Искусство доколумбовой америки

К тому моменту когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), боль­шинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако некоторые индейские народы уже несколько тысячелетий вели оседлый образ жиз­ни и занимались земледелием. Очагов древней цивилизации было два. Пер­вый находился в Центральной Америке, на территории современных Мек­сики, Гватемалы и Гондураса. Второй располагался в Южной Америке на плоскогорье Анд — это земли современных Перу, Боливии, Колумбии, Эква­дора и Чили.

Здесь существовали могущественные государства с высокоразвитой культурой. Некоторые из них исчезли задолго до Колумба, другие были унич­тожены во время конкисты (исп. conquista) — завоеваний испанцев и пор­тугальцев в Мексике, Центральной и Южной Америке в конце XV—XVI вв.

Завоеватели-конкистадоры мало интересовались культурой покорённых народов: они жаждали золота. Города и дворцы разрушались, золотые из­делия переплавлялись в слитки — так их удобнее было вывозить. Письмен­ностью у индейцев владели в основном жрецы и правители, поэтому с раз­рушением государств память о прошлом быстро угасла. Джунгли и пески поглотили развалины городов. Великие цивилизации Америки ушли в небы­тие, казалось навсегда.

Древнейшая из известных сейчас цивилизаций доколумбовой Аме­рики — культура ольмеков. Она су­ществовала на побережье Мекси­канского залива приблизительно во II—I тысячелетиях до н. э. и ис­чезла в начале новой эры. Эта циви­лизация названа так по имени наро­да, жившего здесь значительно позже — в XI—XIV вв. Ольмеки вла­дели письменностью, но язык их не­известен, и надписи расшифровать пока не удаётся. Они строили горо­да, которые, как и у других народов Центральной Америки, прежде все­го были святилищами, а уже потом крепостями и центрами ремёсел и торговли, как было, например, в Западной Европе. Храмы ольмеков стояли на ступенчатых пирамидах, впоследствии этот архитектурный приём у ольмеков переняли и дру­гие центральноамериканские циви­лизации. В храмах жрецы прино­сили богам человеческие жертвы; ритуальные убийства — общая чер­та древнеиндейских культур. Глав­ным божеством был ягуар (сохрани­лось множество его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве имели несколько «кошачьи» черты.

Загадочны самые характерные памятники ольмекской культуры — огромные каменные «головы» высо­той до трёх метров и весом до со­рока тонн. Их лица имеют явно африканские черты. Кого они изо­бражают — неизвестно. Непонятно и предназначение «голов», а ведь их зачем-то доставляли вручную за де­сятки километров от каменоломен!

искусство доколумбовой америки - student2.ru

Голова. Культура

Ольмеков.

Ла-Вента.

искусство доколумбовой америки - student2.ru

Ольмеки были прекрасными масте­рами по обработке камня.

О закате ольмекской культуры ничего не известно. В более позд­ние американские цивилизации пе­решло многое из искусства этого за­гадочного народа.

Так называемый классический период центральноамериканских культур изучен лучше. У истоков его находится культура Теотиуакана (II в. до н. э. — VII в. н. э.). Так назы­вался город, находившийся неда­леко от современного Мехико. Два главных храма, посвященных Солн­цу и Луне, располагались на огром­ных пирамидах (храм Солнца сто­ял на пирамиде высотой почти шестьдесят пять метров). Центр го­рода, названный испанцами Сьюдадела (Цитадель), состоял из возвы­шающихся одна над другой террас, где размещались пятнадцать малых пирамид и грандиозное святилище Кетцалькоатля (Пернатого Змея), одного из самых чтимых божеств Центральной Америки. Храмы были украшены разноцветными роспися­ми и статуями богов. Глаза изваяний

инкрустировали пер­ламутром и драгоценными камнями, а сами статуи ярко раскрашивали. Печатью высо­чайшего мастерства отмечены и другие произведения искусства, созданные мастерами Теотиуакана: расписная керамика и ритуальные каменные маски.

Цивилизации «классического» периода были разрушены нашест­вием народа тольтеков. В VII в. они пришли на плодородные земли из мексиканских пустынь и к X в. соз­дали собственную культуру, испол­ненную своеобразной мрачной вы­разительности. Среди развалин их столицы Толлана до сих пор возвы­шаются четырёхметровые статуи суровых воинов с изображением бабочки на груди. Это не совсем скульптуры, скорее, каменные стол­бы, которым с помощью резьбы придан человеческий облик. Когда-то они поддерживали алтарь храма Тлауискальпантекутли (Владыка Рас­света), а бабочка символизировала планету Венеру — одно из воплоще­ний божества Кетцалькоатля.

В XI в. с севера пришли новые завоеватели — ацтеки. Усвоив мно­гое из наследия более древних культур, они создали могучую циви­лизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала рели­гия, возможно самая жестокая в Новом Свете. Боги ацтеков требова­ли человеческих жертвоприноше­ний ежедневно — иначе миру

искусство доколумбовой америки - student2.ru

Наши рекомендации