Эволюция празднеств и зрелищ в России
ТЕМА 2 АНИМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ: ИСТОРИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ.
Если всмотреться, то можно увидеть, что культура как неотъемлемая характеристика человеческого сообщества воплощается в игре и сейчас.
Колизей, амфитеатры, ипподромы в Римской империи, турниры и церемониальные шествия в Средневековье, праздничные карнавалы и маскарады Ренессанса, стиль барокко и рококо в Европе, парады модного костюма и париков - вот те немногие новые формы, которые вошли в европейскую культуру в минувшие века.
Античность
Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа.
По народным празднествам, т.е. по одному из самых массовых и демократичных искусств, мы можем судить о стране, об эпохе, о народе. Сопоставление массовых празднеств разных времен и народов подтверждает это.
История массовых праздничных действ насчитывает около 30 веков. Родились они в Древней Греции и отличались необычайной красочностью, массовостью и превосходной организацией.
Первыми празднествами можно считать Дионисии.Дионис стал не только символом вина и плодородия, но и символом народного празднества, народного веселья и театральных представлений. По существу же Дионисии — это праздник весны, плодородия, здоровья.
Он сопровождался торжественными шествиями через весь город, и культовыми церемониями, целая серия состязаний музыкальных, спортивных, хоровых и, наконец, только в заключении — состязаний драматических.
Существовало четыре ежегодных праздника Диониса.
Малые (Сельские) Дионисиив декабре — январе были приурочены к первой пробе молодого вина. В эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т.д.
Второй праздник Диониса — Линей(январь — февраль) сходен по характеру с первым, но проводился он значительно торжественнее — в самих Афинах — и продолжался несколько дней. Линей характерен тем, что здесь впервые стали происходить театральные состязания, ставшие составной частью народного празднества.
Третий праздник Диониса — Анфестерий(февраль — март) продолжался 3 дня. Первый день был посвящен детям: с утра все спешили на площадь, где в этот день открывался рынок игрушек.Все дети получали подарки, и город был заполнен звонким смехом детей, радостью, играми. Во второй день праздника по Афинам ходили горожане, устраивая импровизированные процессии ряженых - сатиры, нимфы, вакханки. Последний день праздника носил совершенно иную тональность: он посвящался памяти усопших.
Самым главным был четвертый праздник Великих Дионисий(март).
В первый из семи дней Великих Дионисий праздничное шествие заполняло весь город. На четвертый день Великих Дионисий в огромном циркообразном театре Диониса открывались трехдневные драматические состязания. По традиции они начинались под звуки труб торжественным прологом, всегда носившим политический и общественный характер: в нем участвовали герои войны и граждане, совершившие подвиги на благо отечества. После пролога звуки труб возвещали о начале спектакля. Эти спектакли театра Диониса являлись кульминацией народных празднеств, ими заканчивались Великие Дионисии, вошедшие в историю культуры как первые массовые праздники с организованной анимационной программой.
В эти веселые дни кредиторам запрещено было преследовать должников, судьям — провинившихся. Аресты на время праздников были также запрещены, и даже преступников выпускали из заточения на поруки.
Когда по окончании Великих Дионисий созывалось народное собрание, подводящее итоги празднеств, то утверждались народным собранием имена победителей, отмечались заслуги устроителей и организаторов праздника. Участники собрания отдавали дань афинской государственной администрации, награждая отличившихся венками, воздвигая в их честь статуи.
Еще в Древней Греции проводились Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа. История Олимпийских игр уходит к IV в. до н. э.
Игры проводились в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное значение, Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Священный мир охранял всех гостей и участников игр от нападений во время празднества при приезде и отъезде.
Постепенно Олимпийские игры стали организовываться и в других городах Греции.
С ростом числа греческих полисов, участвовавших в них, увеличением продолжительности с 1 до 5 дней.
Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные — спортивным состязаниям мужчин и мальчиков.
Спортивная программа включала в себя атлетические (бег, пятиборье, борьба, кулачный бой) и конные соревнования (колесничный бег и скачки). Выступать могли лишь полноправные граждане греческих полисов, позднее также римляне. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и других условий участниками Олимпийских игр могли быть только зажиточные греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане. Женщины не допускались к месту проведения Олимпийских игр.
С расширением спортивной программы требовалось значительное расширение инфраструктуры городов, связанной с питанием и размещением участников и гостей. Для участников сооружались палатки для тренировок, много строилось и палаток для размещения гостей. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. В городах, принимавших Олимпийские игры, развивалась сеть различных услуг для гостей и участников, реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей.
Победители соревнований — олимпионики — награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии.
Олимпийские игры сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей. Геродот здесь впервые читал вслух свою «Историю».
Люди того времени охотно посещали массовые зрелищные мероприятия. Под открытым небом стали обустраиваться каменные сооружения — театры. В V— IV вв. до н.э. такие места для зрелищ были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне Акрополя и вмещал до 17 тыс. зрителей.
Древний Рим известен нам фразой «хлеба и зрелищ!»
Первый каменный театр в Риме был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В римских театрах ставились греческие трагедии и комедии, римские авторы также любили сочинять пьесы для театра.
В I в. в Риме был построен сохранившийся и поныне величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей.
В Древнем Риме зрелища проводились ежегодно, и ни один из императоров не жалел на них денег. Да и во времена республики в течение года было семь игр, которые длились до 2 мес. Празднества, устроенные римским императором Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. На первом месте по зрелищности и популярности стояли гладиаторские бои, на втором — театр.Музыкальные состязания, заимствованные у греков, не были в Риме особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня, во время праздников ночное небо Рима нередко окрашивалось светом от представлений с иллюминациями.
После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно было увидеть все сословия и все народы. Патриции, а также военная знать могли возлежать в своих ложах на мягких подушках, наблюдая кровавые бои на арене. В перерывах публика получала из рук служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов сменялись поединками гладиаторов с львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV в.
В ряду массовых зрелищ, продолжающих эту линию, стоят и римские триумфы.Это были массовые традиционные парады, парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя.
Триумфывсегда были связаны с победами над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу, могущество, мужество ее боевых легионов, это был парад-спектакль, где использовались музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация. Центральной фигурой был триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов — театрализованный военный парад, являющийся одним из основных звеньев массового спектакля.
Средневековье
Местом сосредоточения общественной и религиозной жизни города в Средневековье была площадь, где стояли рядом церковь и ратуша. В определенные дни площадь становилась шумным рынком, где собирался буквально весь город и куда съезжались люди из дальних окрестностей. Рынок был не просто торговым предприятием. Рынок становился местом всевозможных зрелищных развлечений. На средневековом рынке в честь знаменательного события или праздника, превращенных в ярмарку, зародились ростки профессионального анимационного искусства — в сатирических песенках, акробатических трюках и танцах, исполняемых на ярмарке жонглерами, универсальными актерами-одиночками, предшественниками славного племени артистов театра и эстрады.
На городской площади выступали и импровизаторы, по предложению зрителей мгновенно сочинявшие стихи на любую тему и любым размером (предшественники эстрадных буримистов). Искусство жонглеров, сказителей, импровизаторов впоследствии вошло в Карнавал.
Карнавал — это народное действо, уходящее своими корнями в древние фольклорные обрядовые игрища. Центром возникновения карнавала считается Венеция.
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Все происходящее во время шествия носило подчеркнуто игровой, гротескный характер. Его участниками обязательно были шуты и ряженые.В каждом городе карнавал развивался по определенному сценарию.
Начиная с XI в. городские праздники приурочивались к дням кануна Великого поста. Однако точных сроков празднеств не было, и они время от времени стихийно возникали на улицах и городской площади.
Карнавалы достигли расцвета в XIV—XV вв., когда они собирали немало участников и гостей.
Венецианский карнавал — массовый народный праздник, полный ярких красок, музыки и танца. К XIII в. основными компонентами карнавала стали процессии, игры, акробатические и спортивные показы и, наконец, маски. Эти компоненты остались и по сей день основными слагаемыми данной разновидности массового праздника. Венецианские праздники представляли собой важный фактор политической и общественной жизни республики.
М. Бахтин отмечает, что веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы.
Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освящали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то карнавал "был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону. Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время карнавал люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий. "Тема рождения нового обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания". В гротескной образности карнавала всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): "этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды".
Возрождение
Своеобразие в карнавальное празднество внес XV в.
В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа.
Появились мимы, жонглеры, буффоны. Буффоны — те же шуты, основа искусства которых — злободневная сатира на городской быт и нравы. Игры, потехи, забавы буффонов носят народный, плебейский характер.
В XVI в. на карнавальном празднестве возникает одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения — комедия дель артеили комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. (сценарный театр, театр импровизации).
Комедия дель арте несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству.
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII вв., оказав при этом ключевое воздействие на дальнейшее развитие всего западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства и где впервые присутствовали элементы режиссуры.
Существовали «Праздники дураков». Шутовские общества еще в XV в. создали особый комедийный жанр драматургии — соти(дурачество). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, чем к театральному спектаклю. Откуда же взялся столь необычный праздник и такое странное название? Корни его уходят в далекое прошлое: ведь человек, каким бы взрослым и мудрым он не казался, в душе всегда остается немного ребенком и испытывает определенную потребность "подурачиться", забыв о мирских заботах и бытовых проблемах.
Представления и розыгрыши, имевшие место на этом празднике, как правило, высмеивали церковные обряды, священников, аристократию и короля. Люди в шутку переодевались в церковные одежды, проводили шуточные церковные службы, умело пародируя местных представителей церкви. По сей день очень известным является персонаж шута в характерных одеждах, колпаке, с шуточным жезлом в руках, по сути, он представлял собой веселую пародию на глупого и безрассудного монарха ведущего непонятные разговоры с самим собой и веселящего окружающих.
В этот день было принято дарить смешные подарки, притворятся другими людьми или животными, рабы могли изображать господ, а значимые аристократы могли на время превратиться в простолюдинов. Во многих культурах того времени были праздники, связанные с переодеванием и масками, когда люди меняли свой облик, выдавая себя за кого-то другого, в такие дни люди проявляли черты характера и совершали поступки совершенно им не свойственные в обыденной жизни.
В конце февраля в Индии отмечался очень забавный праздник Холи, который также называли праздником цвета. В этот день люди выходили на улицы и, словно маленькие дети, кидали друг в друга разноцветной пудрой, причем продолжалось это буйство красок целый день, и под вечер многие были покрыты всевозможного цвета пудрой с головы до пят.
Это был веселый религиозный фестиваль-бурлеск, когда христианская месса превращалась в своеобразный фарс. Нужно отметить, что этот праздник организовывался отнюдь не врагами Церкви, а скорее самыми благочестивыми членами клира. Он обычно проходил в середине декабря и длился несколько дней.
В начале празднества самые высокие иерархические чины — епископы и архиепископы — передавались представителям низшего слоя клириков, нарушая тем самым все принятые церковные законы. Эти люди получали облачения, соответствующие их высокому сану, и вели себя так, словно они на самом деле важные церковные «шишки». Им вручались пастырские посохи и предоставлялось право на торжественное благословение прихожан.
Проводимая ими месса в городском соборе, однако, не имела ничего общего с нормальной церковной службой Это была обманная месса, на которой ненастоящему епископу прислуживали ненастоящие священнослужители в женских одеждах. Вместо обычных торжественных молитв в храме распевали похабные песенки, а вокруг алтаря водили веселые хороводы.
Во время этой невероятной церковной службы клирики вели себя так, словно они не в храме, а где-нибудь в харчевне, так как они на ходу проглатывали горячие сосиски и на алтаре играли в карты. Вместо обычного ладана в храме жгли старую обувь.
Хотя неоднократно предпринимались усилия с целью наложения запрета на подобный обычай, он все равно пользовался громадной популярностью как среди верующих, так и у клира, и поэтому дожил в Европе до эпохи Реформации. Еще в 1645 году во Франции в некоторых монастырях отмечался «праздник дураков». Вот как его описывал один автор: «Участники держали в руках священные книги вверх тормашками и притворялись, что читают их через очки, в которых вместо стекол были вставлены кусочки какой-то странной кожуры; при этом они что-то мямлили, путая слова, и издавали такие дикие, смешные, глупые и неприятные вопли, поднимали такой ужасный визг, что казалось, это не люди, а стадо разъяренных свиней».
Эпоха Просвещения
Издавна в Европе были известны праздники на воде— феерические зрелища, которые пользовались большой популярностью у знати. Они устраивались в европейских столицах или их окрестностях в XVII — XIX вв. В качестве примера можно привести праздник в Лондоне на Темзе. Король с приближенными плыл по реке на небольшом корабле. Его сопровождал корабль, где оркестр под управлением немецкого композитора Г.Ф.Генделя исполнял только что сочиненную композитором пьесу. Премьера нового произведения Г. Ф. Генделя состоялась посреди Темзы, за что и получило название «Музыка на воде».
В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. И это наиболее ощутимо во времена общественного подъема, рожденного революцией. Выйдя из круга отчужденности, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории.
Во Франции 14 июля 1790 г. состоялся праздник Федерации. В своеобразном прологе артисты и сводный хор исполнили в соборе Нотр-Дам кантату «Взятие Бастилии» М.-А.Дезожье. Основным местом Действия этой первой революционной торжественной церемонии избрали Марсово поле. Здесь специально для праздника по решению городских властей самим народом было выстроено сооружение «Алтарь Отечества», который венчала надпись: «Народ, Законы, Отечество, Конституция», устроены специальные площадки для сводных военных оркестров и хоров, установки для орудий.
Батальоны Национальной гвардии в парадной одежде, огромные сводные оркестры, многочисленные толпы народа — вся эта пестрая и, казалось бы, никем не управляемая масса была вместе с тем отлично организована.
Одним из центров самого веселого и многолюдного праздника в честь Федерации были развалины ненавистной народу Бастилии, где гордо красовалась видная издалека надпись: «Здесь танцуют».
В день праздника Федерации на специальной сцене под открытым небом, установленной на Марсовом поле, были представлены массовые героические эпизоды из осады города Лилля. Эта постановка считается первым шагом к организации народного национального театра Франции.
Военные оркестры (в одном из праздников приняли участие свыше 700 музыкантов), многотысячные хоры, войсковые соединения революционной армии; артисты всех театров Парижа, шествия через город, пиротехника, пушки, большие группы трубачей и барабанщиков — стремление вовлечь в действие весь народ — вот черты, характерные для празднеств французской революции. И что было особенно важно — четкая политическая программа. Почти всегда кульминацией народного празднества была клятва верности Республике и Революции.
Эволюция празднеств и зрелищ в России
Изучая различные источники, можно убедиться, что русские народные гулянья, скоморошьи игры и «глумы» неразрывно связаны с бытом народа, общественными взаимоотношениями определенной эпохи. Это одна из составных частей духовной жизни русского человека — фольклора, неиссякаемого родника поэтических сил народа, веками создаваемого бесчисленными поколениями.
В народном быту зародились массовые празднества и зрелища. Достаточно вспомнить наиболее характерные из них: кузьминки (девичий праздник), семик, ночь на Ивана Купалу, веснянки, Масленицу, колядки. Во время этих праздников выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках, выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки ученых медведей, раешники и т.д. Непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи. В дальнейшем скоморошьи игры и «глумы» превращались в самостоятельные спектакли, которые давали актеры-скоморохи (или «охотники», как их называли) на играх и братчинах.
Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Петр I, устроив в Москве в 1697 г. первое «триумфование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества стали обычаем.
С конца XVII в. фейерверки получили большое распространение, венчая праздники и торжества. Петр I сам принимал участие в их подготовке. По его распоряжению для фейерверочных праздников стали изготовлять специальные машины, строить монументальные декорации. Известно, что один из фейерверков, подготовленный лично Петром I, продолжался в течение 3 ч.
Фейерверки на Руси представляли собой целые огненные представления, где были сюжет, развитие действия, кульминация и завершение. Правомерно назвать эти представления «фейерверочным действом».