Понятие полифонии. Типы полифонии, их характеристика
ПОЛИФОНИЯ – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. Термин «Полифония» имеет греческое происхождение (πολνς – много, φωνή - звук). Появился в музыкальной теории и практике в XX веке. Более ранний термин – «Контрапункт» (от латинского punctus contra punctum – нота против ноты), встречающийся в трактатах после 1330 года. До этого времени использовался термин discantus (голос, присоединяемый к данному голосу – кантусу). Еще ранее, в IX-XII веках, многоголосие обозначалось словом diafonia.
Классификация типов полифонии(по С. Скребкову).
1. Контрастная, или разнотемная полифония. Основана на одновременном звучании мелодий, контрастных по мелодическому и ритмическому рисунку, а в вокальной музыке и текстом. Возможно функциональное разделение голосов на основную (часто заимствованную) мелодию и контрапунктирующую (присочинённую к ней).
Пример 1. И. С. Бах. Хоральная прелюдия Es-dur “Wachet auf, ruft uns die Stimme” BWF 645.
2. Имитационная полифония. От латинского Imitatio – подражание. Основана на проведении одной и той же мелодии разными голосами поочерёдно, то есть со смещением во времени. Голоса функционально равны (не разделяются на главный и контрапунктирующий), мелодически идентичны или сходны, но в каждый момент звучания контрастируют, то есть образуют контрапункт.
Пример 2. Жоскен Депре. Missa “L home arme (sexti toni)”.
3. Подголосочная полифония как разновидность гетерофонии. Гетерофония (от греческого ετερος– другой и φωνή - звук) – древнейший вид многоголосия, существующий в устной традиции народной музыки и богослужебного пения. Письменные образцы являются либо записью напетого варианта, либо композиторской стилизацией.
Гетерофония основана на одновременном звучании нескольких вариантов одного и того же напева. Ответвления от монодии возникают на небольшом протяжении и образуют, в основном, дублировки. Одна из причин этого явления в устной природе монодической культуры. Устные виды творчества предполагают существование в сознании исполнителя некоей мелодической первоосновы, по которую каждый голос распевает свой вариант. Вторая причина - естественные различия диапазонов голосов исполнителей.
В подголосочной полифонии ответвления от основного напева более самостоятельны, чем в других разновидностях гетерофонии. На отдельных участках образуется контрастное многоголосие. Функции голосов разделяются на основной голос и подголосок.
Подголосочная полифония характерна для народно-песенного многоголосия некоторых национальных культур, в том числе русской.
Основные черты подголосочной полифонии:
1. унисонное или одноголосное начало каждой строки (куплета),
2. эпизодические ответвления от основного напева (подголоски) в середине строки (куплета) во время слогового распева,
3. возвращение к унисону в конце строки (куплета),
4. свободное включение и выключение голосов,
5. одновременное произнесение слогов текста,
6. относительно свободное использование диссонансов.
Пример 3. Русская народная песня «Зеленая рощица».
Основная литература.
Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Часть 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. – М., 2002.
Скребков С. С. Учебник полифонии. – М., 1965.
Фраёнов В. К. Гетерофония. Подголосочная полифония. // Музыкальный энциклопедический словарь. М.,1990, стр.134.