Древнейшие истоки русской художественной культуры
Археологические открытия последних лет свидетельствуют, что еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.
Древнерусское искусство — искусство X—XVII веков — формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально-экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточнославянских племен. Но об искусстве восточных славян, которое в свою очередь находилось в контакте с художественной культурой античных колоний Причерноморья, мы можем судить лишь по неполным археологическим данным и косвенным упоминаниям в письменных источниках. Достоверно известно, что в дофеодальный период языческие храмы-святилища, построенные из глины и дерева, украшались резьбой и росписью.
Сохранившиеся памятники тех далеких времен говорят нам о существовании скульптуры (она почти вся была уничтожена с введением христианства как принадлежность отживающего идолопоклонства). Высокий уровень развития прикладного искусства обнаруживают, например, ювелирные изделия из бронзы и серебра, которые искусно украшались геометрическим, зооморфным (изображением людей, зверей и птиц) и растительным орнаментами.
Христианское вероучение рассматривает храмовое сооружение как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, например, формируясь в иконостасы, выступает в качестве непосредственного слагаемого архит. сооружения.
Древнейшие истоки русского искусства уходит своими корнями в глубины I тысячелетия н. э., в те времена, когда по Восточной Европе передвигались многочисленные славянские племена.
Древнейшие из известных памятников восточнославянского искусства относятся к III — VI вв.
Прикладное искусство восточных славян известно нам гораздо лучше, чем другие формы их художественного творчества. Оно было самым массовым и оказалось наиболее стойким в борьбе с христианской идеологией, сумев донести некоторые свои черты до сегодняшних дней. Фибулы и подвески, браслеты и височные кольца, предметы быта и игрушки, посуда — все эти изделия в руках народных мастеров нередко становились подлинными произведениями искусства. Их декоративные элементы были тесно связаны с господствовавшим языческим мировоззрением.
Культовые изваяния славян не имели унифицированной «иконографии». Каждый памятник такого рода обладает какими-то своими индивидуальными чертами. Идолы могли быть погрудными или в рост. Чаше же, видимо, изображалась одна голова на длинном деревянном или каменном древке-столпе, как об этом сообщают средневековые арабские писатели.
Самая знаменитая из восточнославянских скульптур - Збручский идол IX— X вв., поставленный на холме над рекой Збруч, на границе племен волынян, белых хорватов, бужан и тиверцев. Это стесанный на четыре грани большой каменный столп, каждая сторона которого покрыта барельефными изображениями, когда-то раскрашенными. Верхний ярус занимают фигуры богов и богинь с одинаковыми безбородыми лицами, длинными волосами, но с различными атрибутами. Характерно, что самой важной чертой могущества божества славян-земледельцев является дарование изобилия, символизированного рогом в руке одной из фигур.
Конструкция и архитектура языческих святилищ были весьма разнообразны, но до сих пор они плохо изучены. Небольшое святилище, по-видимому, женского божества, раскопано на реке Гнилопять под Житомиром. Оно представляет собой вытянутую с севера на юг и углубленную на полметра в материк ровную плошадку причудливой формы, на которой просматриваются контуры женской фигуры.
Славянская колонизация дала мощный толчок развитию производительных сил края. Славяне несли с собой более высокий уровень общественных отношений и более прогрессивные способы хозяйства, прежде всего земледелия, которое стало основным занятием населения. Глубокие исторические традиции древнейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся худ. и конструктивных особенностей.
В 9-10 в. зодчество стало развиваться по новому руслу. Расширение внешних связей познакомило Древнюю Русь с арх-рой других стран. Из укреплений и поселений развивались города. С конца 9-начала 10 века стали развиваться каменные крепостные стены (Изборкс, Старая Ладога). Доминанта – Кремль. В распространении на Руси каменной монументальной арх-ры огромную роль сыграли византийские мастера.
Византийское зодчество еще в VI веке создало классический тип крестово-купольного храма. Его основой является прямоугольник с четырьмя столпами, несущими главу и членящими внутреннее пространство здания на девять частей. Примыкающие к подкулольному квадрату и крытые полуциркульными сводами ячейки образуют крестообразную основу плана: угловые части перекрывались купольными и полуциркульными сводами. С востока примыкали граненые или полукруглые помещения алтаря, жертвенника и дьяконника — апсиды. Алтарь отделялся невысокой преградой (зачаток позднейшего иконостаса). В западной части храма устраивалось помещение второго яруса — хоры, открытые в помещение для молящихся. Внутри храм богато украшался мозаикой и фресками, поражал отделкой полов, панелей и входов полированным камнем и инкрустацией, рельефная резьба по камню и драгоценная утварь завершали синтез всех видов искусств.
Самый ранний из сохранившихся храмов Новгорода – собор Святой Софии (1045-1050). Строгий силуэт храма увенчан пятью куполами. Первоначально стены храма не были оштукатурены, поэтому облик этого сооружения был мощным и суровым.
Во второй половине 12 века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных сооружений появляются небольшие по величине и скромные по внешнему виду храмы. Решительно изменился и интерьер храма – внутреннее пространство храма стало более целостным и менее расчлененным. А снаружи храм становится монолитнее и проще.
Снаружи храм также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидном ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества, в новгородской архитектуре с конца 12 до начала 16 века совершенно исчезает.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Внутри 4-ре столба поддерживают купол.
Особенная система кладки из чередующихся рядов камня и кирпича продержались в Новгороде до 13 века.
( Храм Покрова на Нерли – 1165 г., - резьба по камню на фасадах)
Уникальный ход развития культуры и искусства владимиро-суздальского княжества был прерван нашествием монголо-татар. К сожалению, в последующие годы традиции этого княжества не смогли возродиться, особенно это относиться к рельефному архитектурному декору.
Но это не мешает заявить о том, что культура и искусство Древней Руси были самобытными и величественными.