Классификации ступеней лада

1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).

Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.

2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:

Главные – I

IV

V

На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.

Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:

Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.

Название ступеней лада:

dur/moll

I - тоника (основная, главная) Т, t

II - нисходящий вводный тон II

III - медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)

IV - субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s

V - доминанта (доминирующая) D, d

VI - субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)

VII - восходящий вводный тон VII

Мажорный лад

Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.

Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:

Виды мажора:

Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:

1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;

 
 
 
 

2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.

 
 
 
 

3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.

 
 
 
 

Минорный лад

Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.

Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:

Виды минора:

Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:

1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;

 
 
 
 

2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.

Это самый распространенный вид минора.

 
 
 
 

3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора:

 
 
 
 

Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).

Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.

Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.

Мажорное наклонение:   1) ионийский (белые клавиши от до)   2) лидийский (- « - фа)   3) миксолидийский (- « - соль)   Минорное наклонение: 4) эолийский (- « - ля)   5) дорийский (- « - ре)   6) фригийский (- « - ми)

7) Особняком стоит локрийский лад (- « - си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).

Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.

 
 
 
 

Определение лада в данной мелодии:

- найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);

- от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);

- по структуре определить вид лада.

Пентатоника - звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).

В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):

 
 
 
 

Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.

Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;

2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.

 
 
 
 

Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).

 
 
 
 

Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).

 
 
 
 

Целотонный звукоряд состоит только из тонов.

 
 
 
 

Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон - тон

   
   
   
   

ТАБЛИЦА ЛАДОВ

мажорные лады минорные лады
натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½   натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1  
гармонический VI   гармонический VII+
мелодический ↑VI, VII; ↓ нат. мажор   мелодический ↑VI+, VII+; ↓ нат. минор
пентатоника без IV и VII   пентатоника без II и VI  
дважды гармонический II, VI   дважды гармонический IV+, VII+  
лидийский IV+   фригийский II
миксолидийский VII дорийский VI+

ТОНАЛЬНОСТЬ

Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.

В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор - на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.

Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).

Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).

Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.

   
   
   
   

Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.

   
   
   
   

Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.

   
   
   
   

Определение тональности произведения:

1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:

 
 
 
 

2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.

3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.

Наши рекомендации