Психология временного детского коллектива
Временный детский коллектив – группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Особенности
1. Кратковременный срок совместной жизнедеятельности (срок смены)
2. Специфичность состава (дети приехали из различных функционирующих постоянных коллективов семья, двор, школа, класс, секции и т.д.)
3. Замкнутый характер организации жизни (временная «изоляция» детей от непосредственного влияния постоянных коллективов)
4. Круглосуточный контроль отрядных вожатых
Первая стадия ВДК
Знакомство
В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Поведение детей зависит и от мнения большинства, и от мнения взрослых. Иногда в отряде сразу возникает негативный лидер (антилидер), который, как правило, противостоит взрослым. Напряженность в отношениях возникает редко – все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной “оглядкой” на взрослого и большинство.
Основные задачи вожатого в этот период:
· Выявить первоначальный уровень навыков и культуры поведения детей
· Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей
· Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей
· Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми
· Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив
· Организовать индивидуальную работу с детьми
Вторая стадия ВДК
“Раздел территории”, “борьба за власть”, “поиск крайнего”
Главная потребность в это время – потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через общественное мнение. Но может быть и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.
В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя или “свалить кучей” на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск “золотой середины”. Если же конфликт в отряде попытаться “замять”, найти “козла отпущения”, воздействовать на непокорных силой – есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу – коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности. Роль руководителя как установителя норм и традиций также подвергается испытанию.
Основные задачи вожатого в этот период:
· Анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений
· Способствовать единству отряда, для чего необходимо вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения
· Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде
· Определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности
· Укрепить желание к единству
· Помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности
· Укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности
Третья стадия ВДК
Привязанность, сплоченность, близость
Главная потребность – в привязанности. Устанавливается более тесная эмоциональная связь детей друг с другом, становится возможным партнерство, взаимное понимание. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.
Лидер. Характеристики и особенности.
Каким должен быть лидер?
1. Он воспринимает критику без страха, оправданий и обид. Он ее внимательно оценивает: принимает сказанное по существу и не обращает внимания на все остальное.
2. Он не нуждается в том, чтобы угождать другим ради поддержания своего авторитета или чувства собственного достоинства. Он стабилен и обладает здравым чувством уверенности в себе.
3. Он укрепляет окружающих. Он верит в людей. Он показывает им/учит их, как и что нужно делать; помогает им стать уверенными в себе и предоставляет свободу выполнять порученные задания так, как они считают нужным. Он распределяет обязанности и требует отчета о выполненной работе.
4. Он умеет доносить до людей информацию. Он передает нужную информацию нужным людям в нужное время. Он выслушивает предложения своих сотрудников и воплощает в жизнь их идеи.
5. Он умеет планировать. Он планирует заблаговременно, чтобы члены его команды могли работать в благоприятных условиях и достигать максимума.
6. Он созидатель. Он находит пути, позволяющие улучшать уже имеющееся и создавать новое. Он идет на разумный риск.
7. Он всегда учится. Посредством учебы, исследований и экспериментов он обретает новые знания.
8. Он наблюдает за людьми и процессами. Он анализирует, понимает и делает то, что необходимо: хвалит, приспосабливается к ситуации, корректирует, улучшает и т.д.
9. Он умеет ободрить. Он замечает старания и достижения своих товарищей по команде и хвалит их должным образом и в нужное время.
10. Он не просит своих товарищей по команде делать того, чего бы он не делал сам. От себя он требует большего, чем от других.
11. Он умеет прощать. Он не обращает ошибки товарищей по команде против них. Он стремится уладить все недоразумения сразу после того, как они возникают, или он о них узнает; после чего продолжает работать, как будто ни чего не произошло.
12. В решении проблем он руководствуется благодатью, а не страхом. Он не избегает трудных ситуаций и неловких положений, а берет их под контроль.
13. Он дает оценку действиям своих товарищей по команде, и поэтому, зная, что думает о них лидер, они могут с уверенностью выполнять свою работу. Он помогает им возрастать и становиться лучше.
14. Он стремится к тому, чтобы решения принимались коллективно. Он советуется со своей командой, помогает им внести свой вклад, ведет обсуждение вопроса до тех пор, пока не наступает ясность и общее согласие, после чего подводит свою команду к принятию решения.
15. Он ведет за собой. Он знает, к чему и зачем он стремится, и как дойти до намеченной цели, чтобы при этом его сотрудники следовали за ним не слепо, а осознанно, уверенно и спокойно.
16. Он способен отличать добро от зла. Он человек высокой морали. Он понимает чувства людей и видит в человеке верность лагерю, личные амбиции и желания, правду и обман.
17. Он скромен. Что бы он ни делал: обличал, исправлял, обучал, управлял - он все делает со скромностью; поэтому его товарищи по команде и подчиненные не боятся его, а уверены в нем и доверяют ему. Он не безразличен к сотрудникам; он уважает их. Он отводит им высокое место в своем рабочем графике. Он проявляет к ним внимание и заботу.
18. Он притягивает и вдохновляет людей. Он всегда энергичен и свеж. Он создает вокруг себя атмосферу предвкушения чего-то значительного, интересного и немного рискованного. Его дух и манера поведения побуждают людей к действию.
Правила и традиции лагеря
Разговаривать с детьми о правилах поведения в лагере очень важно и необходимо! В любом обществе существует определенный свод законов, которые его члены должны соблюдать. Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, ребята в первые часы знакомства ждут от вас совершенно другого.
Предложите детям самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Практически всегда все основные моменты они называют сами. Некоторые правила могут выглядеть смешными, например «не материться в присутствии вожатого» или «не портить воздух в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Ребята будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.
Основные правила лагеря:
за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря
· Соблюдение лагерного режима и распорядка дня
· Уважение чести и достоинства других членов детского коллектива, оргсостава и персонала лагеря
· Соблюдение норм общественного поведения: говорить правильно и чисто, не использовать нецензурную лексику и не оскорблять окружающих словами или действиями
· Запрет на самостоятельный выход за территорию лагеря без сопровождения вожатых, руководителей, учителей
· Запрет приема энергетических и алкогольных напитков (любой крепости, включая пиво)
· Запрет приема наркотических веществ
· Запрет курения (в любых его проявлениях, включая сигареты, жевательный и нюхательный табак, электронные сигареты и кальяны, даже при нулевом содержании никотина)
Общие правила поведения в лагере:
1. Правило правил
Каждый ребенок/подростокобязан соблюдать все установленные в детском лагере правила.
В том числе Технику безопасности, правила Противопожарной безопасности, правила проведения морских купаний, экскурсий, автобусных поездок, походов и т.д.
2. Закон 0:0
Быть вовремя на уроках английского, всех мероприятиях, приемах пищи, отрядных и лагерных сборах.
3. Закон зелени
Необходимо беречь и защищать окружающую среду: не ломать и не рвать зеленые насаждения, не засорять водоемы, не мусорить.
4. Закон чистоты
Необходимо соблюдать общепринятые санитарно-гигиенические нормы (умываться, чистить зубы, причесываться, принимать душ, одеваться по погоде, аккуратно хранить свои вещи, заправлять постель, поддерживать чистоту в комнате и т.д.)
5. Закон здоровья
Нельзя собирать и употреблять в пищу никакие грибы и ягоды на территории лагеря. О любых недомоганиях необходимо поставить в известность вожатого или любого находящегося рядом взрослого, и в его сопровождении обратиться к врачу.
6. Закон личного пространства
Нужно бережно относиться к личному имуществу: своему, других детей, вожатых, учителей, базы лагеря. Нельзя без разрешения брать чужие вещи, заходить в чужие комнаты.
7. Закон команды
Нужно находиться вместе с отрядом, группой. При необходимости отлучится, необходимо поставить в известность вожатого.
8. Закон территории
Если у отряда проходит какое-либо мероприятие/собрание/подготовка, нельзя шуметь и отвлекать, играть/репетировать рядом.
9. Закон бандан
Каждый должен иметь при себе головной убор: бандану – всегда + теплую шапку – зимой, кепку или панамку – летом
10. Закон доброго отношения к людям
Любой человек заслуживает уважительного отношения. Даже если он не прав, его надо сначала выслушать, а уже потом корректировать и предлагать свою точку зрения.
11. Правило поднятой/правой руки
Если человек хочет выразитьсвою мысль, он поднимает руку, и ему дают право высказаться.
12. Правило свободного/золотого микрофона
Если человек начал говорить, никто не имеет права его перебивать и мешать.
13. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – действуй.
Если вам не нравится предложенная кем-то идея, не надо ее критиковать. Лучше предложить свою более правильную и конструктивную идею, которая понравится всем.
14. Кто, если не ты?
Если тебе дали какое-либо дело, ты должен со всей ответственностью выполнить его, а не перекладывать свою задачу на других.
Глава 4. Техника безопасности. Методика оказания первой медицинской помощи детям в экстренных ситуациях
Техника безопасности
Организационные моменты в работе летнего лагеря
Обязанностью каждого вожатогоявляется ежедневный личный обход всех комнат, который обеспечит контроль исполнения основных санитарных и гигиенических норм детьми, а также, их психологического и физического состояния.
Ездить с детьми из начальной школы легче в организационном плане, но более проблематично в плане самообслуживания – далеко не все способны самостоятельно помыться в душе, убрать за собой и своевременно переодеться. За всем этим придется следить вам.
Увы, 95% родителей просто забывают дать детям мешки для грязного белья. Вам придется в первый же вечер раздать их всем, у кого их нет, и объяснить, что нижнее белье нужно менять каждый день после вечернего душа. Полотенца следует развешивать для просушки. Носки тоже подлежат смене каждый вечер, а футболки и другая одежда – раз в два-три дня. Количество одежды вы лимитируете списком, который родители получают до отъезда ребенка в лагерь. Иногда, зная способности своих детей приводить одежду в жуткое состояние за считанные часы, родители собирают ежедневные комплекты из белья, футболок и толстовок. Что ж, в ряде случаев такое решение представляется грамотным. Дети не всегда способны оценить уровень чистоты своей одежды – нужно помогать им в этом.
Но ежевечерний обход проводится не только для этого. Это ритуал, позволяющий вам чувствовать состояние детей. Вы не спеша обходите все палаты: кому-то поправите одеяло, кого-то погладите по голове, с кем-то поговорите по душам. Поверьте, дети очень ждут этих минут, они нужны им для разрешения каких-либо психологических проблем. Именно из состояния детей вы будете исходить, планируя весь следующий день.
После всех обходов, которые могут закончиться ближе к полуночи, у вас начинается планерка – собрание оргсостава, посвященное следующему лагерному дню, на котором необходимо поставить руководителя смены в известность о психологическом состоянии каждого ребенка, любых травмах/недомоганиях в отряде.