Формы и методы социокультурной реабилитации

Социокультурная реабилитация инвалидов является одной из тех острых проблем, решением которой многие учреждения культуры по раз­ным причинам не занимаются. Между тем, в программах и планах их дея­тельности с успехом могли бы реализоваться такие направления как:

ü работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;

ü работа с семьей инвалида;

ü работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровле­ния, отдыха инвалида;

ü наработка и апробирование интерактивных методик и техно­логий социокультурной реабилитации.

Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации инвалидов является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.

В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходные начала:

1. личность самого инвалида в ее многообразии;

2. отношения и контакты инвалида с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

3. культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилита­цию и статус в обществе.

Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые фор­мы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессио­нальные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуа­лизации их стиля жизни, быта, досуга.

Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.). Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения се­бя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.

Традиционный подход учреждений культуры к досуговой дея­тельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреа­тивному явлению себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инва­лида, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Купьтурно-досуговые технологии обладают характерными психоло­го-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими характеристиками. Применяемые в среде инвалидов, они являются меха­низмами социальной адаптации большого социального слоя населения. Специфическими особенностями в культурно-досуговых технологиях от­личается, например, проведение фестивалей, смотров, соревнований, спортивных и досуговых конкурсов с участием инвалидов.

Предназначение досуговых технологий — помочь инвалиду осво­ить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Существуют психологические закономер­ности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе инвалидов, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у всех групп инвалидов. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» — равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости.

Во-вторых, умение выбрать и предложить инвалиду такое инте­ресное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у инвалидов улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнооб­разных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состо­яния инвалида. Даже механическое заучивание и использование сте­реотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Игнорирование этих и других закономерностей в реабилитаци­онной работе сопровождается негативными последствиями, неизбежно приводит к появлению барьеров между инвалидами и здоровыми людь­ми в быту, на отдыхе, в творчестве, игре. Возникает почва, на которой базируется тяга инвалидов к сегрегационному обособлению в замкну­тую социальную группу.

Как известно, сегрегация — это результат воздействия нескольких взаимоисключающих друг друга тенденций: во-первых, желания здоровых людей, начиная уже с детских лет, отделить себя от ежедневных контактов с инвалидами — в детском саду, школе, быту; во-вторых, многолетнего курса государственных органов на создание сети замкнутых производ­ственных, учебных, досуговых структур, специально рассчитанных на инвалидную аудиторию; в-третьих, стремление самих инвалидов с одина­ковым типом нарушений замкнуться в изолированную область.

Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Игры нельзя делить механически на «инвалидные» и обычные для здоровых людей. Любая игра может быть адаптирована к возможностям взрослого или ребенка с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести корректи­ровку, облегчить или видоизменить условия игры, и человек получает новые дополнительные стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций, делает досуг более разнообразным.

В деятельности реабилитационных учреждений могут успешно применяться методики социокультурного проектирования. Разработка и реализация проектов в виде развлекательно-игровых, музыкальных, художественно-зрелищных, спортивно-оздоровительных и других про­грамм, аукционов, вернисажей и ярмарок, рекламных проектов и кампа­ний, изготовление изделий прикладного искусства позволяет значительно обогатить содержание обучающей, творчески развивающей деятельнос­ти инвалидов.

В учреждениях культуры инвалид приобретает навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с огра­ниченными возможностями, способствует социализации их досуга.

Главной целью культурно-досуговой деятельности в сфере реаби­литации инвалидов является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с огра­ниченными возможностями, его нравственного и эстетического совер­шенствования, активного участия в культурном творчестве.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование незави­симого образа жизни инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалис­тов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударствен­ных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.

В целом можно выделить следующие основные направления социо­культурной реабилитации инвалидов:

ü просветительское, целью которого является устранение недо­статков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;

ü досуговое, целью которого является организация и обеспече­ние досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путем содержательного наполнения свободного времени ин­валидов и членов их семей;

ü коррекционное, целью которого является полное или частич­ное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педаго­гических и воспитательных упущений. При этом следует выделить:

ü коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в се­бя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила и устойчивые формы соци­ального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;

ü коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразу­мевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;

ü коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;

ü познавательное воздействие, ориентированное на приобрете­ние инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окру­жающего их мира, связи с окружающими людьми, использовании знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;

ü эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Наибольшее значение в разработке социокультурных техноло­гий, направленных на оказание помощи инвалидам в процессе пре­одоления недуга и социальной адаптации, имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит вос­становление, выравнивание возможностей инвалидов в их социальном самоутверждении.

Известно, что в процессах адаптации у человека должна быть сформирована главная установка — принятие им социальной роли. При этом эффективность адаптации зависит от того, насколько адек­ватно инвалид воспринимает себя и свои социальные связи. У инва­лида часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социального развития) наблюдается недостаточное или искаженное развитие представлений о себе, что ведет к нарушению адаптации.

Программы психокоррекционной помощи, внедренные в социо­культурные сферы жизни, особенно эффективны, так как позволяют органически увязать в единый процесс успешную творческую самореа­лизацию и преодолеть те болезненные убеждения, которые так часто сопровождают инвалидность: «Я ущербный и не стану нормальным», «Я несчастлив и жду помощи от других», «За что мне такая жизнь», «Все обязаны мне помогать» и др.

Изменения в социальной ориентации, обновление видения своей роли в обществе у инвалида успешно решается в процессе целесообраз­ной творческой деятельности, при введении его в разные формы обще­ния, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения. Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в се­бе скрытые потенциальные возможности, на которые он, будучи здо­ровым, не обращал внимания. Это поможет победить недуг, заставит радоваться жизни.

Реализация социокультурных технологий предполагает комплексное воздействие психокоррекционного, психотерапевтического деятельностно-опосредствованного характера, что способствует гармонизации личности инвалидов, развитию адекватных межличностных отношений, формированию ценностно-культурных установок для свободного самопроявления и самоутверждения.

В состав технологий СКРИ входят методики развития навыков межличностного и внеличностного общения. Например, технология формирования коммуникативных умений инвалида включает ряд принципиально важных навыков межличностного общения. Среди них — аудирование (понимание на слух содержания текста); говорение (осуществление диалогического общения в рамках стандартных ситуаций, связанных с бытом, досугом, семейными традициями, природой и т.д.), устные высказывания по предмету общения; чтение и понимание художественных, публицистических и функциональных текстов; оформление и передача элементарной информации (анкета, письмо, декларация, выписка из текста).

В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции инвалидов в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их возможносгями и интересами; поддержка инвалидов в области семейного досуга, активизация их устремлений к досуговой деятельности с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.

Важным условием успеха реабилитации является поэтапное, иногда пооперационное, оперативное введение инвалида в социокультурные технологии. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и выстроить программу коррекционной помощи, отобрать соответственно его возможностям психокоррекционные социокультурные технологии. При проведении работы с инвалидами необходимо создать доступную, безбарьерную коррекционно-развивающую среду. Обеспечение доступа к активному взаимодействию со средой — одна из главных задач реабилитации.

Использование специальных технологических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. Самостоятельный доступ к информации для инвалида является социально важным фактором реабилитации. Информация должна подаваться с учетом состояния его зрения, слуха, мобильности. При этом каждому инвалиду следует обеспечить свой ис­точник доступной информации (тифлотехнические средства для слепых, сурдопереводчик для глухих, близость к информации инвалидов-опорников, адаптация интеллектуальной информации для умственно отсталых и др.).

Зная о снижении работоспособности инвалидов необходимо рег­ламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Особого внимания требует методика оценки результатов деятель­ности инвалидов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху. Если же делать скидки на инвалид­ность, то чаще всего инвалид подумает: «От меня не ждут большего», а иногда наоборот: «Я уже все умею», «Это же так просто», «Мне это лег­ко удалось». При этом инвалид может не учитывать роль коррекционных условий, меры помощи специалиста-реабилитолога и степень своей са­модеятельности.

Оценка должна подвигать инвалида к саморазвитию, а это часто проходит при «полетном разборе» каждого шага и каждого этапа. Проявляя заинтересованную поддержку, иной раз необходимо в тре­бовательной форме подчеркнуть проявленные инвалидом небрежность и недостаточность усилий.

Недостаточность процессов саморегуляции у инвалидов, прояв­ляющаяся в неумении подчинять свою деятельность поставленной цели, сниженный самоконтроль и самоанализ — должны быть под присталь­ным вниманием специалистов-руководителей. Поэтому после каждого занятия необходимо отслеживать результаты достигнутого продвижения с тем, чтобы спланировать дальнейшее участие инвалида в том или ином виде творческой деятельности. Вместе с инвалидом необходимо проектировать ход дальнейшего продвижения в овладении данной дея­тельностью, выстраивать программу самосовершенствования и само­развития. Духовная работа над своими проблемами, субъективный опыт самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции — это главные составляющие результатов реабилитации инвалидам в процессе социо­культурного развития.

Под влиянием социокультурной реабилитации работы неприят­ные, болезненные проявления инвалидов будут все более сглаживаться и растворяться в процессе активного взаимодействия его с окружающей средой, а социально-адаптивные навыки общения уравновесят отношения с людьми, перед которыми ранее он испытывал неуверенность, робость, скованность. Прошлое с травмирующим опытом общения от­ступит, придет состояние равных возможностей и уверенности в своих силах, а это — уже состояния человека, адекватно взаимодействую­щего с миром.

Библиотерапия

Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направ­ленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэти­ческие клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.

Реабилитационный резерв библиотерапии проявляется во влия­нии на формирование самосознания инвалидом своих проблем, расши­рении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании коммуникативных связей с единомышлен­никами, творческом соотнесении своей личности с персонажами худо­жественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, раз­витии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения).

Массовые библиотеки могут организовывать совместную деятельность людей с проблемами и здоровых читателей. При многообразии форм вза­имодействия можно обеспечить такие, например, этапы их интеграции:

1. на первом этапе — в форме присутствия читателей с ограни­чениями на интересных общих мероприятиях, либо, наоборот, в качестве авторов творческих работ, то есть в социально зна­чимой для них роли; эффективны также совместные занятия
коррекционно-развивающей направленности;

2. на втором этапе возможно опосредованное общение инвали­дов со здоровыми (например, заочное знакомство с продуктами их творчества).

После того, как произошло знакомство с реальным творчеством и появился взаимный интерес в общении, организуется встреча в библио­теке. Этап непосредственного общения проходит уже в традиционной форме «читатель — читатель». Общение по интересам — давняя пре­рогатива библиотек. В ходе общения, как правило, выявляются и другие общие интересы (музыка, литература и др.), возникает основа для воз­никновения дружеских отношений.

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной ли­тературы в целях нормализации или оптимизации его психического со­стояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства личности инвалидов, испытывающих:

ü неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить;

ü эмоционально-застойные депрессивные, фрустрационные со­стояния, ведущие в тупиковые ситуации, из которых инвалиды часто не знают выхода;

ü желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д.

Содержание технологии «Инвалид и книга» подчинено привитию навыков внутриличностного общения с произведениями классиков отече­ственной и зарубежной литературы. Это способствует формированию у инвалидов вкуса к чтению и культуры чтения, составлению программ чте­ния; воспитанию умения примеривать свою жизнь к жизни героев.

Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных обра­зов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направ­ляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаб­лять или усиливать воздействие на чувства инвалида для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми.

Библиотерапия рекомендуется взрослым с проблемами личност­ного и эмоционального плана и применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Психологам известно о «биологическом значении искусства» (Л.С. Выготский). Методика «Психология здоровья в художе­ственной литературе» (ПЗХЛ — так принято сокращённо обозначать методику психологического подхода к проблемам медицинского харак­тера путём использования художественной литературы) родилась на стыке двух известных в учебном процессе приёмов:

- «углубление в деталь» на уроках литературы (Е.Н. Ильин, 1986);

- ссылка на фрагмент художественного произведения на заняти­ях по медицине (Н.М. Гавинская, 1994).

Оригинальность методики ПЗХЛ в применении к социальной ра­боте среди инвалидов состоит в том что, проблемы психолого-медицин­ского характера рассматриваются в процессе самопознания, через чувства и эмоции, которые вызывает прочтение текста.

Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь индивида и на художественных примерах найти то позитивное, что делает жизнь человека интересной и радостной, а в итоге может изменять мировоззрение человека и даже оздоравливать его. Оказывается, что человек, постоянно думающий о плохом, воспри­нимающий окружающий мир и других людей как нечто враждебное, терзает себя злобой, завистью, даже ненавистью. Он ищет тех, кто готов, по его мнению, принести ему вред. Подозрительность, страх и малоду­шие становятся спутниками его жизни, опустошают его душу.

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные лич­ности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, инвалид может отождествлять переживания героев со своими собственными, по­нять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмот­реть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный пси­холог — основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализиро­вать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное отношение и свои реакции.

Инвалид обычно чувствует себя отдаленным от мира своей болез­нью. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспомина­ний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. При проведении библиотерапии (индивидуальной или групповой) подбира­ются книги о людях, живших и живущих в экстремальных условиях, то есть заболевших тяжелой болезнью или получивших физическое уве­чье. Проводится обсуждение прочитанного: как жить дальше, как найти свое место в жизни, превозмочь себя, радовать людей своим искусством, воспевать радость человеческого общения?

Одной из книг, используемых при проведении библиотерапии, является книга Д.Г Еникеева и И.С. Болотовского «Победивший себя — могуч» (1986). В ней собраны сведения о том, какой огромной работо­способностью отличался больной тяжелым поражением мозга Луи Пас-тер, как творили вопреки физическим и душевным невзгодам Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, С.Я. Нодсон, М.А. Врубель и Н.А. Островский. Со­держание посвященных им очерков потрясает величием человеческого духа, стремлением жить и бороться за жизнь, за то, чтобы быть полез­ным обществу. Жизнь показывает образцы удивительных возможностей человека, раскрывает его новые адаптационные возможности, позволя­ет инвалиду чувствовать себя равным этим людям с трудными судьбами, несмотря на все невзгоды добившимся известности и славы.

Одной из функций библиотерапии может являться предоставле­ние дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.

Чтение специально подобранной художественной литературы мо­жет снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни, пробуждает интерес и радости бытия. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психичес­кой активности, помогающих избавиться от травмирующих пережива­ний. Библиотерапия располагает определённым списком произведений, отражающих чувства гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности. Специфические коррекционные задачи библиотерапия решает, влияя на личность инвалида, воздействуя на его чувства, деятельность, мышле­ние, поведение.

Для занятий составляется группа из 8-12 человек, подбираются небольшие по объёму произведения, которые читаются во время группо­вого занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляет­ся структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая своё отношение к пер­сонажам, проецируют своё отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей.

Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравне­нию с действующими лицами произведения) поведение и учитывая свои особенности (недостаточный опыт, застенчивость и т.д.), инвалид получа­ет знания об альтернативных способах переживания, об иных возмож­ных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

В процессе библиотерапии формируется своеобразный синтез кон­троля, эмоциональной проработки и умений. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни инвалида, позволяет видеть возможные пу­ти выхода из ситуации и адекватно на них реагировать, что иногда помотает разрешению конфликтов в реальной жизни. Таким образом, через познание образов литературных героев участники занятий познают себя, тем самым открывая пути к самоизменению и самореализации.

Для проведения занятий, на первом этапе можно рекомендовать такие произведения: А.П. Чехов «Человек в футляре», А.П. Чехов «Душечка», А.П. Чехов «Попрыгунья», Б. Полевой «Повесть о настоя­щем человеке», Библия: Отрывки из Нового завета, Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», И. Бунин «Чаша жизни», «Дурочка», «Роман горбуна».

С библиотерапией тесно связанна терапия литературным твор­чеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутрен­нее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Через свое ли­тературное сочинение пациент становиться себе понятнее, воображение используется в созидательном духе, а не в виде грез. Даже сочинение о простых переживаниях координирует, дисциплинирует ум и руку, это — осязаемое произведение, как-то поднимающее автора над всеми. Описа­ние семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает инвалиду стать более непринужденным в отношении к внешнему миру.

Терапия литературным творчеством может проводиться индиви­дуально или в группе. При проведении групповых занятий их участни­ки могут обсуждать творчество друг друга, спорят, учатся общаться с людьми.

Изотерапия

Терапия художественным творчеством инвалидов — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психо­логии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способ­ностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Следует подчеркнуть, что основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности ин­валидов, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реа­билитации людей с ограниченными возможностями.

Арттерапия с использованием возможностей изобразительных искусств — изотерапия имеет своей целью актуализацию психических позитивных возможностей (компенсацию) инвалида за счет творческой изобразительной деятельности.

Дляизотерапии не обязательно иметь художественные способнос­ти. Главное, чтобы человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок смог выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и пе­реживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, ре­чью, мышлением — рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.

Особенности рисунка являются отражением индивидуально-пси­хологических свойств инвалида, его мироощущения, характера, само­оценки и других свойств личности. В рисунке он предлагает тот вариант, который наиболее соответствует особенностям его представления. Такой рисунок следует рассматривать как один из видов диагностической тех­ники изучения личности инвалида, его внутреннего мира.

В практике работы с инвалидами можно использовать такие темы как: «Нарисуйте человека», «Нарисуйте несуществующее животное», «Рисунок семьи», рисунок «Дом, дерево, человек». Все они являются средствами психодиагностики личности самого инвалида, а также диа­гностики внутрисемейных отношений с его точки зрения.

Рисование может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уве­ренности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персо­нажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психи­ке и мироощущениях инвалида. Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом.

Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие пси­хических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздей­ствия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, му­зыкой, светом и др.; сочетание музыкальных и физкультурных занятий; гарденоискусства с цветом и т.д.

Основными принципами проведения занятий изотерапией, как и реализации других социокультурных технологий, являются:

ü доступность и постепенное усложнение заданий;

ü учет индивидуальных медико-психологических особенностей инвалида;

ü опора на возможности и интересы людей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, то есть с перспективой «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

Положительный эффект изотерапевтического воздействия обеспечи­вается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое и психологической поддержке. Для этого уместно одновременно использо­вать музыку, способствующую стабилизации психоэмоционального состоя­ния инвалидов. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства.

Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармо­ничность. В начале участники могут воспринимать классическую музыку не более 10 минут, а по мере привыкания возрастает интерес, и они мо­гут слушать более длительное время. Можно предлагать медитативную музыку или же звуки природы. Замечено что, специально подобранная музыка в момент рисования позитивно влияет, «просветляет» психоэмо­циональное состояние инвалидов, а вместе с этим подчас изменяется и цветовая гамма рисунка, его общий характер.

С учетом личности инвалида, его диагноза используются разно­образные формы и методы работы — от простой занятости до более дифференцированных занятий с последующей интерпретацией рисун­ков. Пригоден любой материал: карандаши, фломастеры, мелки, крас­ки, различная бумага. Специально рекомендуется не концентрировать внимание на художественных достижениях. Изотерапия не должна быть похожа на обучение. Рисует кто как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить на бумаге свои мысли, переживания и чув­ства. Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества для основной цели самовыражения. Инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.

Очень важно подчеркивать терапевтическую, а не эстетическую или обучающую направленность занятий изотерапией. Творчество не должно навязываться, оно должно проявляться под влиянием внутрен­ней необходимости индивидуума. На выставках необходимо вывешивать и поощрять работы каждого инвалида, занимающегося изотерапией, что подтверждает не заинтересованность в эстетических достоинствах рисунка и поощрение любого самовыражения и любой творческой актив­ности. При этом снимается установка на достижение престижных резуль­татов и связанная с ней фрустрация, повышается уверенность инвалидов в себе и ощущение собственной полноценности. В начале осваиваются разные виды техники, не требующие умения рисовать. На первых заня­тиях используется спонтанное рисование, которое предоставляет воз­можности для самовыражения и не сковывает инициативу рисующего. Свободное рисование предпочтительнее и тогда, когда предполагается выявление скрытых переживаний, то есть если используются диагности­ческие функции рисования. Только самым робким и неуверенным в се­бе инвалидам, затрудняющимся самостоятельно придумать сюжет, реко­мендуются индифферентные темы: цветы, орнамент, пейзаж или очень конкретные сюжеты, связанные с бытом, учебой, работой и т.п., после освоения которых становится возможным переход к более сложным, направленным заданиям.

При решении конкретных диагностических и прогностических задач, для выявления скрытых переживаний сначала можно рекомен­довать значимые для каждого, эмоционально насыщенные темы, на­пример, «болезнь», «мое будущее». Иногда рациональнее предлагать темы более целенаправленные, индивидуально значимые, вытекающие из анамнеза и бесед с инвалидом. Цель назначения таких сюжетов: во-первых, кристаллизация переживаний с использованием концентрации внимания к теме в ходе работы над рисунками и, во-вторых, возмож­ность при этом реагирования, снятия тревоги и напряжения. В таких случаях должно предполагаться последующее обсуждение рисунка с автором для анализа его переживаний. Здесь происходит переход от собственно изотерапии к психотерапевтической работе с рисунком. Изотерапия становится дополнительным орудием вербальной психоте­рапии, средством коммуникации сначала на предвербальном, а затем и на вербальном уровне, средством самопонимания и самоощущения инвалида. Комбинация изотерапии и вербальной психотерапии спо­собствует продвижению пациента к инсайту. При этом изотерапия представляет пациенту возможность взглянуть на проблему и ситуацию с новой, неожиданной стор

Наши рекомендации