Михайловское. 1824—1826

«К морю» (1824), «Подражания Корану» (1824), «Храни ме­ня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгно­венье...») (1825), «19 октября» (1825), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826); трагедия «Борис Годунов» (1824—1825).

Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыль­чивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца сво­им гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

(«Храни меня, мой талисман...», 1825.)

О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни со­циального или образовательного равенства. Просто силою взаим­ной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер»(1825).

Вглядимся в это знакомое с детства стихотворение по-взрослому: кроме великолепной простоты образов и ритма мы увидим здесь глубо­ко человечную картину. Два человека застигнуты бурей. Буря воплоща­ет стихийное, звериное начало («то, как зверь, она завоет»), ощущение опасностей жизни. Бедное, убогое жилье — плохая защита от бури, сти-

Хии жизни. В таком окружении обостряются чувства: нянино молчание беспокоит ее воспитанника, защитника; он бережно спрашивает, нару­шая тягостную печальную атмосферу, о причинах ее молчания. Кажет­ся, сейчас их объединит застолье — пир будет вызовом злым обстоятель­ствам, он разгонит тоску:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

А потом зазвучит песня, которая будет победой над молчанием, над человеческой подавленностью:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

В песнях (имеются в виду русские народные песни «За морем си­ничка непышно жила», «По улице мостовой шла девица за водой») — тишина и утро, в то время как вокруг буря и ночь; теплота человечес­кой заботы, общая чаша (не потому ли в стихотворении названа «круж­ка», а не «кружки»?). Песни словно побеждают стихию. Два существа, поддерживающие друг друга среди жизненной бури, — эта тема звучит по-пушкински гуманно, просто и глубоко. Зима в трактовке Пушкина, фактически открывшего эту тему (заявил о ней Вяземский[10]) в русской поэзии, — «русская» погода, многое определяющая в нашем националь­ном характере, испытывающая, закаляющая его.

В Михайловском общительный поэт тяготился вынужден­ным одиночеством. Он любил уходить в соседнее Тригорское, где жило большое семейство Осиповых-Вульф. Глава семьи Пра­сковья Александровна была женщиной образованной, мудрой и хозяйственной, и под крышей ее гостеприимного дома Пушкин находил уют и веселье. Ее дочери были в восторге, когда Пуш­кин неожиданно запрыгивал в гостиную через окно: Пушкина и его стихи они обожали, влюблялись в него. Легкая атмосфера молодости, ухаживаний, тепла была той самой средой, где рас­крывалось блестящее остроумие поэта, сыпались его искромет­ные шутки, кипела жизнь...

С удивлением и трепетом почувствовал Пушкин воскреше­ние души, когда в Тригорское приехала в гости племянница хо­зяйки Анна Керн. Так появился шедевр любовной лирики «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).Любовь в этом стихотворении — это часть пробуждения души и симптом этого пробужде­ния. Благодаря любви в жизнь возвращается «божество», сердце начинается биться «в упоенье».

Вообще, годы, проведенные в Михайловском, — это расцвет пушкинской лирики. Поэт по-прежнему обращается к темам предназначения поэзии, любви, дружбы, свободы, но в его твор­честве все меньше звучат эпикурейские, вакхические мотивы, все сильнее слышны мотивы изгнанничества, одиночества, грусти, усталости. Ясность мысли, простота высказывания становятся отличительными чертами поэтического стиля Пушкина.

В Михайловском Пушкин работает над крупными жанрами. Он заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (1824), про­должает работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Но главные достижения Пушкина связаны с драматургией. Он дав­но увлекался театром, хорошо ориентировался в европейской драматургии. Пушкин считал, что в отечественной драматургии необходимы преобразования, что современные пьесы не должны быть скованы классицистическими и другими канонами. В сво­ей трагедии «Борис Годунов»(1824—1825) Пушкин выступает как новатор. «Борис Годунов» является первой в истории русской литературы реалистической трагедией и вместе с тем первым произведением в творчестве Пушкина, в котором максимально ярко проявились реалистические принципы. В пушкинской тра­гедии эпоха Бориса Годунова предстает во всей своей историче­ской сложности. На историческом материале Пушкин осваивает также наиболее актуальные проблемы современности, глобаль­ные по своим масштабам: народ и власть, законность власти, роль личности и народа в истории.

В Михайловском Пушкин, может быть, острее, чем когда-нибудь, ощутил нравственную ценность и красоту дружбы. В 1825 году к нему, ссыльному, приезжали товарищи по Царско­сельскому лицею Пущин и Дельвиг, недалеко от Михайловского состоялась встреча с Горчаковым[11]'. Сильно было лицейское брат­ство! Поэтому ко дню лицейской годовщины 1825 года Пушкин, желая быть вместе со всеми, «на брегах Невы», пишет знамени­тое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»).Он считает, что особенности лицейского «союза» — не только в том, что он «неразделим и вечен». «Союз» сложился «под сенью дружных муз», в атмосфере искусства — отсюда его свобо­да и беспечность. Эта дружба противостоит враждебной «судьбе».

В судьбу Пушкин, видимо, верил — разные дурные приметы заставляют его в декабре 1825 года отказаться от поездки из Ми­хайловского в Петербург. Если бы он поехал, то угодил бы в столицу 14 декабря и не избежал бы общей участи, тем более что по­являться в Петербурге ему как ссыльному было запрещено. Де­кабрьские события потрясли Пушкина, а с июля 1826 года в его рисунках появляется навязчивый мотив — виселица с пятью каз­ненными. Однажды он нарисовал ее с местом для себя и напи­сал: «И я бы мог, как шут...»

В сентябре 1826 года Пушкина спешно перевозят в Москву, где готовилась коронация Николая I и где Пушкин был принят им. Царь дал поэту свободу и, поскольку Пушкин пожаловался на цензурные притеснения, предложил быть его цензором. Вряд ли это изменило положение поэта — «зависеть от царя» тяжело. В это время Пушкин осознавал свое призвание, свою великую миссию — быть пророком.

Содержанием стихотворения «Пророк»(1826) стало преобра­жение человека, мучительное изменение бренной телесной обо­лочки, обретение нового облика — и вместе с тем нового жиз­ненного пути, высшего долга. Только голос Бога, призвавшего исполниться Его волей, превращает человека в пророка. Пророче­ства, истины должны провозглашаться во имя Бога, без этого они не будут истинами и принесут зло. Слово («глагол») пророка долж­но «жечь» сердца людей. Это не просто причинение боли, а же­стокое врачевание, потому что оно — по воле Бога и ради людей.

1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в пе­риод Михайловской ссылки.

2. Прочитайте стихотворение «К морю», начатое в Одессе и завершенное в Михайловском. С чем ассоциируется море в по­этическом сознании Пушкина, почему? Каким изображается море, использует ли Пушкин прием олицетворения? В связи с чем поэт вспоминает Наполеона, Байрона? Какие идеи, настроения преобладают в последних трех строфах стихотворения?

3. Прочитайте стихотворение «Храни меня, мой талисман...». Какие биографические обстоятельства повлияли на его написа­ние? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Какая поэтическая строка повторяется в стихотворении, каков содержательный смысл этого повтора?

4. Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким предстает в стихотворении образ бури, что он символизирует? К кому Пушкин обращается в стихотворении: «моя старушка», «добрая подружка»? Каковы интонации этого обращения? Можно ли сказать, что стихотворение имеет кольцевую композицию, почему? Сравните «Зимний вечер» со стихотворением «Зимняя дорога». В чем различие эмоционального тона стихотворений? Как в них воплощается образ зимы?

5. Прочитайте цикл стихотворений «Подражания Корану». Кому посвящен цикл, почему? Каковы основные идеи поэтичес­кого цикла?

6. Прочитайте стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Кому оно посвящено? Что представляет собой лириче­ский сюжет стихотворения? Как в нем прослеживаются основные этапы жизни самого Пушкина? Какова роль повторов, какие по­
этические строки повторяются, почему? Что значит для лиричес­кого героя новое чувство любви, какие изменения приносит но­вая любовь его душе?

7. Как меняется поэтический стиль Пушкина в годы Михай­ловской ссылки? Какие поэтические темы, мотивы становятся значимы для Пушкина в этот период, почему?

8. Какая южная поэма завершена в Михайловском? Над каким крупным произведением Пушкин продолжает работу?

9. В какие годы Пушкин работал над трагедией «Борис Годунов»? Какова проблематика трагедии, в чем заключается ее но­ваторское значение?

10. Кто из лицейских друзей приезжал к Пушкину в 1825 году? Прочитайте стихотворение «19 октября» («Роняет лес ба­гряный свой убор...»). По поводу какого события написано стихо­творение? Почему пушкинский герой в этом стихотворении «печален»? Кого «не досчитывался» в 1825 году лицейский «союз»? Почему Пушкин верит, что лицейский «союз» «неразделим и ве­чен»? Каково значение мотивов одиночества, дружеской под­держки, потери друзей в стихотворении? Что, по «предсказанию» Пушкина, произойдет через год?

11. Как Пушкин воспринял декабрьские события 1825 года? Когда состоялась встреча Пушкина с Николаем I? Како­ва причина этой встречи и ее последствия для поэта?

12. Пользуясь туристскими путеводителями, краеведческими исследованиями и др. подготовьте заочную экскурсию: «Пушкин в Михайловском и Тригорском».

Наши рекомендации