Лекция 21. КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИН

Для изучения пейзажных кар­тин необходимо предварительно вер­нуться к рассмотренным выше по­ложениям и, систематизировав, пред­ставить их в виде следующих те­зисов:

— пространственная структура парка складывается из определен­ных территориальных единиц, клас­сифицируемых по формам рельефа, типам пространственной структуры и составу насаждений;

— в такой интерпретации прост­ранственная структура парка опре-

деленным образом соотносится с географическим ландшафтоведением и лесоведением;

— каждый парковый объект пред­ставляет собой единую композицию, состоящую из своих территориаль­ных единиц — ландшафтных райо­нов, границы которых выделяются не просто по сходству пространст­венных характеристик и физионо­мических признаков, но и по компо­зиционному замыслу и художест­венному образу;

— ландшафтные районы, в свою очередь, составляют серию парковых картин.

Понятия «парковая картина», «пейзажная картина» и «пейзаж» в современной терминологии ланд­шафтного искусства можно считать синонимами.

Пейзажная картина — пейзаж — часть пространства парка, визуально выделенная из общего паркового пространства, условно заключенная в «раму», ограничивающую поле ви­дения, и имеющая определенное ком­позиционное построение. В отличие от картин в пейзажной живописи, парковая пейзажная картина имеет трехмерное пространство и может восприниматься с разных точек. Она занимает определенное простран­ство внутри паркового ландшафта, ограниченное определенными пре­делами и условиями видимости. Ча­сто парковая картина включает в свою композицию элементы других ландшафтных районов и тем самым является средством организации единства композиции парка.

Вместе с терминами «пейзаж» и «пейзажная картина» часто употреб­ляются термины «вид» и «кадр».

Вид — внешность, состояние, об­лик, местность, видимая глазом, или ее изображение. Вид — это то, что человек видит, что попадает в поле его зрения.

Понятие «видовой кадр», или «кадр», появилось с рождением фо­тографии и кинематографа. Оценка воспринимаемых видов стала проводиться с позиций возможностей кадрирования. Границы кадра как рамки картины концентрируют внимание на самом виде, отделяя один кадр от другого. Фотографическое изображение пейзажа становится фотокартиной. И в этом смысле понятия «кадр» и «картина» совпадают. Однако пространственно-оптические возможности фотокадра более ограничены, поэтому в ряде случаев он является только частью картины. Теория композиции в живописи, разработанная в середине XX в., позволила установить общие закономерности в построении композиции в пейзажей изображенных и натурных, а также обосновать единство принципов и средств композиции произведений живописи и пейзажей садов — и парков. Композиция в произведениях живописи строится в зависимости от определяющих ее факторов. По определению Н. Волкова, ими являются: 1) композиционный узел картины, т. е. тот центр, где размещены основные предметы изображения (узел картины не обязательно будет находиться в центре картины); 2) pacчлененность поля зрения, обеспечивающая отделение важных элементов картины друг от друга; 3) целостность поля картины, обеспеченная 1- связью второстепенных элементов картины с главным композиционным узлом. Эти факторы играют одинаковую роль как в композиции произведений пейзажной живописи, так л ив восприятии пейзажа в пространстве.

В ландшафтном искусстве компо­зиционным узлом картины может i быть древесная группа или одиноко стоящее дерево (солитер), плоскость газона, яркое пятно цветника, водная гладь пруда, водопад, ручей, архитектурные сооружения и др. Расчлененность поля зрения картины, так же как и ее целостность, определя­ется всеми этими элементами, однако ведущее место здесь занимают наса­ждения в виде групп, куртин, мас­сивов. Успешное решение задач по формированию картин в парковом пространстве зависит от того, на­сколько их восприятие доступно глазу.

Восприятие человеком простран­ства определяется горизонтальным и вертикальным углами восприятия. А. Кищук классифицирует пейзажи, зрительно воспринимаемые в прост­ранстве, на три типа: простые, слож­ные и панорамные. В качестве исхо­дного измерителя воспринимаемого пейзажа взят горизонтальный угол 28°.

Так, если в поле зрения находит­ся односюжетная пейзажная карти­на (как правило, это картина с одним композиционным узлом), то ее отно­сят к типу простых пейзажей, если двух- и трехсюжетная — к типу сложных. Пейзажная картина слож­ного типа компонуется из 2 или 3 простых картин с разными сюжета­ми, но объединенных одним замыс­лом и образующих единое целое.

Например, вид на Храм дружбы, открывающийся от Старой Сильвии, представляет собой сложную трех-сюжетную пейзажную картину, со­стоящую из 3 простых: 1) Храм дружбы; 2) мостик Росси; 3) р. Сла­вянка с дорожкой вдоль ее берега.

Изображение простого и сложного пейзажей умещается в одном фо­токадре или на одном листе бу­маги (как условном эквиваленте угла 28°).

Третий тип пейзажа — панорам­ный. Для охвата такой картины во всю ее ширину необходимо повернуть голову, т. е. увеличить угол ее вос­приятия. Панорамный пейзаж об­разуют несколько простых или слож­ных пейзажей, взаимоувязанных композиционно, объединенных об­щим замыслом, с более или менее одинаковым сюжетом. Он представ­ляет собой как бы развернутую кар­тину, встречающуюся только в от­крытых пространствах. Изображение панорамы можно получить серией рисунков или фотокадров, сделанных с одной точки.

Размеры пейзажных картин опре­деляются следующими парамет­рами:

L — расстояние от наблюдателя до картины. Учитывая глубину вос­принимаемого пространства, про­ектировщик может определить рас­стояние либо до композиционного центра картины (ее фокуса восприя­тия), либо до переднего плана, ре­же — до заднего (ее фона);

В — ширина картины. Определя­ется боковыми объектами, ограничи­вающими поле видения и являющи­мися рамой или кулисами картины, а также углом обзора. Линия, опре- деляющая ширину картины, как пра­вило, проходит через ее узловые эле­менты или вдоль переднего плана;

а — горизонтальный угол восприя­тия пейзажа. Колеблется в пределах от 15 до 60°. Оптимальным считает­ся 23—28°. В панорамных картинах угол обзора в среднем составляет 80—120°, но может увеличиваться и до 360° (круговая панорама);

Н — высота картины. Определя­ется высотой элементов картины с учетом включения в ее композицию неба и плоскости земли (с газоном, цветником, покрытием) или водного зеркала. Высота картины регулиру­ется вертикальным углом воспри­ятия.

Глубина картины определяется и расстоянием (от наблюдателя до фона) и объемными элементами.

Характер картины определяется ее шириной, глубиной и высотой. В ряде случаев доминирующая роль принадлежит одному из трех пара­метров.

По их соотношению пейзаж­ные картины парковых объектов под­разделяются на большие, средние и малые.

Используя эти данные, можно оп­ределить расстояние между обрам­ляющими элементами (кулисами) и до композиционного центра (фокуса восприятия) пейзажной картины.

Для пейзажных картин, в которых основными компонентами являются древесно-кустарниковые группы, эти параметры определяются пределами художественного влияния группы и характеризуются следующим обра­зом:

большие картины L=10H; a= = 5—15°; В= 100-^300 м;

средние картины L=до ЗН; а= = 16—20°; В=50-М00 м;

малые картины L=;l—2Н; а— = 27—45°; В= 10-f-50 м.

Иногда малую картину с неболь­шой шириной, но глубокой перспек­тивой называют «виста». (Здесь пер­спектива понимается как синоним глубины парковой картины.)

Для хорошего обзора отдельного дерева, древесно-кустарниковой группы или другого вертикального элемента картины расстояние до него должно быть не менее двойной, а луч­ше тройной высоты вертикального элемента картины. Так, при средней высоте группы, равной 20 м, это рас­стояние должно быть минимум 40— 60 м, а с учетом включения перед­него плана и неба — 80—100 м. Рас­стояние между группами, являющи­мися элементами пейзажной карти­ны, должно быть не менее двойного диаметра проекции их крон.

При формировании пейзажей не­обходимо учитывать, что трехмер­ное пространство парка обусловли­вает «перемещение» элементов кар­тин, воспринимаемых при движении по маршруту. Это так называемая динамика пейзажных картин. Вос­принимаемые с одной точки группы, образующие кулисы и фокус воспри­ятия, или центр картины, при воспри­ятии с другой точки могут поменяться ролями.

Парковые картины разделяются по глубине перспектив: короткие — до 50 м, средние — до 100 и дале­кие— свыше 100 м; по их направ­лению — прямые, изогнутые, веерные (веерная перспектива строится на характере показа ряда картин с од­ной видовой площадки, путем рас­членения открытого пространства кулисами из деревьев, кустарников, сооружений и пр.).

Эти виды парковых картин имеют общие композиционные черты или признаки и в то же время свои осо­бенности как в построении (или структуре), так и восприятии.

Парковые перспективы территори­ально разделяются на собственные, внутрипарковые и заимствованные, направленные из парка на окружаю­щие ландшафты (на реку, море, лес и др.). Последние входят в парковый ансамбль, визуально увеличивая пло­щадь парка, обогащая впечатления­ми зрителя. Например, Екатеринин­ский парк в Пушкине, Тростянецкий парк на Украине, Шуваловский парк в Ленинграде и Архангельское в Подмосковье.

Вся парковая территория прониза­на перспективами, каждая из кото­рых имеет ограниченный вид, направ­ленный в сторону завершающей де­тали картины. Например, вход в дет­ский парк завершается в конце ал­леи фигурой Гулливера, выполнен­ной из мозаики.

Длинная поляна (500X40 м) в Ло­моносове, обрамленная пихтами, завершается легким и изящным пар­ковым павильоном Катальной горки.

Перспектива может быть визуаль­ной осью плана, его. доминантой, например центральная перспектива в Стрельне (500 м) с видом на Фин­ский залив или в Архангельском (240 м) с далеким видом на долину Москвы-реки и обратным видом на дворец. Любая перспектива имеет точку обзора, промежуточное прост­ранство и завершение.

Таким образом, мы выяснили фак­торы, определяющие композицию пей­зажной картины, ее пространствен­ные параметры и их размеры. Остает­ся решить вопрос композиционной структуры. Для этого необходимо рассмотреть композиционную струк­туру картин в пейзажной живописи.

Изучение большого количества изображений пейзажей позволило А. Кищук сделать интересные вы­воды.

Прежде всего оказалось, что все разнообразие пейзажей (в живописи и рисунке) строится по определен­ным композиционным схемам, своего рода моделям. Всего было выявлено 17 таких схем-моделей.

Основными средствами построения пейзажа на картинной плоскости являются: ритм, симметрия, асим­метрия, контраст, нюанс, масштаб­ность, пропорциональность, прост­ранство. При этом пространство в композиции играет главную роль: оно является основным фактором об­разования структуры композиции.

Схемы-модели передают структу­ру только простых композиций. В за­висимости от направления простран­ственных планов они могут быть ста­тическими или динамическими.

Статический тип простых компо­зиций включает группу пейзажей и представлен 8 схемами. Простран­ственные планы в них размещаются горизонтально. Вертикальные эле­менты пейзажа — отдельные де­ревья, группы из деревьев и кустар­ников и др.— активно участвуют в композиции картины. (На схемах пространственные планы условно по­казаны горизонтальными линиями, вертикальные элементы — в виде ли­ний и плоскостей.) Размещение вер­тикальных элементов в простран­ственных планах определяет особен­ности каждого пейзажа этой группы.

К динамическому типу простых композиций относятся 3 группы схем. Основу построения композиции в них составляют только пространствен­ные планы, представляющие собой различные варианты треугольных и овальных ходов в глубину (дороги, отроги, горы, береговая линия и др.).

Первая группа динамического типа простых композиций выражена одной схемой. Особенность ее со­стоит в том, что пространственные планы, устремляясь к линии горизон­та, имеют точку схода за пределами картинного поля. Вторая и третья группы этого типа композиции со­стоят каждая из 4 схем. Во второй группе пространственные планы (ходы в глубину) сходятся на линии горизонта в центре или в пределах изображения пейзажа. В 2 схемах третьей группы пространственные планы выражены ходами в глубину овальной формы, а в других к ним присоединяются еще ходы в глубину треугольной формы, размещающиеся в плоскости картины выше линии горизонта.

Путем соединения нескольких про­стых схем в одной картине образуют­ся сложные по структуре композиции 2, 3, 4-схемные (в среднем до 5). При этом вертикальные элементы в динамических пейзажах подчиняют­ся общему направлению простран­ственных планов.

При сопоставлении композиций , натурных парковых пейзажей с изоб­раженными обнаружились общие за­кономерности их построения: 1) цель­ность; 2) выявление главного и вто­ростепенного элементов; 3) ограни­ченность элементов композиции; 4) структурность.

Вместе с тем парковые пейзажи имеют свои особенности, связанные с закономерностями восприятия че­ловеком пространства, его трехмер­ностью, обусловленные прежде всего пространственной организацией пар­ка, наличием простых, сложных и па­норамных типов пейзажей и связан­ных с ними размерами парковых кар­тин (малые, средние, большие). Кроме того, на композиции парковых пейзажей влияют возможность их широкого обзора и отсутствие в на­туре четких рамок картинного поля.

Предложенная классификация позволяет систематизировать про­цесс учета и анализа пейзажных кар­тин на основе их пространственных особенностей как существующих (например, для целей реконструк­ции и восстановления пейзажей в исторических парках), так и заново создаваемых (для новых объектов), и с помощью средств гармонизации (ритма, контраста, нюанса, пропор­ции) формировать композиционно завершенные и эстетически полно­ценные пейзажи.

Наши рекомендации