Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности

Разрешением любого неустойчивого аккорда является один из аккордов тонической функции - T53, T6, или T64, поскольку это единственная функция, состоящая только из устойчивых ступеней (I, III, V). Но в музыке не всегда сразу после неустойчивого аккорда звучит устойчивый (прямое разрешение), иногда встречается последовательность из нескольких неустойчивых аккордов (эллипсис) или разрешение неустойчивого аккорда в тоническую функцию через другой неустойчивый аккорд (внутрифункциональное разрешение).

1) Прямое разрешение – разрешение неустойчивого аккорда сразу в тоническую функцию. При разрешении септаккордов необходимо соблюдать следующие правила: если один из звуков септаккорда является устойчивым, то при разрешении он остается на месте; остальные голоса разрешаются с обязательным голосоведением – прима и терция септаккорда движутся вверх до ближайшего устойчивого звука, квинта и септима – вниз. Если в четырехзвучном аккорде есть секунда (два соседних звука), то это одно из обращений септаккорда, верхний звук этой секунды всегда будет примой аккорда. В основном виде септаккорда, когда его звуки расположены по терциям, примой аккорда является нижний звук.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Внутрифункциональное разрешение – разрешение через другой неустойчивый аккорд в тоническую функцию. Например, II7 и VII7 и их обращения разрешаются в тонику через D7 и его обращения по следующей схеме:

Схема внутрифункционального разрешения II7 и его обращений   Схема внутрифункционального разрешения VII7 и его обращений
  Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru 7     Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru 7  
Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru 65   Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru 2   65
  43       Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности - student2.ru 43  
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды нонаккордов в тональности

Из нонаккордов в тональности применяется почти исключительно D9 – доминантовый нонаккорд. Если его крайние звуки образуют интервал б.9, то он называется большой доминантовый нонаккорд, если же между его крайними звуками интервал м.9 – малый доминантовый нонаккорд. При разрешении нона аккорда всегда движется на секунду вниз, остальные звуки аккорда разрешаются так же, как и в D7. Еще реже встречается субдоминантовый нонаккорд - S9.



 
 
 
 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие септаккорды применяются в тональности?

2. На каких ступенях они строятся?

3. Назовите виды разрешения септаккордов в тональности.

4. Каковы правила голосоведения при прямом разрешении?

5. Какие септаккорды могут разрешаться внутрифункционально? Расскажите о схеме их разрешения.

6. В тональностях до двух знаков при ключе постройте и сыграйте изученные септаккорды с обращениями. Постройте их в нотной тетради и выполните все возможные виды разрешений.

7. Какой нонаккорд чаще других применяется в тональности? Какие ступени в него входят? Постройте и сыграйте его в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре. Сделайте вывод о структуре аккорда в разных вида мажора и минора.

ТАБЛИЦА ПОСТРОЕНИЯ АККОРДОВ

И ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ В ТОНАЛЬНОСТИ

dur (гарм.) moll (гарм.)

I T35, S64, II2    
II II7, D64, D43, VII65 ум. 5  
III T6, III35 ум. 4 ув. 5
IV S35, II65, D2, VII43   ув. 4
V T6464), D35, D7    
VI S6, II43, VII2, VI35 ув. 2, ув. 4, ув. 5 ув. 2
VII D6, D65, VII7 ум. 7 ум. 4, ум. 5, ум. 7

СТРУКТУРА АККОРДОВ (интервальный состав):

1) трезвучие 35 = 3 + 3

2) секстаккорд 6 = 3 + 4

3) квартсекстаккорд 64 = 4 + 3

4) септаккорд 7 = 3 + 3 + 3

5) квинтсекстаккорд 65 = 3 + 3 + 2

6) терцквартаккорд 43 = 3 + 2 + 3

7) секундаккорд 2 = 2 + 3 + 3

Удвоения в аккордах

В аккордовых последовательностях часто сочетаются 3 и 4 звучные аккорды (трезвучия с обращениями и септаккорды с обращениями). Для ансамблевого исполнения аккордовых последовательностей в трехзвучных аккордах часто удваивают один из звуков:

- в трезвучиях всегда удваивается прима аккорда;

- в секстаккордах – прима или квинта аккорда;

- в квартсекстаккордах – квинта аккорда.

 
 
 
 

Наши рекомендации