Способы выполнения набросков
Диалектический метод познания — «от общего к частному, и от частного к общему» — в процессе обучения находит свое применение при выполнении длительного учебного рисунка с обязательным условием соблюдения логически последовательных этапов построения, где анализ общего или частного в большей или меньшей степени неоднократно повторяется.
Краткосрочное изображение создается почти одномоментно; и обобщение, и детализация, и выделение главного – происходит в неразрывной связи друг с другом и не всегда в одной и той же последовательности. Набросок ‑ это творчество в гораздо большей степени, чем более длительные - зарисовки и учебный рисунок. Специфика условий его выполнения (изобразительные и выразительные средства, экстремальность временного участка отведенного на исполнение, яркость эмоционального впечатления свежего, не продолжительного, без эффекта привыкания восприятия натуры) способствует формированию особенного творческого состояния, при котором работа выполняется на «одном дыхании», «в одном ключе», в одном творческом порыве.
Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами, которые определяются, прежде всего, целями и задачами, обозначенными для выполнения рисунка, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером психических процессов (восприятия, воображения, мышления) у рисующего во время рисования, уровнем владения изобразительнымисредствами, особенностями художественных способностей рисовальщика.
Различие способов, которыми пользуются при исполнении набросков, позволяет наметить шесть типов набросков:
1. Наброски, исполняемые от начала до конца непосредственно с натуры, одновременно, с параллельным наблюдением.
2. Наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры ‑ по памяти).
3. Наброски, исполняемые только по памяти, то есть через некоторый промежуток времени после наблюдения, на основе закрепившихся в сознании зрительных восприятий.
4. Наброски по представлению («от себя»), связанные со способностью человека вызывать в сознании представления об отдельных ранее воспринятых предметах, живых объектах и явлениях окружающей действительности.
5. Наброски, исполняемые комплексным способом, то есть с применением всех вышеуказанных способов работы, включая и работу по представлению.
6. Наброски по воображению ‑ первоначальное воплощение в обобщенном изображении какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета и т. п. (набросок-эскиз), которое выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.
Наброски с натуры.
Набросок по наблюдению с натуры может быть выполнен от начала и до конца при одном непременном условии ‑ желательно полной неподвижности натуры.
К неподвижно позирующей натуре, прежде всего, безусловно, можно отнести всю неживую, а значит статичную, натуру например ‑ отдельные предметы: произведения искусства, скульптурные изображения, архитектурные сооружения, украшения, овощи, фрукты, цветы, деревья, некоторые виды пейзажа, а также специально позирующую живую модель (человек).
В данном случае рисующий работает относительно спокойно, фактор времени положительно воздействует на характер работы.
Существенным образом меняется характер работы над наброском с натуры, если ее неподвижность условная, случайная и покой временный, то есть натура в любой, не известный рисующему, момент может передвинуться, изменить положение, поворот, выражение лица, жест и т. д. и даже вообще исчезнуть из поля зрения. Это часто бывает, когда приходится делать набросок со случайной живой модели (отдыхающий на скамейке парка может переставить ногу, переменить позу, подняться и уйти).
В природе живая натура не позирует так, как это происходит в условиях мастерской художника. Она живет своей жизнью, и ее естественная, временная неподвижность может сразу, и притом неожиданно для наблюдателя, превратиться в свою противоположность — в энергичное, быстрое движение.
Надо отметить, что втакой условной неподвижности живой модели, в непреднамеренности ее спокойной позы, подчас, и заключается самая большая ценность для наблюдательного глаза художника. Специально позирующая в одном положении живая модель всегда теряет в своей выразительности, так как во всякой позе есть нарочитость и искусственность. К тому же, наступает усталость, которая окончательно изменяет облик живой модели. Поэтому, желая запечатлеть в наброске неподвижную живую не позирующую модель, рисующий должен попытаться зафиксировать во-первых - цельность образа, и во вторых – опорные элементы композиции и построения.
Конечная цель наброска — это графически зафиксировать итог наблюдения. Но если времени достаточно, набросок перестает быть быстрым, хотя основные его признаки — условность и обобщенность реалистического изображения - остаются.
Наброски комбинированные (сначала с натуры, потом по памяти).
Как только натура начинает двигаться, изменять свое положение по отношению к рисующему или совсем исчезает, а нанесенное на лист еще не отражает (схематично) ее сущности и поэтому недостаточно убедительно и малопонятно, то для завершения наброска приходится призывать на помощь зрительную память. Развитая зрительная память может помочь дополнить уже сделанное подробностями и необходимой детализацией, которые придадут изображению завершенность и самодостаточность. Набросок, начатый с натуры, а законченный уже без нее, по памяти, является «комбинированным ».
Наброски по памяти.
Сокращение времени наблюдения еще больше усложняет работу над наброском и требует особо развитой способности к зрительному запоминанию даже воспринятого, в очень небольшой период времени.
Особенно трудным оказывается положение, когда набросок выполняется с непрерывно и быстро движущейся натуры. Решение такой задачи практически возможно только при очень беглом, но чрезвычайно активном наблюдении модели, чтобы не только выбрать наиболее выразительный момент движения, но и определить взаиморасположение и синхронные движения основных ее частей (в случае изображения человека: торс, ноги, голова, руки). При развитой способности зрительного запоминания мимолетного восприятия может быть достаточно, чтобы на очень короткое, иногда исчисляемое секундами время оно задержалось в сознании и послужило отправным для крайне обобщенного, иногда почти схематического зафиксировано на бумаге изображения.
Исполненный таким способом набросок представляет собой зафиксированную на бумаге зрительную память. В дальнейшем его функция - только напоминать об увиденном. Следует иметь в виду, что на качество зрительно запоминающегося образа, на его устойчивость и относительное богатство подробностями влияют многие причины и обстоятельства: многократность восприятия, активность и быстрота наблюдения, а также вызванное необходимостью твердое желание запомнить увиденное.
Наброски по воображению. Набросок по воображению — это набросок-эскиз, в котором воплощается художественный образ, возникающий как конкретный графический результат художественного воображения.
Воображение художника опирается на имеющийся у него запас восприятий и ранее полученных представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Преобразовывая эти представления по своему усмотрению, комбинируя их, устанавливая между ними связь или противопоставляя их, художник добивается цельности художественного образа, максимальной его выразительности. Так как сами представления являются уже в достаточной мере обобщенными, то, преобразованные силой воображения, они оказываются несколько дальше отстоящими от объекта восприятия, не теряя, однако, своих существенных признаков.