Разучивание песни . Этапы работы
Практическое задание
- Продемонстрируйте этапы работы по разучиванию песни (выбор песни по желанию студента)
Разучивание песни . Этапы работы.
Разучивание песни с классом необходимо при подготовке к тематическому классному часу, к песенному конкурсу, к конкурсу инсценированной песни, к концерту, к празднику к родительскому собранию и др., так как, учитель музыки не располагает временем и желанием выполнять все заявки классных руководителей на выучивание песни. Современный учитель начальных классов должен владеть вокально – исполнительской компетентностью и методикой разучивания песни.
Способы разучивания песни различны, установлена лишь последовательность главных моментов этого процесса:
1 краткое вступительное слово учителя;
2 исполнение (показ) песни – учителем или в грамзаписи;
3 беседа с детьми о песне;
4 чтение поэтического текста песни;
5 разучивание песни (репетиционный план).
Выделяют три этапа разучивания песни:
- ознакомление и усвоение первого куплета,
- разучивание всей песни
- закрепление и художественное исполнение песни.
Разучивание песни «» авторов ….
1.В кратком вступительном слове: название, авторы, знакомство с интересными фактами их жизни и творческой деятельности, с другими сочинениями авторов музыки и текста песни, разбор эмоционально – смыслового содержания песни, использование наглядности, которое с помощью художественных средств дополняет содержание и смысл песни, но не перегружает восприятие музыки отвлекающими образами и предметами…..
2.Показ песниследует начинать со слов «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Исполнение песни должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ, чтобы дети захотели ее выучить. Поэтому, если классный руководитель не владеет совершенным вокально- исполнительским навыком, можно прослушать песню в записи в исполнении профессионалов. (показ песни)
3. Беседа с детьми о песне.После первого прослушивания обсуждается эмоционально – образная, содержательная и смысловая характеристика песни и средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигается тот или иной характер и настроение в песне: мелодия и её движение (плавное, скачкообразное), ритмический рисунок (ровный, пунктирный, синкопированный), лад (мажор, минор), динамические оттенки (громко, тихо), темп (медленно, быстро, умеренно), аккомпанемент (инструментовка, жанр, фактура – прозрачная, насыщенная и др.), форма (куплетная)…. (Анализ муз средств данной песни).
4. Чтение поэтического текста песни.Текст читается учителем выразительно, чтобы помочь детям понять смысл и идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста продумывается учителем заранее и передается в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Выразительное чтение способствует более глубокому проникновению в его эмоционально – смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню. Для ознакомления с текстом можно использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате есть рисунок, соответствующий содержанию песни.
5. Разучивание песни (репетиционный план) начинается повторным исполнением песни.
В процессе репетиционной работы используются учебно – ролевые игры, учебные задания, разучивания по фразам. В этот период работы учителю необходимо обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.
1 этап: Разучивание первого куплета:
- учитель пропевает первую фразу или прдложение (если мелодия простая) 2 – 3 раза;
- дети, внимательно прослушав пение учителя повторяют этот же фрагмент. Перед началом пения нужно обязательно интонационно – чисто выстроить первый звук. При многократном повторении фрагмента необходимо выдвигать разные учебные задачи, чтобы мелодия не надоела детям:
ü прослушайте первую фразу,
ü прослушайте, как фраза звучит на инструменте,
ü кто запомнил фразу, подпевайте её на слог «лё»,
ü поем все вместе на слог «лё»,
ü показывайте рукой направление мелодии,
ü поём как один человек,
ü медленно поем со словами,
ü прослушайте 2- ю фразу, определите, есть ли в ней сходство с 1 –ой,
ü округлите звук, дыхание берем через нос и т. д.
Далее выучиваются следующие фразы и соединяются. Затем пропевается весь 1 куплет. Повторяется несколько раз для закрепления в разных вариантах: по рядам, солистами, по цепочке, в разных темпах и др.
2 этап: Разучивание всей песни.Разучивают 2 куплет. Все вместе выразительно читают текс куплета, потом поют по фразам, предложениям, повторяя их по 2 – 3 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта, единого звуковедения. Работа уже ведётся уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством её исполнения. Так же выучиваются следующие куплеты.
Три условных периода разучивания:
1 эскизный(знакомство, анализ песни)
2 технологический(собственно разучивание)
3 заключительный( «впевание», достижение художественной выразительности).
Всё это необходимо продемонстрировать на конкретной песне, которую Вы сможете дать прослушать членам комиссии (хотя бы с телефона) или спеть, составьте вступительную беседу к этой песне, приготовьте картинки к ней, далее поэтапно покажите как Вы будете проводить разучивание этой песни.