Методика«Дифференциально-диагностический опросник»

Баллов – средний уровень,

Баллов – высокий уровень.

Бланк для ответов

П-Д  
А-С  
С-Л  
Н-О  
К  

Интерпретация результатов

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение также необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер также должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Методика «Профиль»
(модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Инструкция для испытуемого: «Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говорится в опроснике? Если «Да», то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставь знак “+”. Если «Нет» – поставь знак «-». Если сомневаешься, поставь знак «?».

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. “Читать” географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов
Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений твоей деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – геогра­фия и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены. По результатам одной методики бывает трудно найти подходящую профессию. Поэтому в случае затруднений обратитесь к консультанту по выбору профессии.

Блан ответов

ФиМ  
ХиБ  
РиЭ  
МиК  
ГиГ  
ЛиИ  
ИиП  
ПиМ  
ПиД  
СиВ  

Опросник

1.Представьте, что Вы на выставке, что больше привлекает в экспонатах?

а) цвет, совершенство форм; б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

2.Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся?
а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; б) мужество, смелость, выносливость.

3.Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым?
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

4.Какое награждение Вас больше бы обрадовало?
а) за общественную деятельность; б) за научное изобретение.

5.Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание?
а) сложность ходьбы, грациозность участников парада; б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

6.Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись?
а) чем-либо практическим (ручным трудом); б) общественной работой (на добровольных началах).

7.Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели?

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);

б) новых продовольственных товаров.

8.Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали?

а) музыкальный; б) технический.

9.Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание?

а) на сплоченность коллектива; б) на создание необходимых удобств.

10.Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали?

а) литературно-художественные; б) научно-популярные.

11.Что важнее для человека?

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

12.Для благополучия общества необходимо?

а) техника; б) правосудие.

13.Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали?

а) о развитии науки в нашей стране; б) о достижениях спортсменов нашей страны.

14.В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность?

а) о машине нового типа; б) о новой научной теории.

15.Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала?

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);

б) работа с машинами.

16.Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее?

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

17.Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности?
а) то, что они несут людям искусство и красоту; б) то, что они выполняют общественно полезную работу.

18.Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение?

а) физика; б) физическая культура.

19.Что обществу принесет больше пользы?

а) забота о благосостоянии граждан; б) изучение поведения людей.

20.Какого характера научную работы Вы бы выбрали?

а) работу с книгами в библиотеке; б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

21.Представьте, что Вы - профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время?

а) занятиям по литературе; б) опытам по физике, химии.

22.Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы?

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

23.Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием?

а) о выдающихся художниках; б) о выдающихся ученых.

24.Что Вас больше привлекает при чтении книг?

а) яркое изображение смелости и храбрости героев; б) прекрасный литературный стиль.

25.Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение?

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.

26.Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь?

а) Поповым и Циолковским; б) Менделеевым и Павловым.

27.Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание?

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.

28.Что бы Вас больше заинтересовало в печати?

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;

б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

29.Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали?

а) главного инженера завода; б) директора универмага.

30.Как Вы считаете, что важнее?

а) много знать; б) создавать материальные блага.


«Определение профессионального типа личностиДж. Голланда»

Инструкция для испытуемого:В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Например, если в первой паре вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своем листочке рядом с цифрой 1 букву «И». То же самое следует проделать со всеми остальными парами профессий.

1Р Инженер-технолог 1И Конструктор
2Р Вязальщица 2С санитарный врач
3Р Повар 3К Наборщик
4Р Фотограф 4П Заведующий магазином
5Р Чертёжник 5А Дизайнер
6И Философ 6С Психиатр
7И Учёный-химик 7К Бухгалтер
8И Редактор научного журнала 8П Адвокат
9И Лингвист 9А Переводчик художественной литературы
10С Педиатр 10К Статистик (в театре)
11С Завуч по внеклассной работе 11П представитель профсоюзного комитета
12С Спортивный врач 12А Фельетонист
13К Нотариус 13П Снабженец
14К Перфораторщик 14А Карикатурист
15П Политический деятель 15А Писатель
16Р Садовник 16И Метеоролог
17Р Водитель трамвая 17С Фельдшер
18Р Инженер-электронщик 18К Секретарь-машинистка
19Р Телеоператор 19П Режиссер
20Р Маляр 20А Художник по металлу
21И Биолог 21С Главный врач
22И Гидролог 22К Ревизор (налоговый инспектор)
23И Зоолог 23П Главный зоотехник
24И Математик 24А Архитектор
25С Работник детской комнаты милиции 25К Счетовод
26С Учитель 26П Командир отряда
27С Воспитатель 27А Художник по керамике
28К Экономист 28П Заведующий отделом
29К Корректор 29А Критик
30П Заведующий хозяйством 30А Дирижер
31Р Радиооператор 31И Специалист по ядерной физике
32Р Наладчик 32К Монтажник
33Р Агроном-семеновод 33П Председатель кооператива
34Р Закройщик 34А Декоратор
35И Научный работник музея 35С Консультант
36И Археолог 36П Эксперт
37И Ученый 37А Актер
38С Логопед 38К Стенографист
39С Врач 39П Дипломат
40С Психолог 40А Поэт
41К Главный бухгалтер 41П Директор

Обработка и интерпретация результатов:Подсчитайте число одинаковых букв, выбранных в каждой паре.Запишите соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например:

Р И С К П А

Буквы обозначают:

Р - реалистичный тип,

И – интеллектуальный тип,

С – социальный тип,

К – конвенциальный (офисный) тип,

П – предприимчивый тип,

А – артистический тип

Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы (первые два типа).

Описание профессиональных типов личности (методика Дж. Голланда).

Реалистичный тип.Выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, социальных отношений. Это мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпочитает роли участника или члена коллектива, избегает руководящих ролей. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности. Этому типу больше присущи математические, нежели вербальные, способности. Психомоторные навыки преобладают над арифметическими и вербальными способностями. Он добивается успеха в основном в области техники и спорта. Представители этого типа имеют простой взгляд на жизнь. При принятии решений зависят от других. Ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкрет­ными объектами (вещами, инструментами, машинами).

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном, садовник, шофер и т.д.

Интеллектуальный тип.Занимается решением проблем окружающей среды, скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Он способен достичь результатов, как в вербальной, так и в математической области деятельности. Интеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоевывает признание за творческие достижения в науке, его интеллектуальность является частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков. Преобладают теоретические цен­ности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышле­ния. Гармонично развиты вербальные и невер­бальные способности. Он хорошо приспосабливается, независим, самостоятелен, несоциален, аналитичен, рацио­нален, независим, оригинален, критичен, любознателен, обладает способностью познания и воображения.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик, ученый.

Социальный тип.Ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов опирается больше на эмоции и чувства, умение общаться, чем на интеллектуальные ресурсы. Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Социальный тип избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами. У него высокие вербальные, но низкие математические способности. Он имеет хорошую приспособительную способность.Представитель данного типа акти­вен, стара­ется держаться в стороне от интеллектуальных проблем, но часто зависим от мнения группы людей. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи). Такие люди добиваются успехов и завоевывают признание в области общения, управления, искусства, занимаясь лечением, преподаванием, воспитанием и другими подобными видами деятельности.

Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог, консультант, воспитатель и другие.

Конвенциальный тип.Выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности, которые установлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный характер. Ему не нравятся специальности, требующие оригинальности и спонтанного выступления. «Конвенциал» обладает больше математическими, чем вербальными способностями. Он неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.

Не проявляет критичность, оригинальность, кон­сервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что не правильно: машинопись, бухгалтерия, экономика.

Предприимчивый тип. Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оригинально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Для него неприемлемы ограничивающие, асоциальные, ручные занятия, а также занятия, требующие усидчивости и большой концентрации. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Зависим от других. Самоутвердиться ему позволяет агрессивность, избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где он может удовлетворить свои потребности в доминировании и признании. Рекомендуются профессии: заведующий, директор, телерепортер, артист, журналист и другие.

Артистический тип. При общении с окружающими опирается на свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своего воображения и от вкуса. Он верит в свои субъективные впечатления и фантазию при решении и истолковании возникающих проблем. Его характеризует сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений, погруженность в свой внутренний мир и оригинальность. Он очень высоко ставит эстетические ценности. Стремится быть независимым творческим художником, обычно становится учителем своего вида искусства. Ему не нравятся «мужские» занятия, такие, как спорт, ремонт машин. Основные его достижения – в области искусства. Это самый оригинальный тип. Оригинальность проявляется в первую очередь в творчестве. У артистического типа высоко развиты моторные и вербальные способности.

Он имеет исключительно хорошие способности восприятия и моторики, которые приводят к крупным успехам в искусстве. «Артист» выражается средствами искусства, компенсирующими его отчуждение от окружающих; развивая и выражая художественное дарование, он обеспечивает себе уважение и признание. Он избегает многочисленных межличностных отношений и отстраняется от людей. Это идет артисту на пользу, поскольку для творчества необходимо освободиться от конвенциональных обычаев, надо быть свободным и свободно мыслить. У него имеется высокий жизненный идеал, усвоенный уже в молодости, - стремление к выделению самого себя.

«Артист» предпочитает занятия, которые носят творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию.

ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА (автор - А. Белов)
Инструкция для испытуемого:Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для Вас обычны, повседневны.

Итак, если ВЫ:

1. неусидчивы, суетливы,

2. невыдержанны, вспыльчивы,

3. нетерпеливы,

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми,

5. решительны и инициативны,

6. настойчивы в достижении поставленной цели,

7. упрямы,

8. находчивы в споре,

9. склонны к риску,

10. способны быстро действовать и принимать решения,

11. неуравновешенны и склонны к горячности,

12. агрессивны,

13. нетерпимы к недостаткам,

14. незлопамятны и необидчивы,

15. неустанно стремитесь к новому,

16. работаете рывками,

17. обладаете резкими порывистыми движениями,

18. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью,

19. обладаете выразительной мимикой и жестикуляцией,

20. склонны к резким сменам настроения –

то ВЫ - ХОЛЕРИК.

Если ВЫ:

1. веселы и жизнерадостны,

2. энергичны и деловиты,

3. часто не доводите начатое дело до конца,

4. склонны переоценивать себя,

5. способны быстро схватывать новое,

6. неустойчивы в интересах и склонностях,

7. легко переживаете неудачи и неприятности,

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам,

9. с увлечением беретесь за любое новое дело,

10. быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать,

11. быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую,

12. тяготитесь однообразием будничной, кропотливой работы,

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми,

14. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке,

15. обладаете всегда бодрым настроением,

16. часто не собранны, проявляете поспешность в решениях,

17. склонны часто отвлекаться,

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь,

19. выносливы и работоспособны,

20. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой –ВЫ обладаете психологическими чертами САНГВИНИКА.

Если ВЫ:

1. спокойны и хладнокровны,

2. последовательны и обстоятельны в делах,

3. осторожны и рассудительны,

4. умеете ждать,

5. молчаливы и не любите попусту болтать,

6. сдержаны и терпеливы,

7. доводите начатое дело до конца,

8. не растрачиваете попусту сил,

9. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе,

10. легко сдерживаете порывы,

11. маловосприимчивы к одобрению и порицанию,

12. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес,

13. постоянны в своих отношениях и интересах,

14. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое,

15. ровны в отношениях со всеми людьми,

16. любите аккуратность и порядок во всем,

17. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке,

18. обладаете выдержкой,

19. серьезно и тщательно подходите к принятию решений,

20. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, мимики и жестикуляции – ВЫ, без сомнения, ФЛЕГМАТИК.

Если ВЫ:

1. стеснительны и застенчивы,

2. теряетесь в новой обстановке,

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми,

4. часто не верите в свои силы,

5. легко переносите одиночество,

6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах,

7. склонны «уходить» в себя,

8. быстро утомляетесь,

9. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника,

10. впечатлительны до слезливости,

11. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию,

12. предъявляете высокие требования к себе и окружающим людям,

13. склонны к подозрительности и мнительности,

14. болезненно чувствительны и легко ранимы,

15. чрезмерно обидчивы,

16. скрытны и необщительны, почти ни с кем не делитесь своими мыслями,

17. малоактивны и робки,

18. безропотно покорны,

19. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих людей,

20. обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота – ВЫ - МЕЛАНХОЛИК.

Обработка результатов. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составит 16 – 20, это значит, что у Вас ярко выражены психологические черты данного темперамента. Если же таких ответов насчитывается 11 – 15, значит, качества данного типа темперамента присущи Вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа темперамента присущи Вам в небольшой степени.

АНКЕТА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (Е. А. Климов)

Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения.

Вопросы

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Лист ответов

А Б В
Ответы Ответы Ответы
     
     
     
     
     
     
     
     

КЛЮЧ

I.Экстраверсия (Э);

“Да”: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35. 38, 41, 43, 46,49,53,57.

“Нет”: 6, 33, 51, 55, 59.

II. Нейротизм (Н):

“Да”: 2. 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

III. “Ложь”:

“Да”: 8, 16, 24,28,36,44. “Нет”: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э)-11-14 баллов, “ложь” - 4-5 баллов, нейротизм (Н) - 10-15 баллов.

ТАБЛИЦА ТИПОВ

Данные по тесту Айзенка
  Э в баллах Н в баллах
1. 0-4 0-4
2. 20-24 0-4
3. 20-24 20-24
4. 0-4 20-24
5. 0-4 4-8
6. 0-4 16-20
7. 0-4 8-16
8. 4-8 0-4
9. 8-16 0-4
10. 16-20 0-4
11. 20-24 4-8
12. 20-24 8-16
13. 20-24 16-20
14. 16-20 20-24
15. 8-16 20-24
16. 4-8 20-24
17. 16-20 4-8
18. 4-8 16-20
19. 4-8 4-8
20. 16-20 16-20
21. 12-16 8-12
22. 8-12 8-12
23. 16-20 8-12
24. 12-16 4-8
25. 8-12 4-8
26. 4-8 8-12
27. 4-8 12-16
28. 8-12 16-20
29. 12-16 16-20
30. 16-20 12-16
31. 8-12 12-16
32. 12-16 12-16

Методика«Дифференциально-диагностический опросник»

(ДДО; Е. А. Климова)

Настоящая методика позволяет выявить профессиональные склонности человека. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция для испытуемого:«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Обработка результатов тестирования ДДО. Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитывается по каждой колонке « Листа ДДО» (итог может быть выражен как алгебраическая сумма). Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применение сил испытуемого. Следует оговорить, что результаты ДДО, характеризуя склонность испытуемого в данный момент, в какой-то мере характеризует и его способности. Но лишь в какой-то мере.

Таблица ответов сделана так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» и «-» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определённому типу профессий. Рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+» при минимальном количестве «-».

Бланк для ответов

ЧП ЧТ ЧЧ ЧЗ ЧХ
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
         
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыт

Наши рекомендации