Работа музеев с лицами с ограниченными возможностями
Музейные учреждения играют важную роль в социализации и самоидентификации личности через приобщение к культурному и природному наследию. В странах Запада музеи достаточно приспособлены для обслуживания инвалидов. Наиболее распространены в них следующие формы работы:
ü информационное обслуживание путем предоставления доступных инвалидам (с учетом их специфических по состоянию здоровья возможностей) брошюр и другой информации;
ü помощь персонала, специально обученного для работы с инвалидами с различными нарушениями здоровья;
ü услуги для глухих (экскурсии на языке знаков и жестов; распечатанные тексты магнитофонных экскурсий; персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых; световая сигнализация; знаковая символика на билетах и музыкальных проспектах, обозначающая готовность принять аудиторию глухих);
ü услуги для лиц с нарушением зрения (экскурсии для слепых с
использованием осязаемых предметов, продажа открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок; допуск собаки-поводыря в музей, гид-кассета, перчатки (если это необходимо для проведения экскурсии «на ощупь»), информация с
использованием шрифта Брайля и крупного шрифта, разборчивые надписи, хорошее освещение;
ü услуги и специальные технические средства для людей с ограничениями движений (трапы с регулировкой наклона лестниц; пассажирские лифты, доступные для людей с колясками; специальные туалетные комнаты, дверные ручки, столики с информацией и общественные телефоны, находящиеся на высоте, которая удобна для лиц в колясках, широкие дверные проёмы, коляски, предлагаемые для использования в музее, стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для использования
во время экскурсий и для отдыха, карты маршрутов, обозначающих места для отдыха, места нахождения трапов и число ступенек на лестнице, места для проведения общих занятий с показом на них принесенных экспонатов).
Однако, даже в известных западноевропейских музеях техническая обеспеченность не всегда доступна и реально функционирует, отмечается, что посетителей из числа инвалидов в них все же немного. Последнее обстоятельство объясняется психологическим дискомфортом инвалидов и недостаточным умением работников музеев в оказании этим посетителям необходимой поддержки. Наибольшее внимание этой проблеме было уделено в Великобритании. Для устранения указанных недостатков в 1992 году на конференции Ассоциации музеев Великобритании было утверждено новое «Руководство по работе с инвалидами для музеев и художественных галерей в Великобритании». Документ был бесплатно разослан во все музеи страны, организации инвалидов, органы власти и соответствующие центральные министерства.
После утверждения Закона «О правах инвалидов» (1995), в Великобритании стали разрабатываться практические нормы, обеспечивающие в музеях действие этого закона. Поэтапно была реформирована структура музеев с учетом интересов инвалидов путем устранения физических барьеров, препятствующих свободному доступу в музеи. К работе с инвалидами в музеях Великобритании активно привлекаются волонтеры, для которых издано специальное пособие.
Во Франции в начале 90-х годов был поставлен и под руководством Управления музеев решен вопрос о привлечении и обслуживании посетителей-инвалидов. Была выпущена книга «Комфортные условия посещения для всех». Деятельность по адаптации музейных пространств координируется с Обществами друзей музеев, ассоциациями инвалидов, медицинскими учреждениями.
Большое внимание в зарубежной практике работы музеев с инвалидами уделяется определенного микроклимата, который позволяет инвалидам избавиться от определенных комплексов дискомфорта при посещении музеев.
С 1985 года Американская ассоциация музеев совместно с Национальной организацией инвалидов стала присуждать специальную премию музеям за достижения в осуществлении образовательных программ работы с инвалидами. В 1990 году в США был принят акт об инвалидах, который предложил музеям принять серьезные меры для решения этой проблемы. В настоящее время многие музеи имеют соответствующие комитеты и коллективы советников по облегчению доступа инвалидов. В Нью-Йорке 7 музеев составили Консорциум доступных музеев, что позволило централизовать информацию об услугах для инвалидов. Заслуживает внимания деятельность Музея современного искусства (Нью-Йорк) по составлению и воплощению в жизнь программ для посетителей-инвалидов. Еще в 1944 году этот музей в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ арт-терапии. В 1972 году была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Специально обученный персонал помогает посетителям с нарушенным зрением оценить собрания скульптур из постоянной коллекции. В музеях США существуют специальные залы для незрячих инвалидов, где максимально облегчено знакомство с экспонатом тактильно, с помощью ощупывания.
Важным направлением стала художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов. Члены общества слепых художников собираются вместе, рисуют, посещают художественные выставки и различные мероприятия. Особый вид музейной деятельности — рассказ не для инвалидов, а о них самих. Такие мероприятия, как утверждают авторы проекта, нужны для здоровых людей, чтобы преодолеть их предубеждения против инвалидов. Примером является Музей на основе коллекций Бетлемского королевского госпиталя для лечения психических больных людей.
На своей 11 Генеральной конференции Международный совет музеев рекомендовал музеям предпринять активные шаги «для обеспечения максимальной доступности их коллекций и разработки соответствующим образом разработанных программ». В 1998 году организация «Фондасьон де Франс» провела первую международную конференцию «Музеи и инвалиды».
Во многих странах ставятся задачи по совершенствованию работы музеев через взаимодействие с общественными объединениями инвалидов.
Работа театров иконцертных залов
Основное направление деятельности театров и концертных залов в отношении инвалидов за рубежом — обеспечение доступности соответствующих помещений для лиц с ограниченными возможностями (по аналогии с вышеописанными мерами в музеях), обеспечение лиц с нарушением слуха и зрения вспомогательными техническими средствами, облегчающими восприятие спектаклей, выделение специальных посадочных мест, проведение благотворительных спектаклей и концертов.