Товарный знак (знак обслуживания). Понятие, виды, характеристика. Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания)
Товарные знаки как таковые они имеют очень давнюю историю применения (ДАЖЕ в древнем мире использовались подобные. Клеймили все подряд :D Особенное коров на жопах :D)
О товарных знаках и знаках обслуживания говорится в ст. 1477 ГК РФ. Как такового определения товарного знака и знака обслуживания не содержится и никогда не содержалось.
!!!До вступления 4 части ГК действовал специальный закон о товарных знаках!!!.
Исходя из нормы Парижской конвенции и Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (1891 года, его пздц много раз пересматривали еще О_О), под товарным знаком и знаком обслуживания понимается – условное символическое обозначение которое размещается на товарах, продукции, упаковке , сопроводительной документации или используется правообладателем иным образом (в рекламе и т.д.).
Товарный знак и знак обслуживания необходимо отличать от сведений об изготовителе товара, а так же о качестве и свойствах товара.
Товарный знак и знак обслуживания они по своему назначению как средства индивидуализации они не различаются между собой. Товарный знак используют те ЮЛ и ИП которые являются производителями товаров. Знак обслуживания это индивидуализация деятельности ЮЛ или ИП которые используют лица которые выполняют работы или оказывают услуги. (что то там раздув идет про мнения верховного суда по этому поводу, но это чисто Алексеевское мнение :D)
Товарный знак и знак обслуживания в общем то как и иные средства индивидуализации сами по себе результатами интеллектуальной творческой деятельности не признаются.
У правообладателя товарного знака и знака обслуживания имеется только исключительное право использовать в своей деятельности эти условные обозначения.
ГК РФ устанавливает, что субъектами охраны товарных знаков и знаков обслуживания признаются:
А) ЮЛ или ИП которые производят товары, выполняют работы или услуги
Б) Правоприемники указанных субъектов
В) Те субъекты которым правообладатель на основании договора передал право на использование товарного знака.
Используются так же как синонимичные понятия – торговая марка, производственная марка и т.д. (типа как метро голден майер где лев был у них знаком таким) :D
Право на использование в своей деятельности товарных знаков и знаков обслуживания является именно правом а не обязанностью ЮЛ или ИП.
Товарный знак используется исключительно по желанию субъекта. Но при этом для возникновения исключительного права необходимо соблюдение формальностей, а именно подачи заявки в роспатент на регистрацию товарного знака, прохождения как формальной экспертизы так и экспертизы по существу. Далее идет регистрация товарного знака в гос реестре, и выдача свидетельства на товарный знак которым удостоверяется как приоритет товарного знака, так и исключительное право правообладателя.
Для охраны, правообладатель по своему желанию может использовать всемирно приняты знак охраны ® (вот такой вот он :D) (переводится как регистрейт :D)
Вместо этого знака правообладатель может использовать такое обозначение как «зарегистрированный товарный знак». Тем самым правообладатель оповещает всех третьих лиц о своем исключительном праве на товарный знак, и соответственно недопустимости его использования другими лицами без разрешения правообладателя.
ГК РФ не устанавливает каких либо жестких требований к содержанию товарного знака. ГК РФ в ст. 1482 устанавливает определенный перечень различный обозначений которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, при этом данный перечень не может быть исчерпывающим, он приводиться как примерный.
Таким образом в качестве товарных знаков могут быть использованы разные обозначения а именно: символьные; в виде цифр, слов, фраз; изобразительные в виде изображений предметов и разных объектов, живых существ; объемные в виде объектов или фигур в трех измерениях; комбинированные в виде композиции, элементов разного характера (например символьных и изобразительных); звуковые, световые и другие обозначения.
При всем при этом ст. 1483 называет основания для отказа в гос регистрации товарного знака и в том числе здесь перечислены определенные запреты относительно того что нельзя включать в товарный знак. Прежде всего это государственная символика, гарантийные клейма и печати.
Действует абсолютный запрет на введение в товарные знаки обозначении противоречащих принципам гуманности, морали, общественному порядку, вводят потребителя в заблуждение в отношении товара и производителя. Обозначения которые являются общепринятыми символами и терминами и т.д. (см. ст. 1483 ГК).
В отношении товарных знаков допускается использование объектов которые пользуются правовой охраной как результаты интеллектуальной деятельности и имеют личные неимущественные права (имя, изображение и т.д.)
Данные объекты могут быть использованы как товарный знак либо как составляющие товарного знака только с разрешения правообладателя.
ГК РФ выделяет так же такие классификации товарных знаков как индивидуальный товарный знак и коллективный товарный знак, а так же обычный товарный знак и общеизвестные товарные знаки.
Индивидуальный товарный знак – это товарный знак исключительным правом на который обладает один субъект.
Коллективные товарные знаки – знаки которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками которые производятся реализуются объединениями ЮЛ. В отличии от индивидуальных товарных знаков, коллективные товарные знаки не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам. Их могут использовать только те предприятия которые входят в соответствующее объединение и производят определенные товары, которые обладают общими характеристиками.
Обычный товарный знак – это знак который используется определенным субъектом.
Общеизвестный товарный знак – ст. 1508 ГК устанавливает, что общеизвестными могут быть признаны товарные знаки охраняемые на территории РФ на основании их регистрации в Роспатенте, а так же товарный знак охраняемый на территории РФ без регистрации, в соответствии с МД РФ, а так же обозначение используемое в качестве товарного знака но не имеющее правовой охраны на территории РФ , при условии что это обозначение в результате их интенсивного использования стали широко известны потребителю на территории РФ в отношении определенного товара.
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется решением Роспатента на основании правил принятых на Ассамблее Парижского Союза по охране промышленной собственности.
Роспатент решая предоставить правовую охрану товарному знаку как общеизвестному должен руководствоваться следующими критериями – степень известности или признание данного обозначения в соответствующем секторе, отрасли экономики. Продолжительность, Регион и степень использования, а так же регион деятельности по продвижению этого знака (реклама, пропаганда, призентации и т.д.), данные отражающие успешную реализацию прав на это обозначение и так же ценность присущую этому товарному знаку.
По каждому конкретному обозначению Роспатент выносит решение в каждом случае отдельно руководствуясь все совокупностью указанных факторов которые бы подстверждали общеизвестность обозначения.
Если Роспатент выносит положительное решение, то товарный знак признанны общеизвестных вносится в соответствующий перечень, а сведения об этом публикуются.
Правовая охрана предоставляется в течение 10 лет но при этом правообладатель может продлять данный срок еще на 10 лет. Заявление о продлении подается правообладателем в последний год действия.
Общеизвестным товарным знакам правовая охрана предоставляется бессрочно.
Заявка на регистрацию товарного знака подается в Роспатент и проходит 2 экспертизы (формальная и по существу).
На стадии формальной экспертизы проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления и всякая другая лабуда.
В пределах экспертизы по существу проверяется именно степень индивидуальности товарного знака.
В общем как и в отношении объектов промышленной собственности – общее правило установление приоритета это по дате подачи заявки.
(что то я залип так что тут немного пропустил- про приоритет читаем сами :D)
Конвенционный приоритет – устанавливает по правилам предусмотренном для изобретений и т.д.
Для товарных знаков специальным правилом установления приоритета является выставочный приоритет.
Суть данных правил заключается в следующем : Субъект открыто демонстрировал товары с использованием обозначения которое он желает зарегистрировать в качестве товарного знака на международных выставках которые проходили в одной из стран участниц Парижской Конвенции.
Для установления приоритета по данным правилом необходимо 2 условия:
1) Демонстрация проходила на международной выставке (статус международной должна иметь
2) Эта демонстрация носила открытый, публичный характер.
Заявитель может воспользоваться выставочным приоритетом в течение 6 месяцев со дня начала этой открытой демонстрации.
В период правовой охраны правообладатель обладает исключительным правом на товарный знак. Правообладатель в любое время может отказаться от дальнейшего использования зарегистрированного обозначения о чем он должен уведомить Роспатент, подав заявление. Правовая охрана автоматически прекращается если правообладатель не использует в своей деятельности.