Взаимосвязь рисования лепки аппликации играми детей
Образовательная деятельность как часть воспитательной образовательной работы.
Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей образовательно - воспитательной работы. Поэтому очень важно, что бы она была связана с разными видами деятельности. Об этом говорит сам характер изобразительной деятельности ребенка. В своих рисунках, лепки, аппликациях дети отражают свои впечатления от увиденного, явления окружающий, жизни. Литературных произведений песен. Насколько интереснее и богаче жизнь, разнообразные игры наших маленьких художников, на столько, и ярче будет наше произведения.
Взаимосвязь рисования и лепки, аппликации и конструирования с другими занятиями повышает эффективность воспитательной - образовательной работы, а также вызывает интерес к другим видам деятельности. Тесная взаимосвязь всех ее разделов и видов деятельности помогает развивать у детей наблюдательность, ,любознательности ,мышления, воображения художественного вкуса, а также формированию нравственных качеств ребенка, умения и желания трудится ,доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Осуществления взаимосвязи разных видов деятельности не означает механический перенос в один вид деятельности правил и положений, характерных для других. Например, нельзя на занятиях по рисованию лепки требовать полных ответов на вопрос воспитателя как это происходит на занятиях по развитию речи. Беседа с детьми на занятиях изобразительной деятельности. Должна, у них вызывать интерес к рисованию, лепки должна вызывать положительный отношения к занятию. Формирования требований не связаны с предстоящим процессом изображения, подавляют положительные Эмоции детей. Занятия по изо деятельности должны проходить живо эмоционально с элементами сюрприза сказочности. Процесс обучения должен быть не заметин для детей.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами (Игра художественное чтение, рассказывания, музыкальное занятье и т.д.)нужно проводить постоянно а не от случая к случаю. Ее не заменят так называемые комплексные занятия. Прежде всего следует позаботится, чтобы занятия рисованием лепкой были тесно связаны между собой. Это имеет большое значения для эстетического воспитания детей, развития их изобразительного творчества.
Занятия по изобразительной деятельности детей в свою очередь взаимосвязаны с задачами других разделов воспитательной образовательной работы. В процессе обучение детей изобразительной деятельности воспитатель опирается на их значения, полученные на прогулках экскурсиях, играх инее только в повседневной жизни. Так представления о форме предметов необходимые для создания изображения. Дети получают во время игры, при рассматривании иллюстраций, в процессе наблюдений и т.д.
Например: в уголке природы ребята наблюдали за рыбками, птицами, кормят их. Они по долгу наблюдают за ними как они летают, клюют зерна, пьют воду, плавают. С большим интересам дошкольники слушают рассказы, смотрят мультфильмы, разувают стихи за тем на уроках рисуют, лепят, вырезают, делают аппликации. Полученные детьми знания, помогут им изобразить что либо. Дети пытаются повторить то, как они сидели, ели, плавали, что в тот момент было рядом наблюдаемым объектам.
Взаимосвязь рисования лепки аппликации играми детей.
Игра занимает большое место в жизни ребенка. Для детей дошкольного возраста это, как известно ведущий вид деятельности. В детском саду производятся разные игры: сюжетно ролевые ,игры драматизации, дидактические и подвижные. Каждая игра доставляет детям радость. И если изобразительная деятельность связана с игрой, она тоже становится привлекательной и вызывает не меньший эмоциональный отклик, что положительно сказывается на качестве рисунков и поделок.
Прежде всего, необходимо на занятиях принимать игровые приемы, а также создавать игровые ситуации. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так как действовали бы они. Например ребята становятся художниками и создают картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду игрушки и т.д.. Игровые приемы также можно использовать во всех возрастных группах (они дают положительные результаты в процессе дошкольного обучения). С их помощью создается радостная необычная атмосфера. Повышается интерес детей к знанию, эффективность овладения изобразительными навыками и умениями.
Дошкольники живо и за интересовано понимают предложения веселого петрушки нарисовать ему товарищей, а когда изображения будут готовы с удовольствием наблюдают за тем как игрушечный петрушка «знакомится» с новыми друзьями: «этот петрушка веселый он весело танцует, а этот забавный у него такой широкий костюм, а этот очень красивый». В другом случаи в младшей группе воспитатель разыгрывает следующею ситуацию зверенок( белка, заяц, волк, и т. д.) собрались в гость к куклам, а вот только ехать не на чем воспитатель предлагает детям нарисовать вагончики для зверюшек. Дети с радостью соглашаются
Для рисования в группе уже приготовлены столы (они поставлены в длинный ряд). Дети подходят к столам и каждый стоя рисует свой вагончик (для этого им дают разные краски). Готовые вагончики воспитатель вешает рядами на доске за паровозом нарисованным за ранние. Затем педагог и его помойник рассаживают зверюшек (приклеивают на окошки мордочки животных). Детям это очень нравится.
Подобного рода можно много придумать ситуаций. Вот например ребятам предлагается построить новый дом дети будут архитекторами строителями и вместе из отдельных блоков квартир которые рисует каждый построят большой общий дом. Затем они благоустраивают территорию около дома (рисуют улицу, транспорт, деревья.) Может быть и такая игровая ситуация «оформить уголок природы» сначала дети с воспитателям обсуждают устройство уголка, какие комнатные растения будут там, какие птици будут жить в клетках, где расположен аквариум. Большой лист бумаги это и будет наш уголок природы. Дошкольники приступают к вырезанию объектов для уголка. Затем одна подгруппа назовет комнатные растения, другая готовит клетку с попугаями , а третья делает аквариум и запускает в него рыбок. Изображение по мери готовности помещается на большой лист. Получается красивая картина которая на несколько дней вывешивается в группе в вестибюле.
Занятия проходящие в игровой форме, захватывают детей повышают их эмоциональную отзывчивость способствуют их эстетическому нравственному воспитанию, так как их всех объединяет общие дело стремление получить общею композицию. После окончание работы дошкольники вмести с воспитателем обсуждают общею, композицию.
Рисования лепка и аппликация естественно связано с игрой через игрушку. Предложения нарисовать вылепить или вырезать и наклеить вызывает у детей радость всех возрастных групп. Изображая свою любимую игрушку вновь переживает те добрые и радостные чувства, что и при игре с ней. Он стремится как можно лучше изобразить свою игрушку. Поэтому процесс творчества становится ярко окрашенным . дети старшей группы с удовольствием изготавливают новогодние игрушки в подарок малышам. Так как чувствуют себя взрослыми которым доверили заботу о малышах. Создавая игрушки для украшения елки в своей группе каждый ребенок осуществляет самопричастность к общему делу, а все вмести испытывают радость от того что сами украсили свою группу.
Занятие по изображению игрушек в течении года могут проходить не однократно. Но строится они должны по разному и игрушки предлагаемые для изображения следует разнообразить. Можно предложить всем детям изображать либо какую-то одну игрушку петрушку, неваляшку, Буратино, либо каждому свою «нарисуй свою любимую игрушку» вырежем и наклеим игрушку для магазина. Готовые работы обедняются в общую композицию «Расставим игрушки на полки» и т. п.
Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно ролевая игра. Поэтому связь изобразительной деятельности с такими играми имеет особе значение для воспитания детей, служит обогащению и развитию обоих видов деятельности. Эта связь должна быть разно сторонней. Так, малыши на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией могут что-то сделать для игры: слепить для кукол «угощение» (баранки, конфеты, печенье и т. п.). Создание предметов для игры, оформления игровых помещений и уголков продолжается и в сред ней, и в старшей группах. Однако содержание изображений усложняется. Так, дети могут создавать для кукол не только разнообразные «угощения» посуда предметы обихода. Это повышает интерес ребенка к изобразительной деятельности, вызывает стремление выполнить поделку как можно лучше. Изобразительная деятельность обогащается новым содержанием. В свою очередь обогащается и развивается игра.
Изображать ход игры, игровые образы для детей значительно интереснее, чем просто рисовать вырезать и наклеивать что то. То что пережил ребенок в игре помогает окрасить его художественную деятельность положительными эмоциями. Он старается отобразить свои игры в рисунках полнее и разнообразнее. А задача воспитателя помочь ему в этом.
Известно, что содержание детских игр определяется их впечатлениями, полученными из разных источников, и чем богаче впечатления, тем интереснее игра и тем оригинальнее творчество.
Большие возможности в решении задачи всестороннего воспитания заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации и конструирования с игрой-драматизацией. Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений. Дети должны иметь представления о литературных героях, чтобы передать в игре их характеры, действия и поступки. Многое для игр-драматизаций дошкольники могут подготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски. Это повышает активность детей, развивает у них воображение, вызывает положительное отношение к игре. А предложение воспитателя нарисовать, создать аппликационную картину о том, как они играли, вызывает живой интерес к занятиям изобразительной деятельностью, способствует развитию детского творчества. Темы таких занятий можно формулировать по-разному:
«Нарисуйте, как мама-коза спасла своих семерых козлят, и они все радуются, пляшут» и т. д.
Связь изобразительной деятельности с игрой-драматизацией может осуществляться начиная со средней группы. В играх-драматизациях и в рисовании, лепке, аппликации перед детьми ставится задача: передать образы животных - персонажей литературных произведений. Для этого ребята должны хорошо представлять себе внешний вид и повадки животных. Получить такие представления помогут наблюдения, рассматривание изображений животных в детских книгах, чтение рассказов о них, создание их словесного портрета, передача их поз, движений во время игр-драматизаций. А перед изображением животных на занятиях изобразительной деятельностью необходимо вспомнить внешний облик животного, его повадки и движения.
С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли. Сюжеты таких игр («Караси и щука», «Гуси Лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.) просты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликации. А характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мышки убегают от кошки. Задача изобразить нескольких рыбок, птиц вызывает у детей желание.
В процессе дидактических игр дошкольники получают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, строении, величине и т. д., приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий их представления об окружающей жизни. Все это способствует развитию детского творчества. Вместе с тем и сами дидактические игры могут стать содержанием изображения. Дети с интересом изготавливают дидактические материалы к играм «Домино», «Лото», «Парные картинки». Даже картинки-метки на шкафчиках, например, старшие дети могли бы сделать сами. Это очень полезно и с точки зрения воспитания самостоятельности, и с точки зрения трудового воспитания.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению детей с природой, развитию речи, музыкальными занятиями