Дать характеристику пространственным видам искусства
Искусство - одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности.
Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).
Специфика пространственных искусств:
1) ПИ называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения ПИ существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.
2) Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение ПИ. Отсюда проистекает образная значимость в ПИ плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или к.-л. другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники и др.
3) художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Т.е. художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.
5) ПИ воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство);
6) ПИ входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина).
7) ПИ делятся на: изобразительные и неизобразительные.
* Изобразительные - живопись, скульптура, графика, фотоискусство, которые воспроизводят визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство).
* Неизобразительные - архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.
Особенности художественного языка пространственных искусств.
1) В основном образная структура произведений ПИ строится зрительно-пластическими средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластическое движение, ритм, линия, светотень, цвет и т.д.), характером обработки материала.
2) Язык, слово тоже достаточно широко входит в структуру образа ПИ, но является дополнительным средством. Слово зачастую конкретизирует и развивает образ в греческой вазописи, в средневековой иконописи и миниатюре, в лубочной гравюре. В зодчестве ту же роль играют надписи (например, на римских триумфальных арках) и даже целые тексты (в древнеегипетских храмах, средневековых мечетях).
3) Структура художественного образа в ПИ - это неразрывное единство трех аспектов: тектонически-композиционного, экспрессивного (выразительного) и изобразительного.
тектонически-композиционный компонент – это увязывание воедино всех элементов формы, достижение целостности композиции, моделирование объёмно-пространственных отношений;
- Выразительность и духовная содержательность образа во многом зависит от определённого пластического решения, т.е. от тектонически-композиционного компонента;
- изобразительный аспект, характерный для живописи, скульптуры и графики, включает в себя два момента: 1) непосредственно-визуальный (т. е. то, что непосредственно изображено художником, например, плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и 2) ассоциативный, расширяющий содержание произведения за пределы собственно изображённого (это фабула повествования, внутренние конфликты, психологическое состояние, символическое значение, т. е. те стороны реальности, которые не имеют непосредственно зрительного облика).
Все вместе они выявляют идейно-художественный смысл произведения.
АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.