Глава i. психолого-педагогические исследования по проблемеэстетического восприятия
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: «Эстетическое восприятие учащихся при работе на пленере»
СТУДЕНТКА ____________________ И.А. Иванова
РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________ к.ф.н., доцент О.Н. Оболенская
КОНСУЛЬТАНТЫ ____________________ к.п.н., доцент И.Л. Белова
_____________________ к.п.н., доцент Л.П. Депсанес
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к.п.н., доцент Н.В. Сырова
«___» июня 2017 г.
Нижний Новгород – 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ……………………….. 6
1.1. Психологические особенности эстетического восприятия..………….6
1.2. Место и роль природы в восприятии окружающего мира………….18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………………….
2.1. Методические особенности приобщения учащихся к работе на пленере…………………………………………………………………………..25
2.2. Разработка методических рекомендаций для проведения занятий на пленэре…………………………………………………………………………..28
2.3. Этапы создания пейзажей на тему «Провинциальный город»………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная бакалаврская работа посвящена проблеме развития эстетического восприятия учащихся при работе над пленерным пейзажем. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу по воспитанию творчески активной личности, способной решать социальные задачи в нестандартных условиях, самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, творчески преобразовывая окружающую среду. Поэтому одной из основных задач современного педагога является формирование в учащихся не только определенных умений, знаний, навыков, но и развитие творческих способностей, воспитание гармоничной всесторонне развитой личности.
Актуальность исследования заключается в проблеме развития эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре, как важного этапа в формировании профессиональных навыков учащихся.
Проблема развития эстетического восприятия окружающей среды, волновала на протяжении нескольких столетий не только ученых- исследователей, но и педагогов, непосредственно занимающихся практической изобразительной деятельностью с учащимися.
Особенности формирования эстетического восприятия художественного творчества нуждается в систематическом исследовании, фундамент которого заложили философы, педагоги, физиологи, искусствоведы, психологи. Они раскрыли основные особенности творческой деятельности человека, что дает возможность приступить к научно-творческому обоснованию педагогических методов активизации творческих способностей человека в области изобразительного искусства. Творческие способности развиваются в конкретной деятельности человека. Именно поэтому следует с раннего возраста приобщать детей к изобразительной деятельности, передавая им знания, опыт, развивая навыки.
Теоретические и методические проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству наиболее полно исследованы в работах Е.Н. Водовозовой, Л.С. Выготского, Е.В.Гончаровой, А.Н.Занковского, В.С.Кузина, Б.Н.Неменского, Н.Н.Ростовцева и других отечественных педагогов и психологов.
Природа художественного творчества не может быть понятна без осмысления искусства как особой формы познания и эстетической деятельности человека. Для успешного руководства творческой деятельности детей не занятиях рисования педагогу необходимо знать особенности психологии изобразительной деятельности разных возрастов, содействовать формированию творческих способностей учащихся. Знания особенностей восприятия, психологии поведения помогает педагогу подобрать правильные методы воздействия на ученика. Направить на путь развития его творческих способностей и задатков.
Педагогическая ценность знакомства учащихся с пейзажной живописью и графикой при работе на пленере объясняется тем, что в процессе создания собственных произведений у детей формируется эстетическое восприятие окружающего мира и вырабатывается потребность творческой деятельности.
Цель исследования – выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия учащихся при работе на пленере.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме эстетического восприятия окружающего мира;
- разработать методические рекомендации для проведения занятий с учащимися на пленэре;
- провести анализ создания серии творческих работ по теме «Провинциальный пейзаж».
Предмет исследования – развитие эстетического восприятия учащихся при работе на пленере.
Объект исследования – педагогический процесс, направленный на формирование эстетического восприятия окружающей среды, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.
В ходе работы были использованы следующие методы :
- теоретические: систематизация, обобщение, классификация;
- эмпирические: беседа, экскурсия, наблюдение процесса обучения, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности.
Теоретическая значимость исследования основана в процессе анализа психолого-педагогической особенности проблемы эстетического восприятия учащихся на занятиях по пленэру. Разработаны рекомендации по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке серии занятий на пленэре на основе учебной программы Б.Н.Неменского «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2014, которая может быть использована в работе педагога как общеобразовательной школы, так и в системе дополнительного образования.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определяется актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, поставлена цель и определены задачи, теоретическая и практическая значимость работы на основе выбранных методов.
В первой главе исследуются психолого-педагогический аспект проблемы.
Во второй главе рассмотрены методические основы обучения учащихся на пленере, представлены методические разработки занятий, а также описываются этапы создания творческой работы.
В заключении подводятся итоги по результатам исследования.
Список литературы насчитывает 29 наименований и 9 интернет источников.
Приложение на 15 листах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в изобразительной деятельности возникает в жизни детей, как только они начинают общаться, формироваться как субъекты общества, и на протяжении жизни непроизвольно или добровольно человек обращается к творчеству. Люди тянуться к искусству, они нуждаются в нем, сами того не осознавая.
Задача педагога – научить с помощью искусства и через искусство видеть красоту во всех ее проявлениях, доказав, что не бывает человеческого общества без искусства. Искусство помогает общаться, понимать друг друга, иметь единую реакцию на явления окружающего мира.
Создавая свои произведения, творец, изучая историю, впитывает реальный человеческий опыт, примеряя «маску» на себя, входит в образ персонажей. Любая неточность в произведении отталкивает зрителя, отчего произведение становиться неинтересным и недолговечным.
В зависимости от того, насколько человек подготовлен к восприятию и решению различных проблем, какого его окружение, психологическое состояние, зависит его дальнейший жизненный и творческий путь. Интерес к искусству, зарожденный в детском возрасте, помогает человеку в дальнейшем. На протяжении всей жизни, ярче воспринимать окружающий мир, делает его более насыщенным.
Целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни. В содержательный
компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с
коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования. Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.
В ходе данного исследования была проведена научная и практическая работа, целью которой было доказать важность формирования и развития эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре. В процессе теоретических и экспериментальных исследований сделаны следующие выводы:
- Изученные труды по проблеме исследования в области методики обучения изобразительному искусству, искусствоведения, художественно-творческой практики, психологии и физиологии, педагогики, а также анализ методической и теоретической литературы по проблеме исследования позволяют рекомендовать методы работы по развитию эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре.
- Проведенный историко-теоретический анализ развития пленэрной живописи и исследованные возможности применения графических и живописных техник на пленэре, позволяет сделать вывод о том, что изучение творческих методов работы мастеров изобразительного искусства в области пленэрной живописи положительно влияет на развитие творческих способностей и формирует эстетическое восприятие окружающего мира.
- Разработанные методические рекомендации, основаны на эстетическом восприятии действительности, необходимой последовательности освоения графических и живописных приемов изображения, педагогической установки на создание благоприятной атмосферы в процессе работы и индивидуальный подход в обучении, способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает эстетическое восприятие при работе на пленэре.
Применение наглядной методики обучения на пленэре педагогом эффективно влияет на развитие эстетического восприятия учащихся. Анализируя этапы работы, технические приемы, конечный результат, учащиеся задумываются над собственным опытом, учатся сравнивать и применять полученные навыки в своих работах. Проведение занятий и внеклассных мероприятий на практике показало, что в процессе творческой деятельности развивается воображение, как внутренний механизм, обеспечивающий проявление познавательных способностей человека, основанных на эмоциональной реакции.
- Разработанные методические рекомендации направлены на развитие эстетического восприятия учащихся при работе на пленере, положительно повлияли на результат дальнейшей творческой работы учащихся. В процессе работы с преподавателем на пленере, учащиеся обогащают запас своих знаний, умений и навыков, полученных в результате практической работы, тем самым обогащают свой внутренний мир, формируя эстетическое отношение к своему произведению. Работа, выполненная в благоприятной остановке, с деликатными замечаниями, ненавязчивой помощью преподавателя способствует самоутверждению учащегося в достигнутой цели, развивает потребность в дальнейшем желании творческой деятельности. Совместная деятельность учащегося и педагога, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения технологии создания пейзажа способствует развитию эстетического восприятия, побуждает их самостоятельно повышать самообразование.
- Экспериментально проверенная и раскрытая на конкретном материале методика освоения последовательности создания пейзажа, эффективна, целесообразна и имеет практическую значимость для развития творческих способностей и эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре.
Список литературы
1. Александров, В.Н.История русского искусства. Минск, Харвест. 2004 - 276 с.
2. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа. М., ВЛАДОС, 2008. - 301 с.
3. Березина, В. Европейский пейзаж. М., Академия, 2003. - 80 с.
4. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., Республика, 1998. - 448с.
5. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. СПб., 1913. – 47 с.
6. Выготский, Л.С. Психология искусств. Издание третье. М., 1998. - 480 с
7. Выготский,Л.С . Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. N 4.- с. 5-18
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию.Учебн.пособие. М., Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с
9. Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Нижневартовск, 2000. - 108 с
10. Дрезнина,М.Г.Каждый ребенок – художник. М.,Ювента, 2002. - 200 с
11.Зверев, И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. М., Педагогика, 1984. – 140с.
12.Занковский, А.Н. Психология деловых отношений. Учебно-методический комплекс. М., 2008. - 384 с
13.Мальцева, Ф. Мастера русского реалистического пейзажа. М., Искусство, 2006. - 438 с.
14. Неменский, Б.М., Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», М., Просвещение, 2006. – 206 с.
15.Неменский, Б.М., Полякова, И.Б., Сапожникова, Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». М., Педагогический университет, 2007. –124 с.
16 Лясковская, О. Пленер в русской живописи ХIХ века. М., Искусство,1966.- 202 с
17.Ларин, А. Е. Эстетическое воспитание. Мн., Высшая школа, 1992 - 256 с
18.Прытков, В. Исаак Левитан. М.,Художник, 2010. - 70 с
19. Стародуб, К.И., Евдокимова, Н.А. Рисунок и живопись. Ростов-на-Дону, Феникс,2009. - 206с
20.Сокольникова, Н. М.Методика преподавания изобразительного искусства: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования ,5-е изд., перераб. и доп. М., Академия, 2012. — 256 с.
21. Смольянинов, И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. М., Знание, 1985.-64 с
22. Салеев, В. А., Ивашкевич, О. В. Эстетическое восприятие и детская фантазия. Мн., НИО, 1999.-126 с.
23. БЭС //Под редакцией Прохорова А.П. М.,2002. – 487 с.
24. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., Просвещение, 1983. – 223с
23. Ушкова, Н.В. Размышления об эстетическом воспитании. М., Молодой ученый, 2012. №10 - с 392-394.
24. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1995. -193 с.
25.Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М., Педагогика, 1988. – 101с.
26.Юлдашбаева Б. Культурология. Учебник для учреждений среднего профессионального образования. М., Высшая школа, 2005. - 176 с.
27. Серия журналов «50 художников. Шедевры русской живописи».Изд-во ООО «Де Агостини», М., 2011.
Интернет-ресурсы:
28. www.wikipedia.org (Дата обращения 13. О5. 16)
29. www.persev.ru/pamyat (Дата обращения 20. О5. 16)
30. iteraturologiya.academic.ru (Датаобращения23. 05. 16)
31. http:// libsib.ru (Дата обращения 27. 05. 16)
32. http://doshkolnik.ru (Дата обращения 27. 05. 16)
33/http://vospitatel.com.ua (Дата обращения 5. 06. 16)
34.www.shedevrs.ru (Дата обращения 13. 06. 16)
35.www.ped-kopilka.ru (Дата обращения 23. 06. 16)
36. www.art-drawing.ru (Дата обращения 25. 06. 16)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: «Эстетическое восприятие учащихся при работе на пленере»
СТУДЕНТКА ____________________ И.А. Иванова
РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________ к.ф.н., доцент О.Н. Оболенская
КОНСУЛЬТАНТЫ ____________________ к.п.н., доцент И.Л. Белова
_____________________ к.п.н., доцент Л.П. Депсанес
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к.п.н., доцент Н.В. Сырова
«___» июня 2017 г.
Нижний Новгород – 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ……………………….. 6
1.1. Психологические особенности эстетического восприятия..………….6
1.2. Место и роль природы в восприятии окружающего мира………….18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………………….
2.1. Методические особенности приобщения учащихся к работе на пленере…………………………………………………………………………..25
2.2. Разработка методических рекомендаций для проведения занятий на пленэре…………………………………………………………………………..28
2.3. Этапы создания пейзажей на тему «Провинциальный город»………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная бакалаврская работа посвящена проблеме развития эстетического восприятия учащихся при работе над пленерным пейзажем. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу по воспитанию творчески активной личности, способной решать социальные задачи в нестандартных условиях, самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, творчески преобразовывая окружающую среду. Поэтому одной из основных задач современного педагога является формирование в учащихся не только определенных умений, знаний, навыков, но и развитие творческих способностей, воспитание гармоничной всесторонне развитой личности.
Актуальность исследования заключается в проблеме развития эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре, как важного этапа в формировании профессиональных навыков учащихся.
Проблема развития эстетического восприятия окружающей среды, волновала на протяжении нескольких столетий не только ученых- исследователей, но и педагогов, непосредственно занимающихся практической изобразительной деятельностью с учащимися.
Особенности формирования эстетического восприятия художественного творчества нуждается в систематическом исследовании, фундамент которого заложили философы, педагоги, физиологи, искусствоведы, психологи. Они раскрыли основные особенности творческой деятельности человека, что дает возможность приступить к научно-творческому обоснованию педагогических методов активизации творческих способностей человека в области изобразительного искусства. Творческие способности развиваются в конкретной деятельности человека. Именно поэтому следует с раннего возраста приобщать детей к изобразительной деятельности, передавая им знания, опыт, развивая навыки.
Теоретические и методические проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству наиболее полно исследованы в работах Е.Н. Водовозовой, Л.С. Выготского, Е.В.Гончаровой, А.Н.Занковского, В.С.Кузина, Б.Н.Неменского, Н.Н.Ростовцева и других отечественных педагогов и психологов.
Природа художественного творчества не может быть понятна без осмысления искусства как особой формы познания и эстетической деятельности человека. Для успешного руководства творческой деятельности детей не занятиях рисования педагогу необходимо знать особенности психологии изобразительной деятельности разных возрастов, содействовать формированию творческих способностей учащихся. Знания особенностей восприятия, психологии поведения помогает педагогу подобрать правильные методы воздействия на ученика. Направить на путь развития его творческих способностей и задатков.
Педагогическая ценность знакомства учащихся с пейзажной живописью и графикой при работе на пленере объясняется тем, что в процессе создания собственных произведений у детей формируется эстетическое восприятие окружающего мира и вырабатывается потребность творческой деятельности.
Цель исследования – выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия учащихся при работе на пленере.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме эстетического восприятия окружающего мира;
- разработать методические рекомендации для проведения занятий с учащимися на пленэре;
- провести анализ создания серии творческих работ по теме «Провинциальный пейзаж».
Предмет исследования – развитие эстетического восприятия учащихся при работе на пленере.
Объект исследования – педагогический процесс, направленный на формирование эстетического восприятия окружающей среды, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.
В ходе работы были использованы следующие методы :
- теоретические: систематизация, обобщение, классификация;
- эмпирические: беседа, экскурсия, наблюдение процесса обучения, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности.
Теоретическая значимость исследования основана в процессе анализа психолого-педагогической особенности проблемы эстетического восприятия учащихся на занятиях по пленэру. Разработаны рекомендации по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке серии занятий на пленэре на основе учебной программы Б.Н.Неменского «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2014, которая может быть использована в работе педагога как общеобразовательной школы, так и в системе дополнительного образования.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определяется актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, поставлена цель и определены задачи, теоретическая и практическая значимость работы на основе выбранных методов.
В первой главе исследуются психолого-педагогический аспект проблемы.
Во второй главе рассмотрены методические основы обучения учащихся на пленере, представлены методические разработки занятий, а также описываются этапы создания творческой работы.
В заключении подводятся итоги по результатам исследования.
Список литературы насчитывает 29 наименований и 9 интернет источников.
Приложение на 15 листах.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ