Рассуждение в виде хрии. Структура хрии

Хрия(греч. chreia — «необходимость, употребление, польза») – схема построения риторической аргументации, изречение (мысль, тезис) с обстоятельным его анализом [Филиппов 2002: 56]. В хрию могут входить ее эле­менты – протазис, амплификация, причина, противное, пример, подобие, свиде­тельство, заключение (как в полном соста­ве, так и не полностью).

В «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского хрия представлена таким образом.

1. Началом в простых рассуждениях бывает предложение (protasis), или
вам данное, или вами изобретенное. Оно распространяется приличным
образом (периодом) и составляет одну часть.

2. Но если даются для рассуждения слова знаменитого писателя, тогда
похвала писателю и юъяснение его слов (paraphrasis) составляют вторую
часть, т.е. начало в таком случае состоит из двух частей.

Середина простых рассуждений состоит в одной доказывающей и четырех объясняющих, которые все. вместе называются распространением (amplification).

а) Причина (actiologia) составляет доказательство, почему положение
справедливо. Иногда бывают многие причины и сия часть нарочито
распространяется.

б) Противное (amplificatio a contrario) показывает и отвергает мысли, не
совместимые с предложением или причиною, и бывает двояким образом:

1) отвергается просто противное; 2) искусно делаются выражения и подробно каждое отвергается.

в) Подобие (a simili) объясняет или предложение, или его причину
известными сравнениями, уподоблениями.

г) Пример (ab exemplo) приводит лица или происшествия, которые служат доказательством предложению или его причине.

д) свидетельство (a testimonio) приводит слова Священного Писания или знаменитого писателя, которые подтверждают предложение или его причину.

3. Конец состоит из одной части, и эта часть есть заключение (conclusio).
В ней снова повторяется предложение с большею силою, с важнейшими
убеждениями или выводится.

Искусственное рассуждение (chria inversa) бывает двух родов. 1. Рассуждение через предыдущее и последующее.

В нем предшествует причина, а заключает предложение. 2. Рассуждение через положение и приложение.

Оно начинается подобием, противным, примером или свидетельством и переходит к предложению, которым заключается рассуждение [Лапотько 2002: 11–12].

Образец[Филиппов 2002: 57].

Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему зна­чит унижать достоинство человека ко вреду собственному. Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой. Так, пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни. Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов. «Дух крот­кий обиды простит, великий забывает», – пишет Озеров. Итак, удаляй­те от сердца страсть мщения. (Волков А.А. Основы русской риторики)

Протазис –предложение как начало в простых рассуждениях, главная мысль высказывания, содержащая название предмета обсуждения.

Мщение есть страсть низкая и вредная…

! Если для рассуждения взяты слова знаменитого человека, в этом случае звучит похвала ему и изъяснение его слов (амплификация).

Причина– элемент рассуждения, довод, указывающий на основание протазиса (почему предложение, взятое в начало, верно).

Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему зна­чит унижать достоинство человека ко вреду собственному.

Противное – элемент рассуждения, противоположный протазису по смыслу. Иногда противоположные протазису мысли искусственно измышляются, затем отвергаются. Употребляется для подтверждения истинности протазиса.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой.

Подобие – элемент рассуждения, объясняющий протазис, или указание его причины через сравнение, уподобление.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Так, пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни.

Пример – указание лица или происшествия, события, которое служит доказательством протазису (предложению) или его причине.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов.

Свидетельство– приведение слов из авторитетного источника в подтверждение протазиса или для указания его причины. Это могут быть слова из Библии, слова знаменитости (философа, писателя, художника т.д.), пословицы и поговорки разных народов.

Мщение есть страсть низкая и вредная…«Дух крот­кий обиды простит, великий забывает», – пишет Озеров.

Заключение (хрии)– завершающий элемент рассуждения, который усиливает смысл протазиса, повторно и более энергично выражающий ту же мысль.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Итак, удаляй­те от сердца страсть мщения.

Афоризмы для учебных выступлений

1. Не удастся все время дурачить народ (А. Линкольн).

2. Попробуйте сказать, что хотите, – всегда найдутся люди умные и образованные, которые станут говорить противное (Н.Г. Чернышевский).

3. Посредственность обыкновенно осуждает все, что вышего ее понимания (Ларошфуко).

4. Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут (С. Лец).

5. Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Лец).

6. Постоянная важность – признак посредственности (Вольтер).

7. Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д.С. Лихачев).

8. Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь – и уже больше ни с чем не спутаешь.

9. Никакая любовь, кроме любви интеллектуальной, не может быт вечной (Спиноза).

10. Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Энштейн).

Учебные сочинения в виде хрии.

Задание. Найдите в предложенных сочинениях части хрии и назовите их.

«Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих

собственных»

Франсуа де Ларошфуко

Все мы по нескольку раз в день даем другим людям советы, часто даже не замечая этого. Делаем это легко и непринужденно. Французский философ, мыслитель Франсуа де Ларошфуко по этому поводу говорил «Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных».

Это и действительно так, в чужих делах всегда проще разобраться, все гораздо яснее и понятнее. И решение приходит само собой. В своих же делах, как правило царит хаос. Мы путаемся во множестве решений. Испытываем трудности по поводу того, как поступить, в чем пойти, что сказать… И очень часто, если не всегда, прибегаем к советам близких, родственников, друзей и подруг, знакомых.

Почему же трудно быть мудрым для себя? И почему мы так быстро находим выход из трудного положения? Разбираясь в чужих делах, мы не испытываем страх по поводу того, что в результате наших решений, что-то может не получиться или получиться не так, как хотелось бы, не боимся потерпеть фиаско, с одной стороны. С другой стороны, не испытывая сильных чувств и эмоций в отношении какого-либо дела, мы получаем возможность думать и поступать, вернее, советовать поступать, с холодной рассудочностью. В этом, на мой взгляд, и проявляется мудрость.

Представим себе, что все было бы наоборот. Мы были бы мудры в отношении своих дел. Не принимали бы во внимание все страсти сердца, увлечения, переживания, страдания, метания, желания. Тогда мы не были бы живыми, мы бы не жили, превратились бы в машин, в один рассудок, не облаченный в живую материю и не наделенный чувствами и эмоциями.

Это подобно тому, как врач, оперирующий больного, удаляет зараженные части его тела, не чувствуя боли. Но случись врачу самому заболеть… И он обращается к другим врачам. Так как для него саомоврачевание невозможно, так как сопряжено с неизмеримыми болевыми ощущениями. За редким исключением, описанным в литературе. Известен случай, когда, находясь в экспедиции, в Антарктиде, врач сам себя оперировал без наркоза, потому что просто не было выхода. Но вопрос стоял так: либо жизнь, либо смерть? Такие исключения лишь подтверждают правило.

Пожалуй, нет народа, у которого не было бы традиции уважительного, почтительного отношения к старчеству. Именно они являются источником мудрости. У нас на Руси такой обычай тоже существовал. В какой-то мере он сохранился и сегодня. Когда у какого-то члена семьи возникают трудности или кто-то из семьи стоит на пороге принятия ответственного решения, собирается вся семья, и старшие дают совет.

Устное народное творчество хранит много мудрости, в отношении легкости дать совет другим говорят: «Чужую беду руками разведу, к своей – ума не приложу».

Поэтому, действительно, «проявлять мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных», как говорил Ф. де Ларошфуко. И если у вас есть, что посоветовать другому в трудной жизненной ситуации, не бойтесь это сделать.

«Цель оправдывает средства»

Игнаций Лойола

Милые дамы и не менее милые господа! В последнее время расхожей стала фраза, сказанная знаменитым испанским дворянином, основателем Ордена иезуитов, католическим святым, живший в 16 веке, Игнацием Лойолой, известным своими умными мыслями: «Цель оправдывает средства».

Потому что в наш век скоростей и компьютеров человечество больше заботится о своем комфорте, нежели о моральном облике. И для реализации своих планов множество предприимчивых людей «шагают по головам», забывая о таких понятиях, как «дружба», «честь», «достоинство», даже «семья».

Да, цель может оправдывать средства, но ведь цели бывают разными: эгоистическими и гуманными, личного характера и общечеловеческого… Да и средства бывают самыми разнообразными. Мало ли на что готов пойти человек ради воплощения своих замыслов!.. Да в истории, прикрываясь этой фразой, творили кровавые расправы: действуя под выдвинутым Лойолой девизом – «если дозволена цель, дозволены и средства», – иезуиты преследовали ученых, деятелей культуры, просвещенных монахов – словом, наиболее прогрессивных и не подверженных раболепию личностей. Это подобно тому, как мотылек стремится к свету пылающего костра, достигнув цели, обжигает свои крылышки и погибает.

События, произошедшие в России в 1917 году, имели благородные цели – построение общества всеобщего благоденствия. А в результате привели к многомиллионным жертвам, к тому, что тысячи лучших представителей нации покинули страну, Россия оказалась в политической изоляции, культурное наследие предыдущих веков было поругано, разграблено и предано забвению.

Даже идеальная, гуманная цель, во благо человечества или одного близкого человека, не может оправдать средства, ущемляющие права и достоинства другого человека. В Новом Завете сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта заповедь в последствии стала золотым правилом этики: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». И Достоевский в романе «Братья Карамазовы» устами одного из героев сказал, что даже гармония всего мира не стоит слезинки одного ребенка!

Главный принцип, на мой взгляд, которым должен руководствоваться каждый человек в процессе реализации своих целей, – это принцип Гиппократа «не навреди!». Не навредить окружающим тебе людям, родным, чужим! Не ущемить их права и достоинство…

Таким образом, цель оправдывает только те средства, которые укладываются в принятые в обществе нормы этики и морали, те средства, которые выбраны не только разумом, но и сердцем.

Занятие 10

Заключение и его виды

Заключение речи может содержать краткое резюме, либо так называемую концовку, либо и то, и другое. В резюме подводится итог содержанию речи, в концовке получает оформление сам выход из речевой коммуникации (другими словами, концовка представляет собой сигнал о том, что сообщение окончено, а за ним будет следовать другое). Стандартной формулой концовки было знаменитое Dixi, т. е. «Я сказал».

Аналогичную функцию выполняют выражение «Спасибо за внимание», а также предложение задавать вопросы, то есть переходить к дискуссии, естественное в рамках академического красноречия.

Из концовок речей в историю вошли слова Цицерона, который, заканчивая трактат «О старости», писал: «Вот что хотел я сказать о старости. Я желаю вам дожить до нее, чтобы вы собственным опытом могли подтвердить услышанное от меня». А Исократ заканчивает свою речь «О мире» следующими словами:

«Можно еще много и хорошо говорить на эту тему, но два обстоятельства побуждают меня прекратить свое выступление: длина моей речи и мои годы. Я прошу и призываю тех, кто моложе меня и имеет больше сил произносить и писать такие речи, чтобы склонить с их помощью наиболее сильные гражданские государства, привыкшие причинять зло остальным, обратиться к добродетели и справедливости. А в обстановке процветания Эллады лучше условия и для ученых занятий».

Во всех перечисленных выше случаях заключение сводится именно к концовке, а не к резюме. Резюме уместно там, где содержание речи можно уместить в краткие выводы и где нет опасения сбить этим эмоциональный подъем, вызванный воззванием [Хазагеров 2004: 183–184].

Повторяем виды заключения – полемическое(выражение расхождений во мнении с оппонентом или аудиторией), обобщение(рекапитуляция – сжатое повторение содержания основной части, выводы – мысли-следствия, вытекающие из содержания основной части), побуждение(призыв принять решение), клаузула (эффектная концовка).

Задание. Определите, какого типа заключения употреблены в данных ре­чевых фрагментах. (Примеры взяты из справочника по риторике [Филиппов 2002: 70–71]).

I. Так, господа! Страстности было много в этом деле. Но где страсти, увлечения – там истина скрыта. Прочь эти фразы! Не верьте легкомысленным приговорам толпы... Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно напол­нять тюрьмы жертвами и губить из-за одной идеи правосудия. Будь­те судьями разума и совести! Разумно ограничив свою задачу раз­решением того, что дало вам судебное следствие, отрешившись от всех страстей и увлечений, вы, оставаясь в строгих рамках су­дейской мудрости, правда, не понравитесь проповедникам теории равенства или теории жертв и цепей, но зато ваш честный приговор найдет себе привет и оправдание и в вашей чистой со­вести, и в мнении общества, которого вы являетесь здесь представителями!

(Плевако Ф.Н. Речь в защиту Кострубо-Карицкого)

П. Я думаю, довольно того, что я сказал, хотя я о многом не упомянул. Для суждения о лицах, достойных занимать место в Совете, вам не надо другого критерия, кроме вас самих: вспом­ните, за какие заслуги перед отечеством вы сами были признаны достойными этого места. Действия Филона представляют собою новый образец, чуждый всякому демократическому строю. (Лисий. Речь против Филона при его Докимасии)

III. Мне хочется, чтобы каждому из вас, в соответствии с об­стоятельствами вашей жизни, явились сейчас дети-призраки — пусть это будет ребенок, которого вы любите, или еще более лю­бимый ребенок, которого вы потеряли, или ребенок, который мог бы у вас быть, или ребенок, которым вы сами были когда-то. И пусть каждый из этих детей-призраков крепко держит за руку одного из тех малюток, что лежат в Детской больнице или поги­бают, потому что там не нашлось для них места. Пусть каждый из них говорит вам: «Ради меня, во имя мое, помоги этому малень­кому страдальцу!» Ну, так, а теперь проснитесь, и вы увидите, что находитесь в Зале масонов, что вы благополучно досидели до конца немного затянувшейся речи и поднимаете бокалы за Боль­ницу для детей, твердо решив добиться ее процветания. (Диккенс Ч. Речь в защиту Больницы для детей)

IV. Не в нашей власти решить, когда и как совершится великое дело всечеловеческого единения. Но поставить его себе как высшую задачу и служить ему во всех делах своих – это в нашей власти. В нашей власти сказать: вот чего мы хотим, вот наша высшая цель и наше знамя – и на другое мы не согласны. (Соловьев B.C. Вторая речь в память Достоевского)

Задание. Речь какого вида и содержания можно закончить следующими высказываниями?

1) Как выразился Ричард Бах: «Желания нам даются вместе с возможностями для их осуществления». 2) Не зря говорил поэт П.А. вяземский: «За норму общую посредственность берем»

Задание. Вообразите, что Вам нужно выступить на политическом митинге. Составьте полемическое заключение Вашей речи по какому-либо
случаю (предвыборная кампания, всенародный праздник, годовщина
события и др.), в котором Вы подводите итог разоблачениям взглядов
и действий тех, кого Вы считаете Вашими политическими противниками.

Задание. Придумайте заключение к речи на тему «Наука и молодежь», побуждающую Ваших сокурсников участвовать в научных объединениях, кружках, конференциях, активно заниматься научной деятельностью.

Задание. Напишите небольшую речь на тему предыдущего задания, используя в качестве заключения обобщение.

Занятие 11

Наши рекомендации