Краткий словарь по эстетике
Абстракционизм –направление в искусстве 20-х годов, отка-завшееся от изображения реальных предметов в живописи и скульптуре. Основными течениями абстрактного искусства являются супрематизм и неопластицизм, создавшие упорядоченные конст-рукции из линий, геометрических фигур и объемов, а также ташизм, который динамикой пятен стремился выразить стихийность и бессознательность творчества.
Авангардизм– движение в художественной культуре ХХ века, для которого новизна выразительных средств является самоцелью. К нему относятся такие художественные направления, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм.
Аллегория– иносказание, конкретный образ, заменяющий отвле-ченные понятия. Например, изображение чаши и змеи, обвивающей ее,– аллегория медицины.
Ампир– стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искус-стве первых трех десятилетий XIX века. Опирался на художественное наследие императорского Рима. Во времена Наполеона отличался наличием военной эмблематики.
Античная эстетика– эстетическая мысль, развивающаяся в Древней Греции и Риме в период с VII – VI веков до н. э. по V – VI века.
Артефакт– всякий предмет, рассматриваемый в искусстве в ка-честве художественного.
Архитектура– вид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Архитек- тура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются польза и красота, техническое и эстетическое начала. Этот вид искусства использует исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов, включающую выбор архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль той или иной эпохи или национальной культуры.
Ассоциация– связь воспринимаемого образа с представлениями нашего сознания.
Балет– сценическое искусство, которое включает сценарий, му-зыку, хореографию, изобразительное искусство.
Барокко– художественный стиль, начиная с XVIIвека, характери- зующийся пышностью, насыщенностью, обилием композиционных
элементов и динамикой, а также совмещением реальности с ил- люзиями человека.
Безобразное– категория эстетики, выражающая негативную эсте-тическую ценность, служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности.
Бытовая эстетика– одна из сфер проявления эстетического отно-шения к действительности, реализующегося непосредственно в повседневной жизни: его внешнем облике, культуре одежды и поведения, в отношении к вещам, жилищу.
Вдохновение– высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произведений искусства.
Виды искусства– исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.
Вкус эстетический– система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке эстетических впечатлений, способность человека отличать красивое от красивости, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, трагическое от комического.
Возвышенное– категория эстетики, характеризующая эстетичес-кую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.
Возрождения эстетика– эстетическая мысль, сформировавшаяся в период между средневековьем и Новым временем, охватывает XIV – XVI века.
Воображение художественное– способность сознания синтези-ровать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного, духовно-практического освоения мира.
Восприятие эстетическое– способность воспринимать все из окружающей действительности, что, воздействуя на человека, вызывает в нем эстетические чувства и переживания, это не простое зеркальное воспроизведение, а сложный процесс соучастия и 20 сотворчества, в котором участвуют чувства, эмоции, логика, психология.
Вымысел художественный– специфический акт художествен-ного творчества, способствующий конструированию мыслимых и воз-
можных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть.
Гармония– существенная характеристика прекрасного. Сораз-мерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.
Гений художественный– высшая степень творческой одарен-ности в искусстве.
Героическое– категория эстетики, раскрывающая ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению деяния, требующего от человека или группы людей высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности.
Готика– средневековый художественный стиль в западно-евро-пейском искусстве XII – XV вв., характеризующийся устремленностью к небу, острым куполом, вертикальностью линий, стройностью, дополнительной многоцветностью витражей.
Графика –вид изобразительного искусства, связанный с изо-бражением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике, как правило, выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамент. Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.
Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика. Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответ-ствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску).
Гротеск– вид сатиры, где достигается фантастическое по форме или композиции, странное, причудливое, нелепое, эклектичное изобра-жение реального.
Гуманизм– идея, возникшая в истории европейской мысли, осно-ванная на человеческом измерении всех отношений.
Дадаизм– модернистское течение в литературе, изобразительном и театральном творчестве, возникшее почти одновременно (в 1915 –1916 гг.) в Нью-Йорке и Цюрихе. Идеологически движение дадаистов
носило характер протеста против ужасов империалистической
войны, социальных и эстетических ценностей, ее оправдывающих и освящающих.
Декоративно-прикладное искусство– один из видов деятель-ности, представленный в предметах быта, созданных в соответствии с эстетическими потребностями человека и вносящих красоту в повседневную жизнь. Существуют разнообразные технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др.
Дизайн– художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготавливаемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты.
Драма– литературный жанр, одновременно принадлежащий теат-ру и литературе. Спецификой являются сюжетность, конфликтность действия и его деление на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.
Жанр– разделение вида искусства по тематике или структуре произведений, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности.
Живопись –вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная. Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама, панорама. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр.
Замысел –первичная организация накопленного жизненного ма-териала через выявление центральной художественной идеи, проб-лемы интриги, идеальное сознание внешних объектов в памяти, душе художника.
Знак эстетический– понятие, введенное в эстетику в связи с трактовкой художественных процессов с позиций семиотики.
Идеал эстетический– обобщенное представление о должной, совершенной и желаемой эстетической ценности в природе, в жизни человека, в искусстве.
Идейность в искусстве– определенность общественно-полити-ческой позиции художника, сознательная приверженность конкретной
идее или системе идей, ценностных ориентаций, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в художественном произ-ведении.
Изобразительные искусства– это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом
предметном облике.
Импрессионизм– направление в искусстве второй половины XIX– XX веков, представители которого изображали мир в его движении и изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления, глубоко индивидуальные.
Интуиция– чутье, проницательность, непосредственное постиже-ние, внутренний свет, замкнутый внутри индивидуума и не видимый всем, но позволяющий ухватить в предмете эстетического созерцания красоту и совершенство.
Ирония– оттенок комического, в котором отрицание или осмеяние притворно облекается в форму одобрения, основана на иносказании.
Искусство– художественное творчество по законам красоты (литература, архитектура, скульптура, музыка, живопись, театр и другие виды), продуктом которого являются специальные духовные эстетические ценности.
Калокагатия– понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека.
Канон– свод непреложных, неизменных правил, обычно харак-терный для религиозного искусства с его постоянным видением мира.
Катарсис– термин, возникший в античной эстетике, выражает благотворное и очищающее воздействие искусства на человеческую душу, выступает как очищение, как эстетическое наслаждение.
Категории эстетики– основные понятия эстетики, отражающие наиболее общие и существенные связи, отношения эстетических явлений действительности и эстетического сознания, включая искусство. Эстетические категории образовались в ходе исторического развития человечества и отражают основные типы эстетического отношения человека к миру. В них фиксируется содержание нашего эстетического и художественного сознания.
Киноискусство– синтетический вид искусства, возникший на рубеже XIX – XX вв. и объединяющий такие традиционные искусства, как литература, живопись, музыка, театр и др. Первые фильмы братьев Люмьер появились в 1895 году.
Классика в искусстве– художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической
ценностью, служащее образцом для подражания.
Классицизм– художественное направление в европейском искус-стве в XVII – начале XIX вв., важнейшей чертой которого является высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и фор-мам античного искусства как к эстетическому эталону.
Комическое– категория эстетики, отражающая противоречия действительности с позиций эмоционально-критического отношения к ним в свете тех или иных социально-исторических и личностных идеалов, обычно заканчивается смехом.
Композиция– расположение фигур, предметов, цветовых пятен, объемных масс. Посредством композиции художник реализует свой замысел, передает главную мысль работы, свои чувства.
Конструктивизм– направление в советской художественной куль-туре в 20-х гг., выдвигавшее на передний план конструктивно-художественную сторону художественного творчества, стремление реализовать в художественном творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии.
Концептуализм– авангардистское течение в современном искус-стве, сложившееся в 70 – 80-е годы XX века. Характеризуется намеренно демонстративным предъявлением авторской концепции, а также активной игрой с узнаваемыми стилями, штампами речи, массовым сознанием, бытовым поведением, со стереотипами массовой культуры.
Красота– одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение.
Кубизм– одно из проявлений авангардизма, основоположником которого считается П. Пикассо. Существует с начала ХХ века, заклю-чается в геометризации изображаемого.
Культура –специфический способ организации и развития челове-ческой жизнедеятельности, представленной в продуктах мате-риального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к труду, между собой и к самим себе.
Культура художественная –особая область культуры, образо-вавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполнительство и др.
Культура эстетическая– определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности.
Лад –расположение звуков по высоте с интервалом в полтона и тон. Два основных лада – мажорный и минорный.
Лирика– стихотворный жанр, включающий элегию, сонет, оду, мадригал, стихотворение. Предметом выражения в лирике являются внутреннее состояние, переживания и настроение человека.
Литература– письменная форма искусства слова, создающая «художественную действительность», живое бытие образов при помощи эпоса, лирики и драмы.
Манера творческая– последовательно и определенно выра-женные индивидуальные черты художественного творчества, отлича-ющие творения одного художника от творений другого.
Мастерство– высокий уровень владения изобразительно-выразительными средствами и техникой исполнения в каком-либо виде искусства, для которого необходимы соответствующее образование и профессиональные навыки.
Мера– предел, в котором проявляется отношение человека к искусству.
Метод художественный– исторически сложившаяся совокуп-ность принципов эстетического познания и образного воплощения в искусстве. В нем одновременно представлены четыре грани творчества: познание жизни, ее оценка, преображение в образную ткань искусства и создание образного языка искусства.
Миф– древнее народное сказание о легендарных героях, Богах, о происхождении явлений природы.
Мифология– совокупность мифов какого-нибудь народа.
Мода– периодически возникающее и повторяющееся, частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов.
Модернизм– художественное направление XX века, для которого характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира с целью создания «нового искусства». Охватывает множество школ и направлений – имажинизм, футуризм, конструк-тивизм, сюрреализм, экспрессионизм, абсурдизм и др.
Морфология искусства– эстетическая область философии искусства, которая сложилась относительно недавно. Традиционно эта
область предмета эстетической науки сводилась к рассмотрению системы видов искусств. Но сами виды объединяются в семейства и классы искусств, а также дифференцируются на роды и жанры.
Музыка– вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.
Мышление художественное– вид интеллектуальной деятель-ности, направленной на созидание и восприятие произведений искусства, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную практику.
Народность– важнейший принцип художественного творчества и произведений искусства, определяющий их идейно-эстетические качества, гуманизм, служение самосознанию и самоутверждению как отдельного народа, так и всего человечества.
Наслаждение эстетическое– высшая степень удовольствия от какого-нибудь произведения искусства, красоты реальной природы.
Натурализм– художественный метод, сложившийся в западно-европейской и американской культуре последней трети ХIX века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др.
Низменное– категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для общества и личности. Это крайняя степень безобразного, служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или общественных классов, групп.
Новаторство– деятельность создателей произведений искусства, которые осуществляют новые прогрессивные принципы, идеи и приѐмы.
Нонсенс– художественный прием, основанный на нарочитом разрушении смысла повествования или изображения и подстановки вместо него «выворотного смысла» или вообще бессмыслицы.
Образ художественный– специфическая для искусства форма отражения действительности, целостная эстетическая характеристика жизненного явления в произведении искусства, сопряженная с его темой, художественной идеей и выраженная в конкретно-чувственной и эстетически значимой форме.
Оценка эстетическая– способ установления эстетической
ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического
восприятия, обычно выражаемый словами: «Это красиво!», «Это
уродливо!».
Пантомима –особый вид искусства, выразительными средствами которого являются жесты, мимика, телодвижения, пластика тела.
Пафос– понятие, передающее единство мысли, чувства, оценки изображаемого, в котором предстают целостное мироотношение художника, его всеобъемлющая страсть и строй чувств.
Пластика –видимое строение тела, грация, виртуозность как высшая ступень изящества.
Постмодернизм– понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры.
Потребность эстетическая– стремление человека к ритму, гар-монии, пропорции, целесообразности, т. е. стремление к прекрасному.
Преемственность– передача культурного наследия от поколения к поколению. Каждый новый этап в развитии культуры и искусства включает в себя всѐ то, что было приобретено человечеством на предыдущих этапах.
Прекрасное– эстетическая категория, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве.
Произведение художественное– продукт художественного твор-чества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его автора и который отвечает критериям эстетической ценности.
Производственная эстетика– часть эстетики, изучающая спе-цифику эстетической деятельности в системе общественного производства.
Пропорция– закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым.
Реализм– творческий процесс и метод, характерный для худо-жественной культуры европейских стран, согласно которому задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.
Ренессанс в искусстве( от француз. – возрождение ) – этап
развития европейского искусства в XIV–XVI вв. Характерными чер-
тами этого этапа являются возрождения идеалов античной красоты и антропоцентризм.
Ритм– элемент формообразования, передающий движение в искусстве, основанный на повторяемости тождественных или аналогичных компонентов через равные или соизмеримые интервалы в системе художественного пространства и времени.
Рококо– дворцово-орнаментальный стиль XVIII века, наи-более полно выразился в архитектуре и декоративном искусстве. Для рококо характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах.
Романский стиль– преобладавший в архитектуре Западной Европы в X – XIII веках церковно-монастырский и крепостной стиль, призванный возвеличить могущество бога. Характерны округлый купол и массивные стены, толщина которых подчеркивалась узкими окнами и углубленными ступеньками порталов.
Романтизм– широкое идейное и художественное движение в ду-ховной жизни европейского и американского общества, начавшегося на рубеже XVIII – XIX вв., просуществовавшего до 40-х годов XIX века.
Сарказм– ироническое замечание, высказанное с целью обидеть человека или причинить ему боль.
Сатира– особо острая и язвительная форма комедийной критики, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам.
Сентиментализм –направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, характеризующееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно-эмоциональным интересом к окружающему миру.
Символ –образ, замещающий другой образ или подразумевающий более широкий, определенный смысл.
Символизм– европейский интегральный стиль культуры конца XIX – начала XX веков, связавший воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались прежде всего как культурно-эстетическая деятельность.
Синкретизм– нерасчлененное слитное искусство, в котором пляска, пение, музыка существовали в единстве.
Синтез искусств– добровольное соединение, сочетание, орга-нический союз равноправных, окончательно сформировавших-ся, самостоятельных видов искусства.
Скульптура– один из древнейших видов изобразительного
искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX веке возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.)
Совершенство– полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо качества, оптимальность состояния и развития эстетического феномена, выражающаяся в полном соответствии сущности и явления.
Современность в искусстве– обращение художника в своем творчестве к событиям определенного периода времени, очевидцем которого он является.
Содержание– то, из чего состоит предмет, совокупность сущест-венных свойств и внутренних признаков, которые составляют его основу.
Созерцание эстетическое– непосредственно-целостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта.
Сознание эстетическое– форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
Способность эстетическая– совокупность индивидуально-психо-логических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность – эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать новые эстетические ценности.
Средневековая эстетика– этап развития эстетической мысли в V – XV вв.
Стиль в искусстве– эстетическое понятие, указывающее на устойчивую общность идейно-художественных признаков творчества, свойственных определенному ряду художников.
Суждения эстетические– форма эстетического сознания, в кото-рой отражается эстетическое отношение человека к предметам и
явлениям посредством утверждения или отрицания их эстетической
ценности.
Супрематизм– авангардный стиль развития искусства, осново-положником которого является Казимир Малевич.
Сюжет– конкретная совокупность и последовательное развитие событий, поступков и переживаний.
Сюрреализм– авангардистское направление в художественной культуре ХХ века, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.
Талант– степень творческой одаренности в искусстве.
Творчество художественное– создание новых эстетических ценностей, творчество по «законам красоты», присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности, а особенно сфере искусства.
Театр –это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры.
Телевидение– передача на расстояние и приѐм на экран изображения средствами электросвязи и радиосвязи.
Тема– понятие, которое фиксирует связь произведения искусства с действительностью и представляет сущность художественного содержания.
Техническая эстетика– деятельность человека по законам красоты в сфере индустриальной деятельности.
Трагическое– категория эстетики, которая описывает и харак-теризует эстетическое отношение к противоречиям реальной действительности. Конфликт, борьба, столкновение, возникающие на основе, прежде всего общественных противоречий, приводят к гибели положительных сил, но, погибая, они становятся бессмертными. Трагическое соответствует идеалу, в котором утверждаются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие.
Традиция– исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения и создания художественных произведений.
Труд– духовная, волевая, целеустремленная деятельность, связан-ная с творчеством, человеческим добром, красотой.
Трудовая деятельность– важнейший вид общественно значи-
мой активности человека, сфера самых разнообразных связей
между людьми, в том числе имеющих и эстетическое выражение.
Ужасное– явления, вызывающие чувство страха.
Условность– нереальность мира искусства. Условность жизни в искусстве и видение ее с высот идеала. Художественная условность является результатом идеального видения, которое предполагает человеческое начало там, где его нет: в мире природы, космоса и техники.
Фольклор– народная художественно-вербальная культура (комп-лекс словесных, музыкальных, игровых, драматических, хоре-ографических видов народного творчества) и декоративно-прикладное искусство.
Форма– порядок расположения элементов содержания, внутрен-няя организация явления, предмета.
Фотография– вид искусства, основанный на воспроизведении явлений жизни на фотопленке. Данный вид искусства был изобретен в 1839году.
Футуризм– авангардный стиль европейского искусства.
Хореография– вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему, тесно связанный с музыкой.
Художник– творческий работник, профессионал, специалист в одном или в нескольких видах искусства.
Художественная правда– это правда самой жизни, выраженная в произведении средствами и языком культуры.
Ценность эстетическая– особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и другими.
Цирк– вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. 31
Чувства эстетические– специфическая эмоциональная реакция индивида, связанная с глубоким переживанием от восприятия эстетического предмета, которым может быть продукт природы, труда, произведение искусства.
Шедевр– совершенное произведение искусства, внутренняя гармония, единство формы и содержания.
Экспрессионизм– художественное направление в искусстве, сложившееся в Германии в первой четверти ХХ века, для которого главной чертой является обостренно-контрастное видение мира.
Экстравагантное– понятие, характеризующее особое свойство эстетической реальности, которое в завершенном виде находит себя в оригинальном сочетании прекрасного и смешного.
Эмпатия– сочувствие, переживание, способ понимания эмоцио нального состояния других людей.
Эпос– сюжетные произведения, в которых действительность и человеческие судьбы раскрываются более развернуто при помощи повествования в сочетании с монологами и диалогами персонажей. К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка.
Эстетика– философская наука об особенностях чувствен-ного восприятия окружающего мира и об эстетической деятельности человека по законам красоты. Термин был введен немецким философом А. Г. Баумгартеном в 1750 году.
Эстетика Просвещения– этап развития эстетической мысли в XVII – XVIII вв.
Эстетика спорта –отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений.
Эстетика природы– эстетическое начало в деятельности по отношению к природе, ее бережное использовние и ненавязчивое изучение, отношение с природой как живого с живым.
Эстетическаядеятельность– творческий целесообразный как духовный, так и физический труд, обусловленный потребностью человека в красоте и гармонии.
Эстетическое– категория эстетики, определяющая специфику предмета эстетики во всех его проявлениях.
Эстетическое воспитание– формирование определенного эстети-ческого отношения человека к действительности, в процессе которого вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей.
Эстетическое отношение к действительности– бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте - всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.
Эстрада– синтетический вид сценического искусства, объеди-няющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, художественное чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму и т.д.
Юмор– мягкая форма комического, выражающая способность к эстетическому переживанию комических ситуаций, сопровождается дружеским, беззлобным смехом, помогает оптимистически воспринимать жизнь, освобождаться от недостатков, мелочей,
слабостей жизни.
Язык художественный– система материально-изобразитель-ных средств и способов их организации, свойственных определенному виду искусства.