Пушкин во второй половине 1820-х — 1830-е годы

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Детство. Лицей (1811—1817)

«К другу стихотворцу» (1814), «Рассудок и любовь» (1814), «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «К Батюшкову» (1814), «Красавице, которая нюхала табак» (1814), «Угрю­мых тройка есть певцов...» (1815), «Лицинию» (1815), «Пробужде­ние» (1816), «Певец» (1816), «Элегия» («Я думал, что любовь угасла навсегда» (1816).

Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 го­да в Москве, в сердце России. Несмотря на то что в дальнейшем Пушкин в основном будет жить в столице, к Москве всегда бу­дут возвращаться его мысли:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Здесь, в Москве, он будет читать друзьям «Бориса Годунова», иметь значительный разговор с Николаем I, встретит свою неве­сту и обвенчается с ней. А пока в Москве проходит его детство. Это детство не было безоблачным. Бабушкина и нянина ласка не могла заменить материнской: ребенок не мог не чувствовать про­хладного отношения матери, предпочитавшей неповоротливому и молчаливому Александру (таков был в раннем детстве наш стремительный Пушкин) младшего Левушку. Господство фран­цузского языка в семье обусловило выбор книг для чтения: по воспоминаниям брата Пушкина, «ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Это были не только французские классики XVII—XVIII веков, но и произведения мировой литературы во французских переводах. Первые литературные опыты поэта тоже были на французском; не случайно за свободное владение этим языком Пушкин полу­чит в Лицее прозвище Француз.

Стихия русской речи, приходив­шая от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой, была мощным источником формирования души, взглядов на мир и его красоту: сказки, пословицы, по­говорки пронизывали атмосферу дет­ства Пушкина.

Русскую литературу юный Пуш­кин узнавал, так сказать, «домашним образом»: писал стихи его отец Сергей Львович, а его дядя Василий Львович Пушкин был известным в свое время поэтом, и в родном доме Александра нередки были писательские собрания. В 1811 году именно дядя-поэт повезет

Пушкина в столицу: недалеко от Петербурга, в Царском Селе, открывался лицей, куда родители определили сына. В.Л. Пушкин ехал в Пе­тербург не только определить племянника в лицей, но намере­вался в столице напечатать брошюру против беседчиков. Так что юный Пушкин воспринял самые, пожалуй, жаркие литературно-критические баталии в русской литературе начала XIX века тоже «домашним образом» и позднее не случайно стал арзамасцем.

Дом, как бы ни был он неуютен, — это не только семья, это еще и память рода. «Род Пушкиных мятежный» и род Ганниба­лов, ведущий свое начало в России от «арапа Петра Великого», играли не последнюю роль в русской истории: их потомок хоро­шо это помнил и через замечательное родство острее осознавал собственное предназначение.

Царскосельский лицей, сыгравший столь значительную роль в истории русской культуры, вначале замышлялся как место обу­чения великих князей, братьев Александра I. Их возраст — Ни­колая (1796 г. р.) и Михаила (1798 г. р.) — обусловил возрастной подбор будущих соучеников. Потом идея совместного обучения отпаяа, но этот примерный возраст для поступления в лицей был сохранен. Лицей был привилегированным закрытым учебным за­ведением. Влиятельные знакомства отца обеспечили Пушкину поступление в лицей. Греческое слово «лицей» появилось в Рос­сии не случайно: античностью была пропитана русская культура начала XIX века. День официального открытия лицея — 19 октября 1811 года — навсегда станет задушевным праздником для первых выпускников, эта дата будет объединять и согревать их до самой смерти.

Устав лицея, разработанный Сперанским[1], отличался пест­рым энциклопедизмом и преобладанием гуманитарных дисцип­лин — это учебное заведение призвано было готовить образован­ных государственных деятелей, способных осуществить рефор­мы, в близость которых верили Сперанский и его соратники. Пе­речислим бегло лицейские предметы: Закон Божий, священная история, логика, математика, механика, физика, история, геогра­фия, мифология, право, политическая экономия, словесность, сочинения, русский язык, языки латинский, немецкий, француз­ский, английский, итальянский, музыка, рисование, танцы, фех­тование, верховая езда, действия ружьем. У каждого учащегося — свой перечень наук в аттестате: учителя не стесняли детей в на­клонностях. В памяти лицеистов остался преподаватель Куни­цын[2]. Он воспитывал в своих питомцах понятия чести, человече­ского достоинства, патриотизма.

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием средь царственных гостей.

Это вспомнит Пушкин незадолго до своей смерти. «Чертог царицын», упомянутый здесь, — это Екатерининский дворец, во флигеле которого и был размещен лицей. А незабываемая речь Куницына — обращение к лицеистам с призывом служить Родине.

Для того чтобы исключить возможные негативные семейные влияния, лицеистов не отпускали на каникулы. Их учебная на­грузка была достаточно серьезной, они были заняты в течение всего дня. В лицее, где преобладали гуманитарные интересы, издавались рукописные журналы, ставились спектакли. Первым поэтом, между прочим, сначала считался Илличевский[3] и только потом Пушкин.

Пушкин нашел в лицее благоприятную для развития его та­ланта атмосферу дружелюбия, уюта, открытости. Имена Пущина, Дельвига, Кюхельбекера отныне не уйдут со страниц его творе­ний: общительный, отзывчивый, горячий, Пушкин нуждался в дружбе, и это чувство прославлено им как никем. Он будет помо­гать ссыльному Кюхельбекеру, после кончины Дельвига почувст­вует приближение своей смерти, на смертном одре он вспомнит Пущина... Здесь, в лицее, многое было впервые: «первый друг» (Пущин), первая влюбленность (Е. Бакунина), первая слава...

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было опубликова­но стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу».А в январе 1815 года произошло еще одно событие. На очередной экзамен лицеистов был приглашен Г.Р. Державин. Экзамен шел долго, Державин устал, но он буквально встрепенулся, когда услышал:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес...

Это лицеист Пушкин начал читать свои «Воспоминания в Цар­ском Селе».После экзамена Державин хотел увидеть и обнять юного поэта. «Меня искали, но не нашли», — вспоминал Пуш­кин об этом волнующем, многозначительном дне своей жизни, когда он после экзамена от радости и смущения спрятался.

Какие же «воспоминания» могли быть у 15-летнего подростка? По­чему это стихотворение так привлекло Державина? Начало его — раз­вернутая картина Царскосельского парка, описание его памятников:

Здесь каждый шаг в душе рождает

Воспоминанья прежних лет...

Век Екатерины был временем блестящих побед русского оружия, и в память об этом в парке были сооружены Чесменская колонна («над твердой, мшистою скалой // Вознесся памятник...») в честь битвы с ту­рецкими войсками в портовом городе Чесма в 1770 году, и «памятник простой» среди «угрюмых сосен» — в честь Кагульской победы (при ре­ке Кагул над тем же противником в том же 1770 году). Обходя эти и дру­гие памятники, замышлявшиеся их создателями как Пантеон «доброде­тели», юный поэт преисполнен патриотической гордости. Сходным об­разом было построено стихотворение Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» (1814), пафос пушкинской оды близок стихотворению Жу­ковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Жуковский и упомя­нут в стихотворении Пушкина как «скальд (то есть певец) России вдох­новенный». Глубина и сила мыслей и чувств «Воспоминаний в Царском Селе» воскрешает в памяти оды Державина. И события 1812 года, ког­да «восстал и стар, и млад», еще не нашедшие воплощения в памятни­ках этого парка, тоже прославлены в стихотворении. Пушкин знал о них не понаслышке. Лицеисты с замиранием сердца смотрели на войска, на­правлявшиеся на битву с Наполеоном, и желали быть вместе с ними. Юный автор «Воспоминаний...» желал отомстить за «края Москвы, края родные», поруганные врагом. Патриотический подъем 1812 года, так преобразивший русское общество, делал из мальчишек-лицеистов юных граждан России.

После заграничных походов в Царском Селе будут размеще­ны некоторые части русской армии. Здесь произойдет знакомст­во юного Пушкина с гусаром П.Я. Чаадаевым, адресатом не­скольких его посланий, немало повлиявшим на политические воззрения поэта. Образец лицейской политической лирики Пуш­кина — «Лицинию»[4](1815). «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»: эти слова вряд ли относились только к древнерим­ской истории.

Лицейский период Пушкина — пора творческих поисков, ученичества. Прекрасно ориентируясь в литературной ситуации начала XIX века, он иронизирует над шишковистами, пытается писать в духе классицистов, романтиков. Пушкин ищет свой ин­дивидуальный поэтический стиль. В некоторых стихотворениях лицейского периода слышны отголоски од М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в других — лирических стихотворений М.М. Муравьева, Н.М. Карамзина и т. д. В лицейской лирике Пушкина выделяют два основных периода: 1814—1815 и 1816— 1817годы, соответственно литературным влияниям, которые в это время испытывал юный поэт.

На первом этапе это было преимущественно влияние Ба­тюшкова, на втором — Жуковского. Романтизм Батюшкова на­зывают гедонистическим, то есть проникнутым чувствами на­слаждения жизнью, упоения ее радостями. Кстати сказать, реаль­ный облик Батюшкова и образ лирического героя его стихотво­рений резко контрастируют друг с другом. Печальный, болезнен­ный и неуравновешенный Батюшков, воин, прошедший много сражений, был совсем не похож на героя его стихотворений, «сластолюбца» и праздного ленивца, «радости певца». Но имен­но в таком духе обращается Пушкин к знаменитому поэту в по­слании «К Батюшкову» (1814):

Философ резвый и пиит,

Парнасский счастливый ленивец,

Харит[5] изнеженный любимец,

Наперсник милых аонид[6],

Почто на арфе златострунной

Умолкнул, радости певец?

Так же мало напоминают реальную жизнь лицеистов карти­ны пиров, любовных свиданий, которые мы обнаруживаем в пушкинских стихотворениях «К Наталье», «Пирующие студен­ты», «Красавице, которая нюхала табак». «Пиры» — это преобра­жение тайных, редких попыток лицеистов отведать «напиток Вакха», а предмет любовных посланий юного Пушкина — скром­ная сестра лицеиста Катя Бакунина.

Пушкин наследовал также традиции Батюшкова в антологи­ческом роде: таково стихотворение «Рассудок и любовь». Батюш­ков влиял на Пушкина и своими «арзамасскими» шутливыми са­тирами, направленными против шишковистов (знаменитое «Ви­дение на брегах Леты», 1809). Из лицея в 1815 году доносился го­лос Сверчка-Пушкина (его будущее арзамасское прозвище), вы­смеивающего Шишкова и его соратников:

Угрюмых тройка есть певцов Шихматов, Шаховской, Шишков, Уму есть тройка супостатов Шишков наш, Шаховской, Шихматов, Но кто глупей из тройки злой? Шишков, Шихматов, Шаховской!

К лицейским годам относятся послания Пушкина к отдель­ным арзамасцам. Послания вообще являются любимым жанром лицеиста Пушкина, в чем, конечно, тоже сказывалось влияние «Арзамаса» — это обращения к Батюшкову, Пущину, Галичу, Дельвигу, Горчакову...

Другая литературная маска, которую примерял на себя Пуш­кин в лицее, — это унылый поэт-мечтатель, «лиющий слезы» над утраченной любовью, — результат элегического романтизма Жу­ковского. Стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда...»), «Уныние» имеют, по-видимому, столь же малое отношение к реальности, как и эпику­рейская лирика более ранних лет. Но в этих стихах Пушкин осваивал искусство изображения внутреннего мира человека:

Я слезы лью; мне слезы утешенье,

Моя душа, плененная тобой,

В них горькое находит наслажденье...

Летом 1817 года закончилось пребывание Пушкина в лицее.

1. Пользуясь материалами воспоминаний сестры поэта, О.С. Павлищевой (см. Пушкин в воспоминаниях современ­ников. — М., 1989. — Т. 1), подготовьте сообщение о детских го­дах Пушкина.

2. Расскажите о литературных интересах С.Л. и В.Л. Пушки­ных, отца и дяди поэта. Каким образом литературная атмосфера родительского дома влияла на юного Пушкина?

3. Расскажите об истории создания Царскосельского лицея. Для каких целей было открыто это учебное заведение?

4. Какие предметы изучались в лицее, какова была атмосфера в нем, какие события из жизни Пушкина лицейских лет вы мо­жете назвать?

5. Расскажите о первой публикации пушкинского стихотворения. Перечислите известные вам стихотворения Пушкина ли­цейского периода.

6. Прочитайте стихотворение «К другу стихотворцу». Кто является его адресатом? Как лирический герой относится к занятиям поэзией, как оценивает судьбу поэта? Какие античные имена встречаются в стихотворении, каково их назначение? Какие рус­ские поэты упоминаются в стихотворении, почему? Каковы глав­ные идеи стихотворения?

7. Прочитайте стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Какова тональность стихотворения, какая в нем преобладает лексика? Назовите особенности классицизма и романтизма в по­этике стихотворения. Каково значение пейзажа в начале «Воспоминаний...»? На какие воспоминания наводит прогулка по Цар­скому Селу? Какие чувства вызывают у Пушкина победы русско­го оружия? Каким образом в стихотворении отражены события 1812 года?

8. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Как изображается власть Ветулия? Какие идеи Пушкин связывает с образом римского народа? Что предлагается Лицинию для избавления от раб­ства, почему? Почему Пушкин верит, что Рим обретет свободу?

9. Каким образом раннее творчество Пушкина связано с ос­новными художественными направлениями, литературной ситуацией начала XIX века?

10. Какие русские поэты начала XIX века оказали наибольшее влияние на раннее творчество Пушкина? В чем оно проявля­ется?

11. Прочитайте стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак». Какие идеи объе­диняют эти стихотворения? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина эпикурейскими, гедонистическими и почему?

12. Прочитайте стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия». Каково настроение этих стихотворений? Каково значение мотивов печали, слез, тоски, снов, видений в лицейской лирике поэта? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина романти­
ческими?

Петербург. 1817-1820

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Торжество Вак­ха» (1818), «Деревня» (1819), поэма «Руслан и Людмила» (1820).

После выхода из лицея юный Пушкин оказался в столице: в Петербурге теперь жили его родители. Поэт поступает на службу в Коллегию иностранных дел (между прочим, сослуживцем его был Грибоедов). Здесь, в столице, в средоточии политической и литературной жизни России, мощно проявился дар Пушкина. Суетливый и блестящий петербургский свет, балы и театры, лю­бовные увлечения и дружеские пирушки — все это остро привле­кало жадного до новых впечатлений юношу, шесть лет провед­шего в строгих условиях лицея:

Друзья, в сей день благословенный

Забвенью бросим суеты!

Теки, вино, струею пенной

В честь Вакха, муз и красоты!

(«Торжество Вакха», 1818.)

Но и на дружеских пирушках, и в серьезных откровенных бе­седах с молодыми вольнодумцами, деятелями тайных обществ, в чей круг попал Пушкин в Петербурге, рождались иные идеи, зву­чали иные строки. К тайному обществу Пушкин ни в Петербур­ге, ни позднее на юге не принадлежал, но входил в связанное с «Союзом благоденствия» литературное общество «Зеленая лам­па», собиравшееся у Никиты Всеволожского, присутствовал на собраниях декабристов у Никиты Муравьева, у Ильи Долгорукова:

Витийством резким знамениты

Сбирались члены той семьи

У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи... — напишет поэт позднее в X главе «Евгения Онегина» об этих встречах.

Свобода — этот идеал с начала и до конца жизни будет од­ним из самых заветных у Пушкина. Размышления о свободе, страстное желание ее, призывы к ней, ее трагическая судьба в родной стране и странах Европы — все это было предметом его поэзии, бурно обсуждалось с друзьями. Не случайно в квартире братьев Тургеневых, находившейся напротив Михайловского замка, напишет Пушкин одно из самых своих резких антиправи­тельственных стихотворений и назовет его высоким именем свободы — «Вольность». Общение с будущими декабристами повли­яло на политические воззрения поэта, которые могут быть назва­ны умеренными, либерально-конституционными. Он — против «самовластья», то есть не ограниченного законами самодержа­вия, за соблюдение законов монархом и народом, за освобожде­ние крестьян царем.

Но в поэзии Пушкина эти идеи приобретают особое, выс­шее, художественное значение, потому что в стихотворениях зву­чат не только политические концепции, но и «души прекрасные порывы», посвященные отчизне. В стихотворении «К Чаадаеву»(1818) мысль о служении родине передана как жизненное откры­тие, как единственно возможный в тех условиях способ достой­ной реализации юной личности. В оде «Вольность»(1817) свобо­да представлена как следствие всеобщего выполнения законов, а в «Деревне»(1819) крепостное право тяжело ранит свободного душой мыслителя, «друга человечества».

Эти стихотворения не могли быть напечатаны. Они распро­странялись по Петербургу в списках и производили сильное впе­чатление на публику. Влияние вольнолюбивой лирики Пушкина на русскую поэзию было огромно — отныне не только «злодеи» и «тираны» противостояли в ней «свободе», «народам», но вдох­новенная, прекрасная мысль о свободе становилась выражением благородной, нравственно-привлекательной личности.

Если говорить о творчестве Пушкина петербургского перио­да в целом, то необходимо отметить, что его поэтический стиль постепенно меняется. В его лирике продолжают звучать эпику­рейские мотивы, как и интонации высоких классических жан­ров. Но Пушкин, преодолевая ограничения различных художест­венных направлений, стремится к простоте, ясности поэтическо­го высказывания. Его все больше интересует гражданская тема­тика, связанная с жизнью общества, государства. А новое содер­жание рождает новую форму. Пушкин, постепенно освобождаясь от прежних влияний, находит свои индивидуальные приемы, он видит собственное поэтическое направление, которое на данном этапе пока еще было связано с романтической эстетикой. Не слу­чайно Пушкин в эти годы пародирует стиль некоторых совре­менных авторов.

Большой шум вызвало в Петербурге появление в печати на­чатой еще в лицее поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»(1820).

Во многом похожая на комические «бурлескные»1 поэмы XVIII ве­ка, пушкинская поэма вобрала в себя черты практически всех течений популярной в ту пору литературы — и высокого классицизма, и сенти­ментализма, и романтизма.

'Бурлеск — от итальянского слова burla (шутка), жанр комической, паро­дийной поэзии.

Шутливая позма-сказка Пушкина во многом пародировала балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев», что ближайшие друзья поэта вос­приняли как непозволительную насмешку над их учителем. И лишь сам Жуковский увидел в этом эпизод творческого соревнования и послал ав­тору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью «Победителю-учени­ку от побежденного учителя». Жуковскому не могли не импонировать жи­вость, яркость событий поэмы, чистота и взвешенность пушкинского «слога», близкого художественным исканиям поэтов-карамзинистов.

Следует особо отметить, что образ автора-повествователя «Руслана и Людмилы», свободного и лукавого, был выдающимся достижением молодого Пушкина и оказался в каком-то смысле «предшественником» образа автора в «Евгении Онегине».

Между тем над головой Пушкина собиралась гроза. Стихо­творения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», многочислен­ные эпиграммы, в том числе и неправомерно приписываемые Пушкину, ходили в списках и вскоре обратили на себя внимание правительства. Само поведение Пушкина, по мнению власть предержащих, было вызывающим. Характерен известный случай в театре, вызвавший гнев императора.

Пушкин любил театр — за ««принародное» горение мысли и таланта, за красоту и обаяние актрис, за бурно реагировавшую на все публику:

Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин...

Во времена Пушкина театр был также чем-то вроде полити­ческого клуба — зрители частенько использовали спектакль для выражения своих общественных пристрастий, здесь формирова­лись и распространялись политические мнения. И вот однажды, в 1820 году, Пушкин принес сюда портрет Лувеля, убившего на­следника французского престола, и послал портрет по рядам с надписью «Урок царям». Это вызвало гнев Александра I, и лишь хлопоты друзей — Карамзина, Жуковского, Чаадаева и др. — по­могли заменить ссылку в Сибирь или на Соловецкие острова переводом на службу в Екатеринослав, а затем в Кишинев. Так окончился бурный период жизни Пушкина в Петербурге, куда он вернется только через семь лет.

1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в Пе­тербурге в 1817—1820-х годах.

2. Как повлияло на мировоззрение и творчество Пушкина общение с будущими декабристами? Каковы были политические взгляды Пушкина в этот период?

3. В каких стихотворениях, написанных в Петербурге, идея свободы стала главной?

4.Прочитайте оду «Вольность». Как связана она с поэтической традицией XVIII века? Какие черты одического стиля вы можете выделить в стихотворении Пушкина? Как в оде раскрывают­ся проблемы «неправедной Власти», «Вольности святой», «Свобо­ды мира», «страданья народа», «мощных Законов»? Какие истори­ческие события, герои упоминаются в стихотворении, каков их содержательный смысл? К чему призывает Пушкин в этой оде?

5. Прочитайте стихотворение «К Чаадаеву». Что вы знаете о П.Я. Чаадаеве, адресате послания Пушкина? Как развивается по­этическая мысль в стихотворении и что можно считать идейно-эмоциональной кульминацией? Докажите, что у лирического героя стихотворения проявляется органическое единство личного и общественного.

6. Прочитайте стихотворение «Деревня». На какие композионные части можно разделить его? Каков эмоциональный тон в первой части стихотворения? Можно ли ее назвать идиллической и почему? Какие художественные детали избирает Пушкин для
описания деревенского пейзажа в первой части? Какова тональ­ность второй части стихотворения? Какие черты ораторского сти­ля вы можете указать в ней? Каковы изменения в интонациях, в лексике второй части? Какие идеи звучат в стихотворении?

7. Прочитайте поэму «Руслан и Людмила». Какие волшебно-сказочные черты поэмы вы можете назвать? Какие общечеловече­ские ценности отстаивает Пушкин в этой поэме? Каково значе­ние образа автора-повествователя? В чем проявляется комичес­кий, пародийный смысл этой поэмы?

8. Какие события привели к высылке Пушкина из Петербурга?

Юг. 1820-1824

«Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков лету­чая гряда...» (1820), «Наполеон» (1821), «Узник» (1822), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823); по­эмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824).

В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга. Начинался новый этап его жизни, южная ссылка — четырехлетний период службы в Кишиневе и Одессе.

Его пребывание на юге началось с болезни. Больного, в го­рячке, нашли в Екатеринославе своего друга Раевские, добрые знакомые Пушкина по Петербургу. Это была замечательная семья. Ее глава — герой войны 1812 года, знаменитый генерал Н.Н. Раевский, говорят, воодушевлял солдат на поле битвы, дер­жа за руки своих малолетних сыновей. Теперь они, Александр и Николай, выросли. В этой большой семье были и дочери, краса-

вицы и умницы. Во время общения с этой семьей Пушкин, ка­жется, поочередно будет влюбляться в каждую, но младшая, Ма­рия, оставит в его душе особый след. В будущем она станет же­ной декабриста Волконского и последует за мужем в Сибирь. Ра­евские, найдя Пушкина в отчаянном положении, взяли его с со­бой в путешествие по Кавказу и Крыму — непосредственный на­чальник Пушкина, добряк генерал И.Н. Инзов (Инзушко, как называл его ласково Пушкин) дал ему этот отпуск.

Это путешествие было великолепным: роскошная природа юга, море, милое образованное семейство, влюбленность, — все это дало душе молодого поэта высокий настрой. Южный пери­од — расцвет пушкинского романтизма. Поэт обращается к это­му течению и в результате мощного литературного влияния: в это время вся Европа бредила Байроном. Великим английским романтиком зачитывались в семействе Раевских. Глубокое разоча­рование, мощь байроновского скепсиса, — все это потрясло и за­хватило Пушкина. В поэме «Паломничество Чайлд-Гарольда» Байрона есть знаменитая «песнь прощания»: герой Байрона по­кидает Англию, разуверившись в идеалах молодости, в завоева­ниях цивилизации, он рвется навстречу новым землям, новой жизни. Не случайно первое значительное лирическое произведе­ние Пушкина южного периода написано по мотивам названного отрывка из Байрона. Элегия «Погасло дневное светило...»(1820), созданная Пушкиным августовской ночью 1820 года на корабле при переезде в Гурзуф, раскрывает мысли и чувства человека, ос­тавляющего родину. Заметно давление романтического канона на стиль этого стихотворения. Несмотря на то что Пушкина с роди­ны выслали, автобиографический герой этого стихотворения — добровольный изгнанник: «Я вас бежал, отечески края...»

Ведь мотив добровольного изгнанничества необычайно ха­рактерен для романтизма. Он воплощает порыв отречения героя от породившей его среды. Экзотика новых земель, природы и быта «диких» народов придавала романтизму яркие краски, ри­совала необычные обстоятельства, в которых действовал исклю­чительный герой. Он и будет занимать Пушкина-поэта в годы южной ссылки. В его стихах появляются реальные исторические герои, олицетворяющие романтический порыв к свободе. Таков борец за свободу сербов Карагеоргий (Георгий Черный, стихо­творение «Дочери Карагеоргия»). Узнав о смерти Наполеона (в 1821 году), поэт пишет оду «Наполеон», где подводит своеобраз­ный итог историческому пути этого человека, злодея, завоевате­ля, который в то же время был олицетворением воли, романти­ческой исключительности. Над могилой Наполеона поэт произ­носит слова, как будто ставя точку в спорах об этой историчес­кой личности:

Хвала! он русскому народу

Высокий жребий указал

И миру тайную свободу

Из мрака ссылки завещал.

Начало службы в Кишиневе стало серьезным испытанием для поэта. Он тоскует по Петербургу, верным друзьям, шумной литературной жизни, театрам, балам... Однако и на юге Пушки­ну удалось обрести дружеский круг. В Каменке, имении Давыдо­вых[7], собирались члены «Южного общества» декабристов. В это время Пушкин познакомился с П.И. Пестелем. Поэта не посвя­щали в тайны этих

собраний, но когда в 1822 году на юге арес­овали В.Ф. Раевского[8], Пушкин остро переживал этот арест.

По­ругание, стеснение свободы всегда вызывало решительный про­тест Пушкина, и стихотворение «Узник»(1822) несет на себе сле­ды этого события. В нем отразились также впечатления поэта от бесед с арестантами в кишиневском остроге — говорят, там он и увидел орла, прикованного цепью. В «Узнике» цепи тоже не поз­воляют орлу улететь, стать «вольной птицей». Стихотворение не случайно стало народной песней — уподобление орла и молодца нередко в русском фольклоре. И эта скованная птица, рожденная быть свободной, — яркий символ неволи, которую тяжело пере­носил сам Пушкин.

Романтическая поэма «Кавказский пленник»(1821) — тоже о несвободном человеке, о пленнике. Это своеобразное продолже­ние элегии «Погасло дневное светило...». Герой покидает родину в поисках иной жизни, жизни без заблуждений. Но ирония же­стокой судьбы в том, что, желая обрести свободу на чужбине, он становится пленником — его берут в плен черкесы[9]3.

Герой «Кавказского пленника» сыграл огромную роль в творчестве Пушкина — это была его первая попытка создать об­раз героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость ду­ши, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин. Задача эта по целям типизации — вполне реалистическая. Гениальной удачей на этом пути в даль­нейшем будет образ Онегина. Важно то, что роман в стихах «Ев­гений Онегин» был начат Пушкиным именно в южной ссыл­ке, 9 мая 1823 года. Но грандиозная задача создания образа героя времени требовала больших творческих усилий: «Евгений Оне­гин» был завершен только в 1831 году.

Самая романтическая из южных поэм Пушкина — «Бахчи­сарайский фонтан»(1823). Здесь яркими красками представлена романтическая концепция любовного чувства. Любовь хана Гирея к Марии, непостижимая и непреодолимая, со сценами рев­ности отвергнутой Заремы и с трагическим финалом, нарисо­ванная в дикой и прекрасной обстановке Крыма, рядом с леген­дарным фонтаном, — все это завораживает и возвышает читателя.

Иная тональность у последней южной поэмы — «Цыганы»(1824). Автобиографический герой (не случайна перекличка имен поэта и его героя Алеко) бежит к свободным цыганам из «нево­ли душных городов», к тому же «его преследует закон» (по пре­данию, сам Пушкин, будучи в Молдавии, прожил несколько дней в таборе). Оказывается, однако, что герой несет несвободу в себе самом. Он плоть от плоти породившего его общества — не приемлет свободную любовь и жестоко наказывает предавшую его возлюбленную. Очевидно, что в этой поэме преодолевается обаяние романтического героя-индивидуалиста.

В 1823 году, благодаря хлопотам друзей, Пушкина переводят из Кишинева в Одессу: это город вполне европейский, с театра­ми, образованным обществом. Начальником по службе у Пушки­на стал новороссийский генерал-губернатор граф М.Г. Воронцов. Однако отношения между ними, сначала вполне корректные, скоро обострились. Влиятельный чиновник не желал видеть в подчиненном большого поэта. Поводом для ссоры послужило ре­шение Воронцова отправить Пушкина на борьбу с саранчой. Причиной вражды была также ревность: Пушкин полюбил жену всесильного наместника Елизавету Ксаверьевну, обаятельную и образованную женщину. Чувство было большим и взаимным. Любовная ситуация усложнилась тем, что соперником Пушкина оказался Александр Раевский (старший сын генерала Раевского), с которым Пушкин в 1820 году путешествовал по Крыму и Кав­казу. А. Раевский вел себя коварно по отношению к другу; Пуш­кин увидел в нем своего злого «демона». Исследователи считают А.Н. Раевского «прототипом» образа «искушающего Провиденье» демона из одноименного стихотворения Пушкина. С Раевским связывают также трагические размышления поэта о предательст­ве в дружбе (стихотворение «Коварность»).

Злая эпиграмма Пушкина на Воронцова «Полу-милорд, по­лу-купец // Полу-мудрец, полу-невежда...» послужила одной из причин высылки поэта из Одессы в Михайловское в августе 1824 года. Кроме того, полицией было перехвачено письмо Пуш­кина, где он признавался, что берет уроки «чистого афеизма», то есть атеизма. Это послужило главной причиной суровой переме­ны его участи — вместо отставки, которую он просил, Пушкина отправили в ссылку в имение семьи Михайловское, находивше­еся в Псковской губернии.

Прощание с любовью, морем, с благословенным югом лири­чески воссоздано в стихотворении «К морю»(1824), которое бы­ло закончено уже в Михайловском.

1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в пе­риод южной ссылки.

2. Почему южная ссылка усилила романтические чувства, идеи Пушкина, повлиявшие на его творчество?

3. Прочитайте стихотворение «Погасло дневное светило...». В чем проявляется его элегический характер? Каково значение образов моря, ночи? На какие воспоминания они наводят лири­ческого героя? Как он оценивает свое настоящее, прошлое, буду­щее? Каково значение мотива бегства из отеческих краев? Како­во значение антитезы в стихотворении, сколько раз она исполь­зуется? Каково значение лейтмотива «Шуми, шуми, послушное
ветрило...», сколько раз он повторяется?

4. Прочитайте стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...». Какие композиционные части можно условно выделить в этом стихотворении? Какие романтические черты присущи ему? Можно ли утверждать, что образ ночи дан здесь в романтической интерпретации, почему? На какие мысли наводит лирического ге­роя «слабый свет звезды»?

5. Прочитайте стихотворение «Наполеон». Какое событие по­служило поводом к его написанию? Какие определения дает Пушкин Наполеону? Как в связи с образом Наполеона трактуют­ся проблемы жизни и смерти, рабства и свободы, роли личности
в истории, презрения к человечеству, изгнанничества, одиночест­ва? Как Пушкин оценивает роль России в войне 1812 года и в развенчании культа Наполеона? Какова, по мнению Пушкина, положительная роль Наполеона в истории и национальном созна­нии России?

6. Прочитайте стихотворение «Узник». Как Пушкин трактует в нем тему свободы и несвободы человека? Каково значение стравнения узника с орлом? Каково значение анафоры в послед­ней строфе стихотворения? Это романтическое или реалистичес­кое стихотворение?

7. Прочитайте поэму «Кавказский пленник». Как в ней проявилось стремление Пушкина создать образ героя времени? Ка­кие романтические черты проявляются в сюжете, характерах героев, художественной структуре поэмы? Какое значение имеет мес­
то действия — Кавказ? В чем трагизм финала поэмы? Как в поэме раскрывается тема свободы и несвободы человека?

8. Прочитайте поэму «Бахчисарайский фонтан». Укажите ро­мантические черты поэмы.

9. Когда была написана поэма «Цыганы»? Почему в ней Пушкин не утверждает, а опровергает романтического героя?

10. Прочитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие философские проблемы ставятся в стихотворении? Каково значение мотивов памяти, любви? Каково отношение Пушкина к жизни и смерти? Оптимистично или пес­симистично звучание стихотворения, почему?

Михайловское. 1824—1826

«К морю» (1824), «Подражания Корану» (1824), «Храни ме­ня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгно­венье...») (1825), «19 октября» (1825), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826); трагедия «Борис Годунов» (1824—1825).

Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыль­чивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца сво­им гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

(«Храни меня, мой талисман...», 1825.)

О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни со­циального или образовательного равенства. Просто силою взаим­ной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер»(1825).

Наши рекомендации