Формы и методы социокультурной реабилитации
Социокультурная реабилитация инвалидов является одной из тех острых проблем, решением которой многие учреждения культуры по разным причинам не занимаются. Между тем, в программах и планах их деятельности с успехом могли бы реализоваться такие направления как:
ü работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;
ü работа с семьей инвалида;
ü работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления, отдыха инвалида;
ü наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации.
Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации инвалидов является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.
В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходные начала:
1. личность самого инвалида в ее многообразии;
2. отношения и контакты инвалида с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
3. культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилитацию и статус в обществе.
Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые формы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессиональные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуализации их стиля жизни, быта, досуга.
Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.). Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.
Традиционный подход учреждений культуры к досуговой деятельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инвалида, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.
Купьтурно-досуговые технологии обладают характерными психолого-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими характеристиками. Применяемые в среде инвалидов, они являются механизмами социальной адаптации большого социального слоя населения. Специфическими особенностями в культурно-досуговых технологиях отличается, например, проведение фестивалей, смотров, соревнований, спортивных и досуговых конкурсов с участием инвалидов.
Предназначение досуговых технологий — помочь инвалиду освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе инвалидов, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у всех групп инвалидов. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» — равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости.
Во-вторых, умение выбрать и предложить инвалиду такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у инвалидов улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния инвалида. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности.
Игнорирование этих и других закономерностей в реабилитационной работе сопровождается негативными последствиями, неизбежно приводит к появлению барьеров между инвалидами и здоровыми людьми в быту, на отдыхе, в творчестве, игре. Возникает почва, на которой базируется тяга инвалидов к сегрегационному обособлению в замкнутую социальную группу.
Как известно, сегрегация — это результат воздействия нескольких взаимоисключающих друг друга тенденций: во-первых, желания здоровых людей, начиная уже с детских лет, отделить себя от ежедневных контактов с инвалидами — в детском саду, школе, быту; во-вторых, многолетнего курса государственных органов на создание сети замкнутых производственных, учебных, досуговых структур, специально рассчитанных на инвалидную аудиторию; в-третьих, стремление самих инвалидов с одинаковым типом нарушений замкнуться в изолированную область.
Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Игры нельзя делить механически на «инвалидные» и обычные для здоровых людей. Любая игра может быть адаптирована к возможностям взрослого или ребенка с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и человек получает новые дополнительные стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций, делает досуг более разнообразным.
В деятельности реабилитационных учреждений могут успешно применяться методики социокультурного проектирования. Разработка и реализация проектов в виде развлекательно-игровых, музыкальных, художественно-зрелищных, спортивно-оздоровительных и других программ, аукционов, вернисажей и ярмарок, рекламных проектов и кампаний, изготовление изделий прикладного искусства позволяет значительно обогатить содержание обучающей, творчески развивающей деятельности инвалидов.
В учреждениях культуры инвалид приобретает навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с ограниченными возможностями, способствует социализации их досуга.
Главной целью культурно-досуговой деятельности в сфере реабилитации инвалидов является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.
Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.
В целом можно выделить следующие основные направления социокультурной реабилитации инвалидов:
ü просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
ü досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;
ü коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. При этом следует выделить:
ü коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;
ü коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;
ü коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;
ü познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окружающего их мира, связи с окружающими людьми, использовании знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
ü эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Наибольшее значение в разработке социокультурных технологий, направленных на оказание помощи инвалидам в процессе преодоления недуга и социальной адаптации, имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит восстановление, выравнивание возможностей инвалидов в их социальном самоутверждении.
Известно, что в процессах адаптации у человека должна быть сформирована главная установка — принятие им социальной роли. При этом эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно инвалид воспринимает себя и свои социальные связи. У инвалида часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социального развития) наблюдается недостаточное или искаженное развитие представлений о себе, что ведет к нарушению адаптации.
Программы психокоррекционной помощи, внедренные в социокультурные сферы жизни, особенно эффективны, так как позволяют органически увязать в единый процесс успешную творческую самореализацию и преодолеть те болезненные убеждения, которые так часто сопровождают инвалидность: «Я ущербный и не стану нормальным», «Я несчастлив и жду помощи от других», «За что мне такая жизнь», «Все обязаны мне помогать» и др.
Изменения в социальной ориентации, обновление видения своей роли в обществе у инвалида успешно решается в процессе целесообразной творческой деятельности, при введении его в разные формы общения, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения. Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности, на которые он, будучи здоровым, не обращал внимания. Это поможет победить недуг, заставит радоваться жизни.
Реализация социокультурных технологий предполагает комплексное воздействие психокоррекционного, психотерапевтического деятельностно-опосредствованного характера, что способствует гармонизации личности инвалидов, развитию адекватных межличностных отношений, формированию ценностно-культурных установок для свободного самопроявления и самоутверждения.
В состав технологий СКРИ входят методики развития навыков межличностного и внеличностного общения. Например, технология формирования коммуникативных умений инвалида включает ряд принципиально важных навыков межличностного общения. Среди них — аудирование (понимание на слух содержания текста); говорение (осуществление диалогического общения в рамках стандартных ситуаций, связанных с бытом, досугом, семейными традициями, природой и т.д.), устные высказывания по предмету общения; чтение и понимание художественных, публицистических и функциональных текстов; оформление и передача элементарной информации (анкета, письмо, декларация, выписка из текста).
В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции инвалидов в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их возможносгями и интересами; поддержка инвалидов в области семейного досуга, активизация их устремлений к досуговой деятельности с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.
Важным условием успеха реабилитации является поэтапное, иногда пооперационное, оперативное введение инвалида в социокультурные технологии. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и выстроить программу коррекционной помощи, отобрать соответственно его возможностям психокоррекционные социокультурные технологии. При проведении работы с инвалидами необходимо создать доступную, безбарьерную коррекционно-развивающую среду. Обеспечение доступа к активному взаимодействию со средой — одна из главных задач реабилитации.
Использование специальных технологических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. Самостоятельный доступ к информации для инвалида является социально важным фактором реабилитации. Информация должна подаваться с учетом состояния его зрения, слуха, мобильности. При этом каждому инвалиду следует обеспечить свой источник доступной информации (тифлотехнические средства для слепых, сурдопереводчик для глухих, близость к информации инвалидов-опорников, адаптация интеллектуальной информации для умственно отсталых и др.).
Зная о снижении работоспособности инвалидов необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.
Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности инвалидов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху. Если же делать скидки на инвалидность, то чаще всего инвалид подумает: «От меня не ждут большего», а иногда наоборот: «Я уже все умею», «Это же так просто», «Мне это легко удалось». При этом инвалид может не учитывать роль коррекционных условий, меры помощи специалиста-реабилитолога и степень своей самодеятельности.
Оценка должна подвигать инвалида к саморазвитию, а это часто проходит при «полетном разборе» каждого шага и каждого этапа. Проявляя заинтересованную поддержку, иной раз необходимо в требовательной форме подчеркнуть проявленные инвалидом небрежность и недостаточность усилий.
Недостаточность процессов саморегуляции у инвалидов, проявляющаяся в неумении подчинять свою деятельность поставленной цели, сниженный самоконтроль и самоанализ — должны быть под пристальным вниманием специалистов-руководителей. Поэтому после каждого занятия необходимо отслеживать результаты достигнутого продвижения с тем, чтобы спланировать дальнейшее участие инвалида в том или ином виде творческой деятельности. Вместе с инвалидом необходимо проектировать ход дальнейшего продвижения в овладении данной деятельностью, выстраивать программу самосовершенствования и саморазвития. Духовная работа над своими проблемами, субъективный опыт самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции — это главные составляющие результатов реабилитации инвалидам в процессе социокультурного развития.
Под влиянием социокультурной реабилитации работы неприятные, болезненные проявления инвалидов будут все более сглаживаться и растворяться в процессе активного взаимодействия его с окружающей средой, а социально-адаптивные навыки общения уравновесят отношения с людьми, перед которыми ранее он испытывал неуверенность, робость, скованность. Прошлое с травмирующим опытом общения отступит, придет состояние равных возможностей и уверенности в своих силах, а это — уже состояния человека, адекватно взаимодействующего с миром.
Библиотерапия
Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.
Реабилитационный резерв библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания инвалидом своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании коммуникативных связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения).
Массовые библиотеки могут организовывать совместную деятельность людей с проблемами и здоровых читателей. При многообразии форм взаимодействия можно обеспечить такие, например, этапы их интеграции:
1. на первом этапе — в форме присутствия читателей с ограничениями на интересных общих мероприятиях, либо, наоборот, в качестве авторов творческих работ, то есть в социально значимой для них роли; эффективны также совместные занятия
коррекционно-развивающей направленности;
2. на втором этапе возможно опосредованное общение инвалидов со здоровыми (например, заочное знакомство с продуктами их творчества).
После того, как произошло знакомство с реальным творчеством и появился взаимный интерес в общении, организуется встреча в библиотеке. Этап непосредственного общения проходит уже в традиционной форме «читатель — читатель». Общение по интересам — давняя прерогатива библиотек. В ходе общения, как правило, выявляются и другие общие интересы (музыка, литература и др.), возникает основа для возникновения дружеских отношений.
Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства личности инвалидов, испытывающих:
ü неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить;
ü эмоционально-застойные депрессивные, фрустрационные состояния, ведущие в тупиковые ситуации, из которых инвалиды часто не знают выхода;
ü желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д.
Содержание технологии «Инвалид и книга» подчинено привитию навыков внутриличностного общения с произведениями классиков отечественной и зарубежной литературы. Это способствует формированию у инвалидов вкуса к чтению и культуры чтения, составлению программ чтения; воспитанию умения примеривать свою жизнь к жизни героев.
Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства инвалида для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми.
Библиотерапия рекомендуется взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана и применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Психологам известно о «биологическом значении искусства» (Л.С. Выготский). Методика «Психология здоровья в художественной литературе» (ПЗХЛ — так принято сокращённо обозначать методику психологического подхода к проблемам медицинского характера путём использования художественной литературы) родилась на стыке двух известных в учебном процессе приёмов:
- «углубление в деталь» на уроках литературы (Е.Н. Ильин, 1986);
- ссылка на фрагмент художественного произведения на занятиях по медицине (Н.М. Гавинская, 1994).
Оригинальность методики ПЗХЛ в применении к социальной работе среди инвалидов состоит в том что, проблемы психолого-медицинского характера рассматриваются в процессе самопознания, через чувства и эмоции, которые вызывает прочтение текста.
Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь индивида и на художественных примерах найти то позитивное, что делает жизнь человека интересной и радостной, а в итоге может изменять мировоззрение человека и даже оздоравливать его. Оказывается, что человек, постоянно думающий о плохом, воспринимающий окружающий мир и других людей как нечто враждебное, терзает себя злобой, завистью, даже ненавистью. Он ищет тех, кто готов, по его мнению, принести ему вред. Подозрительность, страх и малодушие становятся спутниками его жизни, опустошают его душу.
Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, инвалид может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог — основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное отношение и свои реакции.
Инвалид обычно чувствует себя отдаленным от мира своей болезнью. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. При проведении библиотерапии (индивидуальной или групповой) подбираются книги о людях, живших и живущих в экстремальных условиях, то есть заболевших тяжелой болезнью или получивших физическое увечье. Проводится обсуждение прочитанного: как жить дальше, как найти свое место в жизни, превозмочь себя, радовать людей своим искусством, воспевать радость человеческого общения?
Одной из книг, используемых при проведении библиотерапии, является книга Д.Г Еникеева и И.С. Болотовского «Победивший себя — могуч» (1986). В ней собраны сведения о том, какой огромной работоспособностью отличался больной тяжелым поражением мозга Луи Пас-тер, как творили вопреки физическим и душевным невзгодам Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, С.Я. Нодсон, М.А. Врубель и Н.А. Островский. Содержание посвященных им очерков потрясает величием человеческого духа, стремлением жить и бороться за жизнь, за то, чтобы быть полезным обществу. Жизнь показывает образцы удивительных возможностей человека, раскрывает его новые адаптационные возможности, позволяет инвалиду чувствовать себя равным этим людям с трудными судьбами, несмотря на все невзгоды добившимся известности и славы.
Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.
Чтение специально подобранной художественной литературы может снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни, пробуждает интерес и радости бытия. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психической активности, помогающих избавиться от травмирующих переживаний. Библиотерапия располагает определённым списком произведений, отражающих чувства гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности. Специфические коррекционные задачи библиотерапия решает, влияя на личность инвалида, воздействуя на его чувства, деятельность, мышление, поведение.
Для занятий составляется группа из 8-12 человек, подбираются небольшие по объёму произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая своё отношение к персонажам, проецируют своё отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей.
Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение и учитывая свои особенности (недостаточный опыт, застенчивость и т.д.), инвалид получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.
В процессе библиотерапии формируется своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни инвалида, позволяет видеть возможные пути выхода из ситуации и адекватно на них реагировать, что иногда помотает разрешению конфликтов в реальной жизни. Таким образом, через познание образов литературных героев участники занятий познают себя, тем самым открывая пути к самоизменению и самореализации.
Для проведения занятий, на первом этапе можно рекомендовать такие произведения: А.П. Чехов «Человек в футляре», А.П. Чехов «Душечка», А.П. Чехов «Попрыгунья», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Библия: Отрывки из Нового завета, Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», И. Бунин «Чаша жизни», «Дурочка», «Роман горбуна».
С библиотерапией тесно связанна терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Через свое литературное сочинение пациент становиться себе понятнее, воображение используется в созидательном духе, а не в виде грез. Даже сочинение о простых переживаниях координирует, дисциплинирует ум и руку, это — осязаемое произведение, как-то поднимающее автора над всеми. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает инвалиду стать более непринужденным в отношении к внешнему миру.
Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, спорят, учатся общаться с людьми.
Изотерапия
Терапия художественным творчеством инвалидов — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.
Следует подчеркнуть, что основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности инвалидов, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.
Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Арттерапия с использованием возможностей изобразительных искусств — изотерапия имеет своей целью актуализацию психических позитивных возможностей (компенсацию) инвалида за счет творческой изобразительной деятельности.
Дляизотерапии не обязательно иметь художественные способности. Главное, чтобы человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок смог выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением — рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.
Особенности рисунка являются отражением индивидуально-психологических свойств инвалида, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств личности. В рисунке он предлагает тот вариант, который наиболее соответствует особенностям его представления. Такой рисунок следует рассматривать как один из видов диагностической техники изучения личности инвалида, его внутреннего мира.
В практике работы с инвалидами можно использовать такие темы как: «Нарисуйте человека», «Нарисуйте несуществующее животное», «Рисунок семьи», рисунок «Дом, дерево, человек». Все они являются средствами психодиагностики личности самого инвалида, а также диагностики внутрисемейных отношений с его точки зрения.
Рисование может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях инвалида. Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом.
Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.; сочетание музыкальных и физкультурных занятий; гарденоискусства с цветом и т.д.
Основными принципами проведения занятий изотерапией, как и реализации других социокультурных технологий, являются:
ü доступность и постепенное усложнение заданий;
ü учет индивидуальных медико-психологических особенностей инвалида;
ü опора на возможности и интересы людей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, то есть с перспективой «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).
Положительный эффект изотерапевтического воздействия обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое и психологической поддержке. Для этого уместно одновременно использовать музыку, способствующую стабилизации психоэмоционального состояния инвалидов. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства.
Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. В начале участники могут воспринимать классическую музыку не более 10 минут, а по мере привыкания возрастает интерес, и они могут слушать более длительное время. Можно предлагать медитативную музыку или же звуки природы. Замечено что, специально подобранная музыка в момент рисования позитивно влияет, «просветляет» психоэмоциональное состояние инвалидов, а вместе с этим подчас изменяется и цветовая гамма рисунка, его общий характер.
С учетом личности инвалида, его диагноза используются разнообразные формы и методы работы — от простой занятости до более дифференцированных занятий с последующей интерпретацией рисунков. Пригоден любой материал: карандаши, фломастеры, мелки, краски, различная бумага. Специально рекомендуется не концентрировать внимание на художественных достижениях. Изотерапия не должна быть похожа на обучение. Рисует кто как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить на бумаге свои мысли, переживания и чувства. Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества для основной цели самовыражения. Инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.
Очень важно подчеркивать терапевтическую, а не эстетическую или обучающую направленность занятий изотерапией. Творчество не должно навязываться, оно должно проявляться под влиянием внутренней необходимости индивидуума. На выставках необходимо вывешивать и поощрять работы каждого инвалида, занимающегося изотерапией, что подтверждает не заинтересованность в эстетических достоинствах рисунка и поощрение любого самовыражения и любой творческой активности. При этом снимается установка на достижение престижных результатов и связанная с ней фрустрация, повышается уверенность инвалидов в себе и ощущение собственной полноценности. В начале осваиваются разные виды техники, не требующие умения рисовать. На первых занятиях используется спонтанное рисование, которое предоставляет возможности для самовыражения и не сковывает инициативу рисующего. Свободное рисование предпочтительнее и тогда, когда предполагается выявление скрытых переживаний, то есть если используются диагностические функции рисования. Только самым робким и неуверенным в себе инвалидам, затрудняющимся самостоятельно придумать сюжет, рекомендуются индифферентные темы: цветы, орнамент, пейзаж или очень конкретные сюжеты, связанные с бытом, учебой, работой и т.п., после освоения которых становится возможным переход к более сложным, направленным заданиям.
При решении конкретных диагностических и прогностических задач, для выявления скрытых переживаний сначала можно рекомендовать значимые для каждого, эмоционально насыщенные темы, например, «болезнь», «мое будущее». Иногда рациональнее предлагать темы более целенаправленные, индивидуально значимые, вытекающие из анамнеза и бесед с инвалидом. Цель назначения таких сюжетов: во-первых, кристаллизация переживаний с использованием концентрации внимания к теме в ходе работы над рисунками и, во-вторых, возможность при этом реагирования, снятия тревоги и напряжения. В таких случаях должно предполагаться последующее обсуждение рисунка с автором для анализа его переживаний. Здесь происходит переход от собственно изотерапии к психотерапевтической работе с рисунком. Изотерапия становится дополнительным орудием вербальной психотерапии, средством коммуникации сначала на предвербальном, а затем и на вербальном уровне, средством самопонимания и самоощущения инвалида. Комбинация изотерапии и вербальной психотерапии способствует продвижению пациента к инсайту. При этом изотерапия представляет пациенту возможность взглянуть на проблему и ситуацию с новой, неожиданной стор