Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности
Разрешением любого неустойчивого аккорда является один из аккордов тонической функции - T53, T6, или T64, поскольку это единственная функция, состоящая только из устойчивых ступеней (I, III, V). Но в музыке не всегда сразу после неустойчивого аккорда звучит устойчивый (прямое разрешение), иногда встречается последовательность из нескольких неустойчивых аккордов (эллипсис) или разрешение неустойчивого аккорда в тоническую функцию через другой неустойчивый аккорд (внутрифункциональное разрешение).
1) Прямое разрешение – разрешение неустойчивого аккорда сразу в тоническую функцию. При разрешении септаккордов необходимо соблюдать следующие правила: если один из звуков септаккорда является устойчивым, то при разрешении он остается на месте; остальные голоса разрешаются с обязательным голосоведением – прима и терция септаккорда движутся вверх до ближайшего устойчивого звука, квинта и септима – вниз. Если в четырехзвучном аккорде есть секунда (два соседних звука), то это одно из обращений септаккорда, верхний звук этой секунды всегда будет примой аккорда. В основном виде септаккорда, когда его звуки расположены по терциям, примой аккорда является нижний звук.
2) Внутрифункциональное разрешение – разрешение через другой неустойчивый аккорд в тоническую функцию. Например, II7 и VII7 и их обращения разрешаются в тонику через D7 и его обращения по следующей схеме:
Схема внутрифункционального разрешения II7 и его обращений | Схема внутрифункционального разрешения VII7 и его обращений | |||||
7 | 7 | |||||
65 | 2 | 65 | ||||
43 | 43 |
Виды нонаккордов в тональности
Из нонаккордов в тональности применяется почти исключительно D9 – доминантовый нонаккорд. Если его крайние звуки образуют интервал б.9, то он называется большой доминантовый нонаккорд, если же между его крайними звуками интервал м.9 – малый доминантовый нонаккорд. При разрешении нона аккорда всегда движется на секунду вниз, остальные звуки аккорда разрешаются так же, как и в D7. Еще реже встречается субдоминантовый нонаккорд - S9.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Какие септаккорды применяются в тональности?
2. На каких ступенях они строятся?
3. Назовите виды разрешения септаккордов в тональности.
4. Каковы правила голосоведения при прямом разрешении?
5. Какие септаккорды могут разрешаться внутрифункционально? Расскажите о схеме их разрешения.
6. В тональностях до двух знаков при ключе постройте и сыграйте изученные септаккорды с обращениями. Постройте их в нотной тетради и выполните все возможные виды разрешений.
7. Какой нонаккорд чаще других применяется в тональности? Какие ступени в него входят? Постройте и сыграйте его в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре. Сделайте вывод о структуре аккорда в разных вида мажора и минора.
ТАБЛИЦА ПОСТРОЕНИЯ АККОРДОВ
И ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ В ТОНАЛЬНОСТИ
dur (гарм.) moll (гарм.)
I | T35, S64, II2 | ||
II | II7, D64, D43, VII65 | ум. 5 | |
III | T6, III35 | ум. 4 | ув. 5 |
IV | S35, II65, D2, VII43 | ув. 4 | |
V | T64 (К64), D35, D7 | ||
VI | S6, II43, VII2, VI35 | ув. 2, ув. 4, ув. 5 | ув. 2 |
VII | D6, D65, VII7 | ум. 7 | ум. 4, ум. 5, ум. 7 |
СТРУКТУРА АККОРДОВ (интервальный состав):
1) трезвучие 35 = 3 + 3
2) секстаккорд 6 = 3 + 4
3) квартсекстаккорд 64 = 4 + 3
4) септаккорд 7 = 3 + 3 + 3
5) квинтсекстаккорд 65 = 3 + 3 + 2
6) терцквартаккорд 43 = 3 + 2 + 3
7) секундаккорд 2 = 2 + 3 + 3
Удвоения в аккордах
В аккордовых последовательностях часто сочетаются 3-х и 4-х звучные аккорды (трезвучия с обращениями и септаккорды с обращениями). Для ансамблевого исполнения аккордовых последовательностей в трехзвучных аккордах часто удваивают один из звуков:
- в трезвучиях всегда удваивается прима аккорда;
- в секстаккордах – прима или квинта аккорда;
- в квартсекстаккордах – квинта аккорда.