Буквенная и слоговая системы названия звуков
В настоящее время существует двесистемы названия звуков – буквенная и слоговая. Буквенная система распространена в странах, где основой алфавита был латинский (например, Англия), слоговая же основана на кириллице (Россия).
Обе системы названия звуков появились в эпоху средневековья. Тогда музыкальный звукоряд состоял из звуков ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль, ля, си, именно в этом порядке и расположены буквы латинского алфавита – a, b, c, d, e, f, g, а, h. Слоговая система – ут (позже заменили на более удобный слог до), ре, ми, фа, соль, ля, си – образована первыми слогами строф гимна в честь святого Себастьяна, каждая из которых начиналась от новой ступени музыкального звукоряда.
Слоговая система названия звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (си b).
Буквенная система названия звуков: c, d, е, f, g, a, h, (b).
Для обозначения знаков альтерации применяются следующие приставки:
-is(из)диез; -es(эз)бемоль; -isis(изиз)дубльдиез; -eses(эзэз) дубльбемоль | Исключения: ми b = es, ми bb = eses, ля b = as, ля bb = ases, си b = b, си bb = heses. |
Например, нота до # = cis; ре b = des; фа х = fisis; соль bb = geses.
слоговая | буквенная | Для обозначения октав к буквам добавляются цифры: субконтрактава – А2 , контроктава – A1 , большая октава – прописная буква А, малая октава – строчная буква а, первая октава – а1, вторая октава – а2 , третья октава – а3 и т.д. | |
До, do | C, c (цэ) | ||
Ре, re | Д, d (дэ) | ||
Ми, mi | Е, e (э) | ||
Фа, fa | F, f (эф) | ||
Соль, sol | G (Y), g (гэ) | ||
Ля, la | A, a (а) | ||
Си, si | H, h (ха) | ||
Cи b | B, в (бэ) |
Для записи тональности по буквенной системе (см. тему «Лад и тональность») слово мажор заменяется обозначением dur (дур), минор – moll (моль).
Мажорные тональности пишутся с большой буквы: До # – мажор = Cis – dur, До – мажор = C – dur. Минорные тональности пишутся с маленькой буквы: до b минор = ces – moll, до – минор = c – moll.
Диапазон и регистры
Диапазоном называется общий звуковой объем певческого голоса, музыкального инструмента, звукоряда, мелодии и т.д. Он определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками, которые могут быть исполнены человеческим голосом или музыкальным инструментом. Певцам при подборе репертуара необходимо учитывать диапазон музыкального произведения. Поэтому в начале песни или романса обычно выписывают самый низкий и самый высокий звуки вокальной партии по буквенной системе. Например, обозначение g ~ f2 означает, что самым низким звуком вокальной партии будет нота соль малой октавы, а самым высоким – фа второй октавы.
Диапазон музыкального звукоряда довольно велик и отдельные его участки заметно различаются по характеру (тембру) своего звучания. Такие участки звукоряда, имеющие близкие тембровые свойства, называются регистрами. В музыкальном диапазоне – три основных регистра: низкий, средний и высокий. Например, на фортепиано они включают в себя по три октавы: низкий (басовый) – субконтроктава, контроктава и большая октава, средний – малая, первая и вторая октавы, высокий – третья, четвертая и пятая октавы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Найдите на клавиатуре и запишите по буквенной системе энгармонически равные звуки к следующим:
_____ = _____ = _____ ; _____ = _____ = _____ ; _____ = _____ = _____ ;
_____ = _____ = _____ ; _____ = _____ = _____ ; _____ = _____ = _____ .
2. Определите и запишите по буквенной системе диапазон мелодии произведения по специальности. В каких регистрах расположена мелодия? аккомпанемент? все произведение в целом?
3. Переведите название следующих тональностей с буквенной системы в слоговую:
____-moll = _____________________ _____-dur = _____________________
____-moll = _____________________ _____-dur = _____________________
4. Постройте на нотном стане в скрипичном ключе диатонические и хроматические тоны и полутоны от ноты ______ ↑ и ↓ :
д.1т.↑ д.1т.↓ д.1/2т.↑ д.1/2т.↓ х.1т.↑ х.1т.↓ х.1/2т.↑ х.1/2т.↓
НОТНОЕ ПИСЬМО
Нотное письмо – исторически сложившаяся система записи звуков особыми знаками нотами (nota – в переводе с латинского - знак).
Нотный знак (нота) представляет собой пустой (белый) или затушеванный (черный) кружок или овал. Для обозначения длительности к ним добавляются штилии хвосты, а для связывания коротких длительностей в группы вместо хвостов – ребра.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий и составляющих вместе нотную строку. В начале нотного стана ставится начальная черта, соединяющая все пять линий.
Ноты пишутся на нотном стане на линейках и между ними. Кроме основных линий применяются короткие – добавочные линии для отдельных нот. Они пишутся над или под нотным станом. Счет основных линий ведется снизу вверх, а добавочных верхних - вверх от первой добавочной, нижних - вниз от первой добавочной.