Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры
Искусство - явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем проецируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на них.
Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.
У разных видов искусства законченность и определенность образов различны: они принимают разную интерпретацию в живописи и скульптуре, в художественной литературе, в музыке.
Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации и т.п. Взаимоотношения между художественным творчеством и каждой из этих важнейших областей культуры далеко не однозначны, варьируясь от значительного взаимопроникновения до плохо скрываемого антагонизма.
Наиболее тесные, исконные связи искусство сохраняет с религией.Это объясняется не только общностью их происхождения, но прежде всего тем, что обе эти стороны духовной жизни человека - религия и искусство - относятся к его эмоциональной, чувственной сфере. Религиозный ритуал во все времена и у всех народов строился на эстетической основе. Это
57 находит свое выражение в богатейшем религиозном искусстве, величественных храмах, пышных богослужениях и одеяниях служителей культа при их пропагандируемой личной непритязательности и бедности.
Однако есть и принципиальные различия между искусством и религией. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им, система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства - восхищение не этими силами, а реальным миром и стремление отразить его в художественных образах также для пробуждения экстаза, только эстетического.
Религиозное мировосприятие носит преимущественно вневременной, наднациональный характер. Художественное мировосприятие чаще связано с наслаждением самой жизнью, более индивидуально и принадлежит конкретным географическим, историческим и национальным реалиям. Все это наглядно проявляется в различиях между духовным и светским искусством. Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.
Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклас-сического периода VIII-VI вв. до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство - религия, а о религиозном искусстве. И искусство, и религия обращаются к самым тонким стрункам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно религиозные сюжеты утверждали гуманистические идеалы.
Крепки связи и между искусством и моралью. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людского несовершенства. Уже давно замечено, что нравственность и красота - категории, органически дополняющие друг друга. Однако они далеко не всегда находятся в идеальном синтезе. В области искусства также могут существовать произведения, совершенные по форме, т.е. красивые, но весьма далекие от норм морали, т.е. безнравственные.
Теоретически и практически в категории мировой культуры можно выделить три основных варианта отношений искусства и нравственности, находивших свое выражение вконкретных произведениях:
1) искусство морализаторского типа, тесно связанное с жизнью и ее потребностями, обладающее необходимыми художественными достоинствами, но нацеленное прежде всего на воспитание, улучшение человека. К нему относятся произведения литературы и искусства, служивших людям повседневной духовной пищей, но обычно не выходивших за рамки своей эпохи и своего народа;
2) эстетствующее искусство, или «искусство для искусства», отвергающее действительность, менее распространенное. Здесь выдвигается требование чисто формального совершенства произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности;
3) искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, представляют собой органическое единство с совершенной формой.
В разные эпохи и в разных социальных условиях каждая из рассмотренных разновидностей искусства может стать преобладающей. Во взаимоотношениях между искусством и политикой ощущается скрытое противостояние. Объяснение этому простое: и эстетическое, и религиозное, и нравственное чувства способствуют объединению огромных масс людей и обычно связаны с некой общечеловеческой идеей, отвергающей какие-либо социальные и национальные различия. Политика служит интересам отдельных групп людей (наций, партий, классов, движений и т.п.) и препятствует созданию единства человечества. Политика всегда связана с определенным групповым эгоизмом, в то время как настоящее искусство обычно политически бескорыстно и продиктовано любовью к человеку вообще.
К сожалению, часто искусство, обладая огромной силой воздействия на людей, становится орудием безнравственных политических манипуляций. Такое «ангажированное» политикой искусство всегда преходящее и остается в истории культуры лишь как иллюстрация к былым политическим и идеологическим сражениям.
Несмотря на то, что искусство и техника кажутся принципиально различными сферами творческой деятельности человека, их взаимодействие в истории культуры имело весьма далеко идущие последствия. Раньше всего они выразились в успехах множительной техники проделавшей путь от самых примитивных клише до современных электронных полиграфических машин; от фонографа до новейших звукозаписывающих устройств и т.д. как технологическая основа «массовой культуры». Все это способствовало сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки, скульптуры и предметов народного творчества, повышая общий художественный потенциал человечества. Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было также изобретение аппаратов и приспособлений, не только множивших визу-
59 альные и звуковые образы, но и способствующих появлению новых видов искусства - художественной фотографии, кино, телевидения и т.п.
Научно-техническая революция родила и дизайн сего теорией, эстетикой, задача которой - находить такие комбинации линий, объемов, форм, цвета, звуков, материалов, которые максимально соответствовали бы предназначению того или иного механизма и в то же время пробуждали в человеке чувство красоты. Культура - целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. И в-третьих, - в отношении творцов искусства и политическим событиям встране.
Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическим, оценочными, игровыми и др. Для науки характерны: непротиворечие, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства
- мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека как часть природы, объектом искусства
- человека, его духовность и отношение к миру.
XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются «языковые», выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля.