Последовательность учебных задании по краткосрочным рисункам
Обобщая все сказанное о способах работы над набросками и зарисовками, можно проследить общую линию последовательного нарастания сложности в работе при обучении краткосрочным рисункам. Она выглядит следующим образом:
1. Зарисовки, исполняемые это наблюдению только с натуры, — это подготовительный этап поиска обобщенного изображения, переходный к наброскам с натуры с ограниченным временем исполнения.
2. Наброски по наблюдению с натуры— это основной, ведущий тип обобщенного изображения, который .сопровождает весь курс обучения рисунку в виде аудиторных, домашних, самостоятельных занятий и служит отправным при обучении наброскам.
3. Специальные упражнения, направленные на развитие способности к зрительному запоминанию, которые вначале периодически сопутствуют обучению наброскам с натуры, а затем постепенно переходят в наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению — с натуры, а затем — по памяти).
4. Через некоторое время, достаточное для освоения способа их исполнения, комбинированные наброски переходят в другой, более сложный по способу исполнения тип наброска только по памяти, то есть после наблюдения, от начала до конца без натуры, только на основе зрительного запоминания.
5. Наброски по памяти можно считать переходными к следующему типу набросков по представлению, которые служат специальными упражнениями для развития способности изображать, что либо, без натуры. Наброски по представлению нужны и как подготовительные упражнения к наброскам по воображению (наброски-эскизы).
6. Наброски, исполняемые комплексным способом, заканчивают обучение. По существу они являются итоговыми упражнениями, требующими от обучаемых умения применять все способы работы, которыми они овладели за годы обучения рисунку. Они, так же как и наброски по представлению, служат подготовительными в практической работе над набросками эскизами (по воображению), то есть в работе над композиционными решениями художественного замысла.
Главное, существенное и характерное в краткосрочном рисовании.
Ввиду того, что в начале обучения наиболее трудным оказывается овладение основным методом в работе над краткосрочным рисунком — методом наблюдения, анализа и обобщения, необходимо изучить следующие методические замечания.
В обучении краткосрочным рисункам основополагающими понятиями являются: «общее», «обобщенное реалистическое изображение», «главное», «существенное».
Обобщенным следует считать такое реалистическое изображение предметного мира, когда сложная форма решается, верной и достаточной для восприятия целого, передачей только ее основных, типических и характерных признаков без мелкой деталировки. Поэтому набросок часто определяется как «целое, увиденное без частностей».
Главное — это то, что составляет самую суть предмета, основу его внешней видимой формы, ‑ его строение (конструкцию). Сущность конструкции предмета, скрыта под его внешней формой, и не всегда просматривается. Поэтому, чтобы правильно изобразить воспринимаемую форму, необходимо провести качественный анализ изображаемого объекта прежде, выделить существенное и характерное. Существенное заключается в том, что оно является всеобщим, одинаковым для всех аналогичных предметов, то есть типическим.
Индивидуальные особенности формы и пропорции должны быть отнесены к его характерным признакам.
Освоение метода анализа и обобщения, осуществляется по следующей системе вопросов, определяющих последовательность исследования и анализа изображаемого.
1. Идентификация, определение объекта изображения.
2. Каково строение формы? (Анализ конструкции объекта.)
3. Провести сравнительный анализ «общего» с другими, уже известными объектами, со схожими характеристиками. Какие характеристики типические, одинаковые?(Типическое)
4. В чем отличие от аналогичных объектов? (Характерное.)
5. Какие качества можно выделить как случайные, не определяющие, не имеющие решающего значения (и в данном случае лишние), что можно отбросить без ущерба общепонятности и убедительности изображения? (Отбор.)
Из ответов на эти вопросы и слагается обобщенный зрительный образ, результат анализа в котором расставлены приоритеты показателей, ведущих в характеристике объекта и в изображении.
Следующий этап – непосредственно изображение, которое выполняется уже с меньшей опорой на объект, с большей на обобщенный зрительный образ.
При этом учебный рисунок, ориентированный определенной целью и задачами, выполняет в большей или меньшей степени следующие функции:
— учебно-познавательную, когда рисунок служит средством изучения натуры, действительности и накопления профессиональных знаний и умений;
— творческую, если рисунок является средством выражения творческого
замысла. В этом случае рисунки могут быть самостоятельными художественными произведениями, одним из видов графики, а изучение натуры становится основой для создания художественного образа.
Имея определенную направленность, обе функции органически связаны и представляют собой единство в учебной и творческой изобразительной деятельности.
В каждом отдельном случае набросок имеет свое ярко выраженное, определенное назначение и конкретизируется перечнем учебных задач.
Основными з а д а ч а м и,часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:
- изучение и изображение объектов окружающего мира, объектно-предметная среда и явления во всем своем многообразии (предметов быта, пейзажа, архитектуры, животных, человека)
- поиски линейно-пятнового характера творческой композиции. (положения объектов в пространстве, их движения);
- изучение закономерностей линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени.
Для более подготовленных студентов, могут возникнуть и такие задачи, как:
- поиски психологической характеристики, раскрытия внутреннею мира человека, напряжения его душевных и физических сил — эмоциональная выразительность;
- выявление соответствующих композиционному замыслу закономерностей конструкции, экспрессии движения, жеста и мимики.
Особое значение имеет набросок в понимании и чувстве красоты, и эстетическом освоении действительности; набросок развивает чувство гибкости, изящества линии, красоты штриха, симметричности и пропорциональности изображаемых форм, плавности их очертаний, грациозности движения, жеста, поворота человеческой головы или фигуры и т.д.