Виды занятий по изобразительной деятельности
по содержанию изображения (рисование, лепка, аппликация) различают:
предметное,
сюжетное,
декоративное;
по способу (методу) изображения:
· по представлению, (по воображению) - строится на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ (рисование, лепка, аппликация).
· по памяти - строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и как можно более точно изображают (рисование, лепка).
· с натуры - представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного восприятия предмета, явления (рисование, лепка).
по характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем,
на свободную тему, выбранную ребенком (занятия «по замыслу»).
по источнику тем, замыслов: на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения);
на музыкальные темы;
на темы окружающей действительности.
Одно ито же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.
Изображение (рисование, лепка) с натуры. - изображение предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи. Ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.
Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Л.А.Раева и Н.П.Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию с плоской или приближенной к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фронтальной стороны, чтобы не был виден объем; простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количеством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игрушки: утка, гуси и др.; мягкие игрушки, но с отчетливым контуром: медвежонок, зайчик и др.). Р.Г.Казакова показала, что дети могут рисовать предметы-игрушки в фиксированной позе: кукла сидит, шагает, наклонилась: передача движущейся натуры (цыплята с наседкой, кролик в клетке и т.п.).
Очевидно, в практике столь сложную (движущуюся) натуру давать детям нет необходимости. Рисование получается по представлению (при натуре), соответственно следует ставить другие задачи.
Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке.
Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передать в рисунке эти индивидуальные особенности.
Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько листочков выросло справа? Столько и рисовать будем...»
В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок карандашом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.
Перед самостоятельной деятельностью полезно напомнить детям последовательность изображения, напомнить технику рисования и напомнить необходимость сравнивать рисунок, поделку с натурой в процессе изображения.
Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изображение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.
Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пейзажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.
Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них больший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельности взрослых.
Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной.
5. Назовите структурные компоненты занятия по обучению дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте задачи и содержание каждой структурной части занятия. Проанализируйте роль воспитателя на всех этапах занятия. Предложите варианты индивидуальной работы с детьми во второй части занятия по руководству процессом воплощения замысла. Спрогнозируйте возникновение возможных трудностей у детей и предложите способы их преодоления.