Станковая и декоративная композиция
Данный раздел включен в программу, так как задания, которые рекомендуется выполнить, способствуют формированию у студентов профессиональных навыков художника-графика, художественного вкуса, чувства стиля, высокого исполнительского уровня.
Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.
К станковым относятсякомпозиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, панно, витражи, скульптурные рельефы , композициипредметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.
Станковая композиция - это создание картины на станке – мольберте. С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения, явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению. С другой - комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла
Термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа.
Декоративная композиция, которая выполнена на плоскости, является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли, чувства.
В данном разделе студенты выполняют ряд заданий станковой графики в технике имитации офорта (материалы: тушь, перо) или декоративные хроматические композиции , выполненные на основе натурных зарисовок ( материалы: гуашь).В качестве исходных материалов служит натурная зарисовка пейзажа или фотография. Выполненные задания очень красивы, так как представляют собой самостоятельные графические листы. Они могут войти в творческое портфолио студента, а также составить выставочный фонд.
Примерные темы для заданий:
1. Каналы Петербурга. Станковая композиция (тушь, перо, гелевая ручка, тонированная бумага).
2. Храмы. Декоративная композиция (акварель, гуашь, тонированная бумага).
3. Сказочный персонаж. Костюм. Создание имиджа. Смешанная техника, коллаж.
4. Маски. Смешанная техника, коллаж.
Рис.23.Работы студентов по станковой композиции. Пейзаж
Рис.24. Работы студентов по декоративной композиции. Храмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изобраз. Искусство, 2006.- 156 с.
2. Устин В.Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, уточнен. и доп. – М.: АСТ, 2007. – 239 с.
Дополнительные источники:
1. Стоун Т. Л., Адамс С., Мориока Н. Дизайн цвета: Практикум. (практическое руководство по применению цвета в графическом дизайне). – М.: РИП-холдинг, 2006. – 240 с.
2. Сурина М. О. Цвет и символ в икусстве дизайне архитектуре: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: МарТ ИЦ, 2006. – 152 с.
3. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1990. – 240 с.
4. Волков Н.Н. Цвет в живописи.– М.: Искусство, 2002. – 256 с.
5. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. – М.: Искусство, 1978. – 182 с.
6. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Искусство, 2002, 232 с.
7. Даниэль С.А. Искусство видеть. – М.: РИП-холдинг, 2006, 216 с.
8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Искусство, 2004. – 143 с.
9. Арнхйем Р.С. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1984. – 234 с.
Интернет-ресурсы
1. Композиция в изобразительном искусстве: [Электронный ресурс.] http://compose-place.ucoz.ru/index/teorija_kompozicii/( дата обращения 18.09.2012)
2. Композиция. [Электронный ресурс.] http://www.coposic.ru/kompoziciya-predmet/predmet-kompozicii/ (дата обращения 12.12.12)