гениальность, талант сострадания, чистоту и красо­ту человеческих отношений.

Иная проблематика в прозаическом цикле «Повести Белки­на»,который объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробов­щик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В них Пушкин рассуждает о закономерном и случайном в жизни чело­века, о роли судьбы. Размышления Пушкина основаны на реали­стическом материале. Он изображает быт мелких чиновников, офицеров, мещан, ремесленников, станционных смотрителей, провинциальных дворян. Но в их жизнь вторгается нечто не­предсказуемое, и это резко меняет ход событий. Происшествия, изображенные в повестях, действительно необычны и не всегда реалистичны. Дело в том, что Пушкин вновь, как и в «Руслане и Людмиле», использует приемы пародирования, подшучивая над сентиментальными, романтическими канонами и схемами. Но главное в «Повестях Белкина» очевидно: Пушкина стала при­влекать жизнь простых людей, которая изображалась правдиво и искренне. Реалистический образ «маленького человека» Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» — значительное художественное открытие Пушкина, которое повлияет на всю русскую литературу XIX века.

1830-е годы в жизни Пушкина — трудный период. Стремясь осмыслить истоки современной политической ситуации, Пуш­кин углубленно занимается историей. В 1831 году он зачисляет­ся на службу в качестве «историографа», получив задание от Ни­колая I написать «Историю Петра». На этот год приходятся по­этические декларации Пушкина как «государственника»: холер­ные бунты, польские сепаратистские выступления могли быть ус­транены, по его мнению, сильной властью. Так появились стихо­творения «Клеветникам России»и «Бородинская годовщина».

Смерть в 1831 году любимого Дельвига, охлаждение критики, не понимавшей «поэзии действительности», сложные отношения с великосветским Петербургом, финансовые затруднения — эти обстоятельства делают понятным постоянное желание поэта уе­хать от суетной и жестокой светской жизни в дорогое Михайловское, уединиться там с семьей, трудиться, размышлять...

Но сменить Петербург на деревню Пушкину было не сужде­но. Летом 1833 года он отправляется на Урал для сбора материа­ла о Пугачевском восстании, а по возвращении из путешествия, осенью 1833 года, снова оказывается в Болдине. Это была вторая Болдинская осень в жизни Пушкина, отмеченная необыкновен­ным взлетом его таланта. Главное произведение этого периода — поэма «Медный всадник»,в которой Пушкин продолжает разви­тие реалистических принципов. Поэма многопроблемна. В ней Пушкин возвращается к образу Петра I, впервые так ярко рису­ет образ Петербурга, вновь ставит проблему «маленького челове­ка». Судьбы людей в историческом контексте, интересы государ­ства, выдающегося деятеля и жизнь простого человека — вот что волнует Пушкина. В поэме усиливаются не только реалистичес­кие обобщения, основанные на глубоком анализе окружающей действительности, но и трагические интонации.

Поэме «Медный всадник» близка по художественным прин­ципам и идейному настроению повесть «Пиковая дама»(1833), также завершенная в Болдине. Здесь подробно раскрывается об­раз Петербурга, но тема повести иная — страсть к обогащению, зарождение капиталистических отношений в обществе. В «Пико­вой даме» также разработан новый герой — человек, готовый ра­ди денег пренебречь любыми моральными законами, с «профи­лем Наполеона и душой Мефистофеля». Как видим, Пушкин от­кликается на самые сложные и самые актуальные проблемы сво­ей эпохи, раскрывая их реалистически. Его произведения звуча­ли остро, полемично, правдиво, что устраивало далеко не всех читателей в великосветском Петербурге.

В 1834 году Пушкин получил придворное звание камер-юн­кера (событие, возмутившее поэта, потому что это звание дава­лось, как правило, молодым людям). Попытка Пушкина отка­заться от камер-юнкерства вызвала ответный шаг Николая — он пригрозил поэту запрещением заниматься в архивах, что для Пушкина, работавшего над «Историей Петра» и «Капитанской дочкой», было невозможно.

Пушкин решил издавать журнал с характерным названием «Современник» (начал издаваться в 1836 году), к которому при­влек лучших писателей своего времени — Гоголя, Тютчева и др. Журнал Пушкина отличался высоким художественным уровнем, но раскупался плохо.

И все же главным для Пушкина оставалось творчество. В 1830-е годы он активно занимается темой крестьянского бун­та, народного восстания. В 1832—1833 годах Пушкин пишет ро­ман «Дубровский»,в основу которого были положены реальные факты об участии дворянина в крестьянском бунте. Но роман не был завершен. В рамках народной тематики, интересовавшей Пушкина, необходимо назвать также его знаменитые сказки:«Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Проникновение в народные обычаи, фольклор оказалось очень продуктивным и нашло отражение в другом про­заическом произведении о народном бунте — в романе «Капитанская дочка»(1833—1836). Образ Пугачева, жестокого и вместе с тем милосердного, безрассудного и мудрого, эгоистичного и человеколюбивого, то есть крайне противоречивого русского бунтаря, является величайшим художественным достижением Пушкина. Постижение народного характера приводит Пушкина к главному выводу — русский народ терпелив, но в своем проте­сте он воистину страшен: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

В 1830-е годы многие литературные критики и читатели бо­лее чем сдержанно оценивали произведения Пушкина. В услови­ях литературно-журнальных неудач, моральной угнетенности по­является пушкинское стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».В нем заключена вдохновенная мысль о соб­ственном бессмертии. Что же дает право на него? Лишь любовь народа — устами лирического героя восклицает и сам автор, заве­щая этот исторический урок потомкам. Нет, Пушкин не стал вдруг призывать писать для народа, его воспитания. Он просто за­метил, что народ полюбит его поэзию за то, что она пробуждает «чувства добрые». Добро — это абсолютное качество великой поэзии.

Пушкин думал о смерти: схоронив в 1836 году мать, он купил и себе место на кладбище у того же Святогорского монастыря, не­далеко от Михайловского. Не меньше Пушкин думал о жизни — у него было немало захватывающих творческих замыслов. Все рух­нуло в результате семейной драмы поэта. Удачливый красавец-француз Дантес вторгся в святая святых Пушкина — его семью. Свои ухаживания за женой поэта Дантес вскоре объяснил чувст­вами к ее сестре Екатерине. Однако его брак с Екатериной Гон­чаровой не прекратил невыносимых для Пушкина отношений. Пушкин, как воин на поле битвы, защитил честь своей семьи на дуэли. В этот день, 27 января 1837 года, он был смертельно ра­нен. Ужасны, возвышенны и трогательны его последние дни на земле. Он скончался после невыносимых физических мучений 29 января. Забота о жене, детях, нежность к друзьям, отказ от ме­сти, громадное мужество в преодолении боли — таков был Пуш­кин в последние часы жизни. Придворный врач А.Ф. Арендт признавался, что даже в сражениях ему редко удавалось видеть подобное мужество. Незадолго до кончины Пушкин попросил жену покормить его моченой морошкой, и Наталья Николаевна, встав на колени около своего мужа и защитника, дала ему не­сколько ложечек его любимых ягод. Пушкин завещал ей, чтобы после нескольких лет вдовства она выходила замуж. Царь опла­тил все долги Пушкина и назначил пенсию его жене и детям.

Около квартиры Пушкина на набережной реки Мойки в Пе­тербурге творилось что-то необычайное — в последние дни жиз­ни поэта здесь стояла огромная толпа народа, понявшего значение происходящего. Тело Пушкина нашло приют в родных мес­тах поэта недалеко от Михайловского, а его поэзия, не подвла­стная времени и обстоятельствам, жива и будет жить вечно.

Контрольные вопросы и задания

1. Каким увидел Петербург Пушкин после ссылки? Почему?

2. Прочитайте стихотворение «Во глубине сибирских руд...». Как Пушкиным оценивается «скорбный труд» декабрис­тов? Во что верит Пушкин?

3. Прочитайте стихотворение «Арион». На каком мифе основано стихотворение, как трансформируется античный мир у Пуш­кина? Как вы понимаете смысл поэтических метафор: «парус», «веслы», «кормщик», «челн», «пловцы», «волны», «вихорь» и др.?
Какова судьба «кормщика», «пловца»? Какова судьба «таинственного певца»? В чем состоит иносказательный смысл стихотворения?

4. Прочитайте стихотворение «Поэт». Какие эмоциональные части можно выделить в стихотворении? Какова, по мнению Пушкина, частная жизнь поэта? Как меняется поэт, когда его «коснется божественный глагол», то есть в творчестве? Каковы отношения общества и поэта? В чем вы видите значение мотива одиночества в стихотворении?

5. Расскажите об обстоятельствах сватовства и женитьбы по­эта. Какие произведения связаны с этими событиями?

6. Прочитайте стихотворение «Мадона». Кому посвящено стихотворение? Какую бы картину желал видеть лирический ге­рой в своей обители? Каково значение следующих образов: Пре­чистая, Божественный Спаситель, пальма Сиона? Сбываются ли мечты лирического героя?

7. Прочитайте стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». При каких обстоятельствах оно было написано? Почему печаль лирического героя «светла»? Как вы понимаете пушкинскую концепцию любви: сердце любит оттого, «что не любить оно не может»?

8. Какие произведения были написаны Болдинской осенью 1830 года? Какова их тематика и проблематика?

9. Прочитайте стихотворение «Клеветникам России». Какие события жизни Европы стали причиной его создания? Как Пуш­кин оценивает высказывания «витий», «клеветников России»? В чем он видит причины нападок на Россию? Как Пушкин оценивает конфликт русских и поляков, «волнения Литвы»? Почему Пушкин преисполнен гордости за Россию?

10. Прочитайте стихотворение «Бородинская годовщина». Как в стихотворении соотносятся события 1812 года и «падения Варша­вы»? «Сильна ли Русь?» — как Пушкин отвечает на этот вопрос?

11. Какие произведения были написаны Болдинской осенью 1833 года? Какова их тематика и проблематика?

12.Прочитайте стихотворение «Пир Петра Первого». Как трактуется в этом стихотворении образ Петра I? Чему посвящен пир? Почему способность к прощению оценивается поэтом как важнейшая черта личности монарха?

13. В каких двух прозаических произведениях Пушкин ставит проблему «русского бунта»? Когда они создавались? Какие собы­тия в жизни России той поры определили интерес Пушкина к проблеме бунта?

14. Прочитайте стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Какова эмоциональная тональность размышлений поэта о смерти?

15. Прочитайте стихотворение «(Из Пиндемонти)». Какие права Пушкин называет «громкими»? Почему ему дороги другие права? В чем он видит истинную свободу, счастье человека?

16. Какой журнал издавал Пушкин? Имел ли он успех?

17. Что стало причиной семейной драмы Пушкина?

18. Каковы обстоятельства смерти Пушкина?

19. Прочитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В чем видит Пушкин залог бессмертия своей по­эзии? Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы?

ЛИРИКА ПУШКИНА

В русской литературе XVIII— начала XIX века поэзия зани­мала важное место. Но освоение тех или иных жанров во многом зависело от художественных направлений, преобладавших на раз­ных этапах развития словесности. С поэтикой классицизма свя­зано прежде всего распространение жанров оды и сатиры, с эсте­тикой сентиментализма — жанров песни, идиллии и др. При этом с каждым жанром ассоциировалось определенное содержание, что было обусловлено поэтической традицией.

В творчестве Пушкина эти ограничения снимаются. Более того, его лирика настолько многожанрова, что, кажется, она ох­ватывает весь возможный объем поэтического содержания. В сво­ем творчестве Пушкин обращался к жанрам оды, элегии, песни, романса, эпиграммы, послания, сонета и др. Лирика Пушкина — это средоточие общечеловеческих и национальных ценностей, воплощение гуманности и красоты. Глубина проблематики, мас­штабность миросозерцания, психологическая тонкость, ясность изложения — вот свойства пушкинского лирического гения. Ес­ли поэзию Жуковского можно определить как «элегический ро­мантизм», Батюшкова — «гедонистический», Рылеева — «граж­данский», Баратынского — «философский», то пушкинская ли­рика демонстрирует собой синтез художественных систем его предшественников. Лирика Пушкина тематически многообразна. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.

Наши рекомендации