Темы эссе по культурологии
Контрольная работа по культурологии
выполняется в виде эссе
Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина оно определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".
"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение эссе: "это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".
"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".
Некоторые признаки эссе:
· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.
· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто. Он является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве). Конкурс сочинений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших! То, как кандидат сумел подать себя, как описал свои достижения и промахи, позволяет экзаменаторам определить - достаточно ли хорош этот человек для них, достаточен ли его опыт, оправдет ли он надежды в будущем и способен ли принести пользу.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное
творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Для соискателей, например, одной из актуальных тем эссе является "Я и моя карьера". Такая тематика позволяет комиссии легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь хорошего результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.
Структура и план эссе
Структура определяется предъявляемыми требованиями:
I. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);
II. мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом
следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
Одним из самых важных этапов работы над эссе является самостоятельный подбор литературы.
Темы эссе по культурологии
1. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) почему это утверждение родилось именно у греческого мыслителя? Какие ещё выражения, ставшие крылатыми, отражают мировоззрение древнего грека?
2. Что такое «мусические искусства», так почитаемые в Древней Греции? Помогает ли знание о них понять «вслушаться» в культуру Древней Греции?
3. Понятие «гражданин» и «гражданский долг» в Древней Греции, или как ценности управляют поведением человека.
4. «Политическое существо»:
по Аристотелю, человек движим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Как такая своеобразная трактовка философом человеческой сущности согласуется с мировоззрением античного человека?
5. Диоген и киники как критики культуры. В чем заключалось инакомыслие этих философов? Какие примеры неприятия господствующей культуры вы могли бы привести, опираясь на историю прошлого века?
6. Средневековая традиция познания мира и человека. Объясните, почему средневековые философы так многое смогли позаимствовать из греческой философской традиции?
7. Я хочу познать только Бога и душу. И ничего больше? Ничего. (Августин. Исповедь IV, 15). Как бы вы могли истолковать это утверждение, зная, что его автор – великий средневековый философ?
8. «Credo quia absurdum (est)» – «Верую, ибо абсурдно»
Как бы вы могли истолковать это великолепное средневековое кредо?
9. «Основания новой науки об общей природе наций» Дж. Вико: особенности концепции выдающегося итальянского историка и философа. Как вы думаете, почему Вико не разделял европоцентристскую позицию многих европейских философов?
10. Театр Просвещения.
Столкновение позиций Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо: роль искусства и науки в совершенствовании нравов.
11. Д. Дидро: «русское общество сгнило не созрев».
Как вы думаете, чем была вызвана столь резкая оценка французского просветителя?
12. Игра как способ достижения гармонии (на примере концепции Ф.Шиллера).
13. Сущность внешней и внутренней культуры – противопоставление, обоснованное И. Кантом.
Мой категорический императив.
14. «Европа ли Россия?» (вопросы и ответы Н.Я. Данилевского).
Верен (реален, утопичен) ли, на ваш взгляд, образ России, представленный русским мыслителем.
15. «Существует ли логика истории?» (концепция, представленная О. Шпенглером).
Ваш сценарий заката культуры народа X из страны Y.
16. Человечество имеет единые истоки и общую цель.
Постижение истории К. Ясперса. Согласились бы вы с утверждением, что наше время можно назвать «новой прометеевской эпохой», которая породит новое осевое время?
17. «…Игровой инстинкт может вновь проявиться в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры».
Необходима ли игра культуре, а культура – игре?
18. «Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие».
Разделяете ли вы бердяевское противопоставление культуры и цивилизации.
19. «…Как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой,.. как гнетущий груз».
Критика культуры в концепции З. Фрейда.
20. «История языка и мотивов» ведет «прямо к первобытному миру чуда».
Трактовка бессознательного, предложенная К. Юнгом. Каков Ваш опыт постижения коллективного бессознательного?
21. «Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».
Разделяете ли вы убежденность П. Сорокина? Какую оценку можете дать современной культурной ситуации в нашей стране?
22. «Символическая вселенная».
Почему Э. Кассирер назвал человека «символическим животным»? Как вы думаете, что породило эту вселенную? Велика ли роль символа (самого разного уровня) в вашей жизни?