Классификации ступеней лада
1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).
Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.
2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:
Главные – I
IV
V
На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.
Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:
Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.
Название ступеней лада:
dur/moll
I - тоника (основная, главная) Т, t
II - нисходящий вводный тон II
III - медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)
IV - субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s
V - доминанта (доминирующая) D, d
VI - субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)
VII - восходящий вводный тон VII
Мажорный лад
Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.
Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:
Виды мажора:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:
1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;
2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.
3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.
Минорный лад
Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.
Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:
Виды минора:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:
1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;
2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.
Это самый распространенный вид минора.
3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора:
Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).
Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.
Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.
Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « - фа) 3) миксолидийский (- « - соль) | Минорное наклонение: 4) эолийский (- « - ля) 5) дорийский (- « - ре) 6) фригийский (- « - ми) |
7) Особняком стоит локрийский лад (- « - си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).
Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.
Определение лада в данной мелодии:
- найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);
- от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);
- по структуре определить вид лада.
Пентатоника - звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).
В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):
Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.
Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;
2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.
Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).
Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).
Целотонный звукоряд состоит только из тонов.
Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон - тон
ТАБЛИЦА ЛАДОВ
мажорные лады | минорные лады |
натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½ | натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1 |
гармонический VI– | гармонический VII+ |
мелодический ↑VI–, VII– ; ↓ нат. мажор | мелодический ↑VI+, VII+; ↓ нат. минор |
пентатоника без IV и VII | пентатоника без II и VI |
дважды гармонический II–, VI– | дважды гармонический IV+, VII+ |
лидийский IV+ | фригийский II– |
миксолидийский VII– | дорийский VI+ |
ТОНАЛЬНОСТЬ
Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.
В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор - на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.
Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).
Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).
Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.
Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.
Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.
Определение тональности произведения:
1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:
2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.
3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.